Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.

Физиология : учебно-методическое пособие (290,00 руб.)

0   0
Первый авторСеменов Евгений Николаевич
ИздательствоВГИФК
Страниц309
ID229623
АннотацияВ пособии изложена основополагающая информация о физиологических системах человека (нервно-мышечная, ЦНС, ВНД, дыхательная, кровь, кровообращение, пищеварение, обмен веществ и энергии), их нервная и гуморальная регуляция в покое и во время выполнения физических упражнений; физиологические принципы управления движениями.
Семенов, Е.Н. Физиология : учебно-методическое пособие / Е.Н. Семенов .— Воронеж : ВГИФК, 2010 .— 309 с. — URL: https://rucont.ru/efd/229623 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Нервные центры и их свойства ЛЕКЦИЯ 4. <...> Обмен газов в легких и тканях ЛЕКЦИЯ 14. <...> В условиях физиологического покоя протекают процессы обмена веществ на уровне, необходимом для поддержания и сохранения жизнедеятельности организма и обеспечения готовности его реагировать на воздействия, требующие 11 проявления внешне выраженной активности. <...> Понятие лабильности или функциональной подвижности было выдвинуто Н. Е. Введенским в 1892 г. В качестве одной из мер лабильности Н. Е. Введенский предложил максимальное количество волн возбуждения (электрических потенциалов действия), которое может воспроизводиться тканью в 1 с. в соответствии с ритмом раздражения. <...> Предполагают, что в мембране существует специальный «натрий-калиевый насос», который в условиях физиологического покоя обеспечивает «откачивание» натрия из клетки и «подсасывания» калия внутрь её. <...> Эта разность потенциалов получила название мембранного потенциала покоя (потенциал покоя). <...> Одной из основных причин этого является то, что проницаемость клеточной мембраны в условиях покоя для ионов калия достаточно высокая, а для ионов натрия – низкая. <...> В результате не поверхностях клеточной мембраны и возникает разность потенциалов (электрическое поле) – потенциал покоя. <...> Местный потенциал При помощи современных методов регистрации потенциала покоя можно заметить, что на одном и том же участке клеточной мембраны он то уменьшается (гипополяризация), то увеличивается (гиперполяризация). <...> Изменение мембранного потенциала в зависимости от силы наносимого раздражения длительностью 2 мсек. <...> Внизу — относительная сила наносимого раздражения (электрический ток). <...> Горизонтальные линии: сплошная — уровень потенциала покоя; штрих-пунктирная — критический уровень местного потенциала, т. е. момент возникновения потенциала действия; штриховая — уровень перехода деполяризации в инверсию знака потенциала действия (по Б, Катцу и Е. <...> Градуальная зависимость <...>
Физиология__учебно-методическое_пособие.pdf
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ" Е. Н. Семёнов С. С. Артемьева ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ С ТЕСТОВЫМИ ВОПРОСАМИ учебно-методическое пособие (для самостоятельной работы студентов институтов физической культуры) Воронеж 2010
Стр.1
2 УДК ББК Рецензенты: 1. к.б.н., доцент каф. Анатомии физиологии ВГПУ С.И. Картышева 2. к.м.н., доцент кафедры МБД ФГОУ ВПО «ВГИФК» Ю.Н. Кошелев Семенов Е.Н. Общая физиология. Курс лекций с тестовыми вопросами: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов институтов физической культуры \ Е.Н. Семенов, С.С. Артемьева, – Воронеж: 2010. – 308 с. ISBN Содержание учебно-методического пособия полностью соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 032100 "Физическая культура" и 032102.65 «Адаптивная физическая культура». В пособии изложена основополагающая информация о физиологических системах человека (нервно-мышечная, ЦНС, ВНД, дыхательная, кровь, кровообращение, пищеварение, обмен веществ и энергии), их нервная и гуморальная регуляция в покое и во время выполнения физических упражнений; физиологические принципы управления движениями. Пособие предназначено для студентов ИФК. Представляет интерес для преподавателей, тренеров и др. специалистов в области физического воспитания и спорта.
Стр.2
3 ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛ 1. Общие физиологические свойства и закономерности основных процессов жизнедеятельности ЛЕКЦИЯ 1. Организм и внешняя среда. Гомеостаз 1.1. Раздражители. Возбудимость (раздражимость), возбуждение – всеобщее свойство живых систем 1.2. Функциональная Активность – единственно возможное состояние живых систем 1.3. Биологические структуры и процессы обмена веществ ЛЕКЦИЯ 2. Виды мембранных потенциалов. Законы раздражения и распространения возбуждения. Механизмы регуляции функций 2.1. Потенциал покоя 2.2. Местный потенциал 2.3. Потенциал действия 2.4. Изменение возбудимости при возбуждении 2.5. Законы раздражения 2.6. Законы распространения возбуждения 2.7. Механизмы регуляции функций организма ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ ФИЗИОЛОГИИ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ РАЗДЕЛ 2 Физиология центральной нервной системы (ЦНС) ЛЕКЦИЯ 3. Нейрон, строение, функции, классификация. Нервные центры и их свойства 3.1 Нейрон, строение, функции, классификация 3.2. Особенности проведение возбуждения по нервному волокну 3.3. Нервные центры и их свойства ЛЕКЦИЯ 4. Функции различных отделов ЦНС 4.1. Спинной мозг. Функциональная организация спинного мозга 4.2. Продолговатый мозг и варолиев мост 4.3. Средний мозг 4.4. Промежуточный мозг 4.5. Неспецифическая система мозга 4.6. Мозжечок 4.7. Базальные ядра 4.8. Кора больших полушарий 4.9. Вегетативная нервная система ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ ФИЗИОЛОГИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ РАЗДЕЛ 3. Физиология нервно - мышечного аппарата ЛЕКЦИЯ 5. 5.1. Двигательные единицы. Композиция мышц 5.2. Строение мышц, механизм сокращения и расслабления 5.3. Химизм и энергетика мышечного сокращения ЛЕКЦИЯ 6. 6.1 Формы, типы и режимы мышечных сокращений 6 6 8 10 12 16 16 18 20 23 25 27 31 33 40 40 40 42 44 53 53 58 59 59 61 61 62 63 67 72 76 76 80 83 89
Стр.3
4 6.2. Режим мышечных сокращений 6.3. Сила мышц, рабочая гипертрофия 6.4. Регуляция величины напряжения мышц ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ НЕРВНО-МЫШЕЧНОЙ ФИЗИОЛОГИИ РАЗДЕЛ 4. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем ЛЕКЦИЯ 7. 7.1. Условия образования и классификация условных рефлексов 7.2. Торможение условных рефлексов, типы ВНД, I и II сигнальные системы 7.3. Принципы организации движений и структура целостного поведения ЛЕКЦИЯ 8. 8.1. Общий план организации и функции сенсорных систем. Рецепторы 8.2. Зрительная сенсорная система 8.3 Слуховая сенсорная система 8.4. Вестибулярная сенсорная система 8.5. Двигательная сенсорная система 8.6. Сенсорные системы кожи, внутренних органов, вкуса и обоняния. Значение деятельности сенсорных систем в спорте ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЙ НЕРВНЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ РАЗДЕЛ 5. Физиология системы крови ЛЕКЦИЯ 9. 9.1. Функции крови. Состав и объём крови 9.2. Форменные элементы крови 9.3. Физико-химические свойства крови 9.4. Регуляция системы крови 9.5. Изменение состава крови при мышечной работе ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ РАЗДЕЛ 6. Кровообращение ЛЕКЦИЯ 10. Физиология сердечной деятельности 10.1. Физиологические свойства сердечной мышцы 10.2. Сердечный цикл. Работа сердца ЛЕКЦИЯ 11. 11.1. Показатели работы сердца. Механизмы регуляции 11.2. Регуляция работы сердца 11.3. Нервная регуляция работы сердца 11.4. Гуморальная регуляция работы сердца и регуляция ЧСС при мышечной работе ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ ФИЗИОЛОГИЯ СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕКЦИЯ 12. Гемодинамика 12.1. Показатели гемодинамики 90 92 98 103 107 107 111 115 120 126 130 133 136 138 142 146 146 148 154 157 158 162 166 166 166 170 174 179 180 182 185 191 191
Стр.4
5 12.2. Кровоток в капиллярах, легких, сердце, венах 12.3. Регуляция тонуса сосудов ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ ФИЗИОЛОГИЯ ГЕМОДИНАМИКИ РАЗДЕЛ 7. Дыхание ЛЕКЦИЯ 13. Физиология дыхания. 13.1. Этапы дыхания 13.2. Внешнее дыхание 13.3. Обмен газов в легких и тканях ЛЕКЦИЯ 14. 14.1. Транспорт газов кровью. Перенос кислорода 14.2. Кислородный запрос. Кислородный долг. Максимальное потребление кислорода 14.3. Регуляция дыхания ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ РАЗДЕЛ 8. Обмен веществ и энергии, пищеварения, выделения и эндокринной системы ЛЕКЦИЯ 15. Обмен веществ и энергии 15.1. Обмен веществ 5.2. Энергетический обмен 15.3. Регуляция обмена веществ и энергии ЛЕКЦИЯ 16. Общая характеристика процессов пищеварения и выделения 16.1. Общая характеристика пищеварительных процессов 16.2. Влияние мышечной работы на пищеварение 16.3. Общая характеристика выделительных процессов 16.4. Потоотделение 16.5. Влияние мышечной работы на выделительные функции ЛЕКЦИЯ 17. 17.1. Общая характеристика эндокринной системы 17.2. Надпочечники 17.3 Половые железы 17.4. Поджелудочная и щитовидная железа 17.5. Околощитовидные железы 17.6. Регуляция обмена веществ гормонами 17.7. Эндокринные функции при мышечной деятельности 17.8. Управление обменными процессами при мышечной работе 17.9. Стресс и механизм общей адаптации ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ ФИЗИОЛОГИЯ ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ, ПИЩЕВАРЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЯ 194 198 202 208 208 210 216 220 223 227 231 238 238 238 248 254 257 257 266 268 273 274 276 277 282 284 286 288 290 294 296 300 305 306
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.