МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА
Учебно-методическое пособие для вузов
Составители: <...> Для направлений: 080100 – Экономика, 080500 – Менеджмент
2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее пособие должно помочь студентам усвоить основные понятия курса «Международная экономика». <...> В рамках программы курса «Международная экономика» вашему
вниманию предлагается сборник тестов, задач и практических ситуаций. <...> Тесты, задачи и практические ситуации могут быть использованы, прежде
всего, для закрепления изучаемого материала в ходе семинарских занятий, а
также для самостоятельной работы студентов и контроля знаний студентов
по каждой отдельной теме и по всему курсу в целом. <...> Упражнения, практические ситуации и вопросы для обсуждения предполагают самостоятельный анализ и решение проблем, изложенных в задании, что, по сути, является элементом научного исследования. <...> Товары и услуги, покупаемые резидентами одной страны у граждан и фирм других стран. <...> Международные объединения государств, в основе которого – соглашение о взаимном предоставлении равного и недискриминационного
режима торговли, сокращении на основе многосторонних договоренностей
тарифов и нетарифных ограничений. <...> Товары и услуги, которые одна страна продает гражданам и фирмам других стран. <...> ТЕМА 2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИЧИН
И РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ОБМЕНА
Основные термины и понятия: <...> Какое из существующих утверждений соответствует теории Хекшера – Олина: <...> а) рост цены на продовольствие приводит к росту доходов владельцев фактора, который интенсивно используется для производства продовольствия и сокращению доходов владельцев других факторов; <...> в) относительно трудоизбыточная страна будет иметь более
трудоемкий экспорт и капиталоемкий импорт; <...> д) относительно трудоизбыточная страна будет <...>
Международная_экономика.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА
Учебно-методическое пособие для вузов
Составители:
Т.Н. Гоголева,
В.Г. Ключищева
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2010
Стр.1
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее пособие должно помочь студентам усвоить основные понятия
курса «Международная экономика». Цель настоящего пособия – закрепить
теоретические знания, полученные в процессе изучения курса, приобрести
навыки в их практическом применении.
В рамках программы курса «Международная экономика» вашему
вниманию предлагается сборник тестов, задач и практических ситуаций.
Настоящее учебно-методическое пособие включает типовые задания по основополагающим
темам. Предлагаемый материал носит тематический характер
и охватывает основные моменты каждого этапа изучения теоретических
проблем функционирования механизма мирохозяйственных связей.
Тесты, задачи и практические ситуации могут быть использованы, прежде
всего, для закрепления изучаемого материала в ходе семинарских занятий, а
также для самостоятельной работы студентов и контроля знаний студентов
по каждой отдельной теме и по всему курсу в целом.
Предлагаемые в каждой теме задания имеют разную степень сложности.
Так, основные термины, понятия и тесты позволяют определить уровень
общей подготовки и ориентации в обозначенных вопросах. Упражнения,
практические ситуации и вопросы для обсуждения предполагают самостоятельный
анализ и решение проблем, изложенных в задании, что, по сути,
является элементом научного исследования. Предложенные в сборнике
задачи требуют осуществления определенных математических действий и
более глубокого знания изучаемого материала.
Учебное пособие соответствует требованиям общеобразовательного
стандарта высшего профессионального образования по направлениям
080100 «Экономика», 080500 «Менеджмент» и рекомендуется для проведения
семинарских занятий по международной экономике и для самостоятельной
работы студентов.
3
Стр.3
4. Для большинства развивающихся стран роль и участие государства
в экономике:
а) невелики;
б) довольно активны;
в) отсутствуют вообще, поскольку основной двигатель экономического
развития – это иностранный капитал.
5. Социальные проблемы в странах третьего мира вызваны:
а) высоким уровнем прироста населения;
б) общей отсталостью;
в) непоследовательностью аграрной реформы, вызвавшей массовый
приток работоспособного населения в города;
г) неразвитостью обрабатывающих отраслей промышленности;
д) нехваткой рабочих мест.
6. Статистические вычисления для определения относительного места
каждой из стран в мировой экономике основываются на следующих данных:
а)
экономических;
б) о размерах ВНП;
в) о размерах официальных резервов;
г) текущих платежах;
д) текущих поступлениях;
е) о размерах территории;
ж) демографических показателях;
з) социальных показателях.
и) делается поправка на экспертную оценку относительно политического
влияния каждой из стран на мировую экономику.
7. В международной статистике экономический масштаб страны
обычно измеряется таким показателем, как ВВП:
а) верно; б) неверно.
8. ГАТТ – это:
а) глобальная ассоциация по торговле товарами;
б) генеральная ассоциация по торговле и тарифам;
в) генеральное соглашение по тарифам и торговле;
г) главная ассоциации по торговле товарами и услугами.
8. Россия:
а) является полноправным членом ВТО;
б) не является членом ВТО;
в) использует льготы ВТО исключительно при экспорте оружия;
г) использует льготы ВТО только при поставке сырья.
9. Отметить ключевые принципы ГАТТ:
а) использование сил НАТО для разрешения торговых споров;
б) недискриминация стран в торговле;
6
Стр.6
в) признание таможенных пошлин основным инструментом
экспортно-импортного регулирования;
г) дискриминация стран в торговле по принципу годового дохода
на душу населения;
д) режим наибольшего благоприятствования;
е) постепенное повышение таможенных тарифов;
ж) постепенное ужесточение нетарифных методов регулирования
международной торговли;
з) предоставление преференций развивающимся странам;
и) решение всех возникающих проблем путем консультационных
переговоров;
к) постепенное снижение таможенных тарифов.
10. Отметить филиалы МБРР:
а) MAP (Международная ассоциация развития);
б) МВФ;
в) МФК (Международная финансовая корпорация);
г) ЕБРР;
д) Всемирный (Мировой) банк;
е) СДР.
11. Россия – член МБРР:
а) да;
б) нет.
12. Группу Всемирного (Мирового) банка образуют следующие структуры:
а)
МВФ;
г) MAP;
б) МФК; д) МБРР;
в) ЕБРР ; е) ОЭСР.
13. В целях оказания содействия росту частного сектора и мобилизации
внутреннего капитала для развития бизнеса в развивающихся странах
была создана такая международная организация, как:
а) МБРР;
б) Международная финансовая корпорация;
в) Международная ассоциация развития;
г) МВФ.
14. МБРР является собственностью правительств:
а) стран ЕС;
б) стран-членов МБРР;
в) развитых индустриальных стран;
г) развивающихся стран.
7
Стр.7
бы предоставлять льготные кредиты беднейшим развивающимся странам:
а) верно;
15. Международная ассоциация развития была создана для того, чтоб)
неверно.
16. Процесс интернационализации означает:
а) достижение определенной степени единства торговли, производства
и кредитно-финансовой сферы национальных государств,
входящих в формирующийся мировой хозяйственный
комплекс, несмотря на наличие государственных границ;
б) формирование многоуровневой мировой системы хозяйственных
связей, объединяющей отдельные страны в глобальный
мировой комплекс;
в) растущую связь и взаимозависимость отдельных национальных
экономических систем;
г) организацию единого экономического пространства;
д) поиск и закрепление национальной экономики в определенной
«нише» мирового хозяйства;
е) развитие устойчивых экономических связей между странами,
выход воспроизводственного процесса за рамки национальных
границ.
Упражнения
Обсудите точку зрения: «Неправда, что разрыв между богатыми и
бедными странами увеличивается повсеместно. Бедные страны, которые
присоединились к международной экономике, уменьшили разрыв со странами
ОЭСР. Например, соотношение ВВП на душу населения между США
и Китаем уменьшилось с 12,5 в 1980 г. (18 200 долл. США против 1 460
долл. США) до 6,2 в 1995 г. (23 000 долл. против 3 700 долл.). Но разрыв в
доходах увеличивается в беднейших странах, изолированных от мировой
экономики. Соотношение ВВП на душу населения между США и странами
Африки выросло с 12 в 1960 г. (11 200 долл. против 930 долл.) до 16,9 в
1995 г. (23 000 долл. против 1 360 долл.)». Angus Maddison, Monitoring the
World Economy 1820–1992.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Для каких целей международные экономические и финансовые организации
используют такой показатель, как ВВП на душу населения?
2. О какой проблеме в функционировании мировой экономики идет
речь в данном высказывании?
3. Какой путь ее решения предлагает автор высказывания? Сформулируйте
свое отношение к позиции автора высказывания.
8
Стр.8