СТАТЬИ
I
Роберт Френсис ТАФТ
СТАТЬИ
Том I
ЛИТУРГИКА
Голованов
Омск 2010
ББК 86.372
Т 23
Тафт Р. Ф. <...> В книгу вошли переводы 9 статей одного из ведущих исследователей византийской литургии Роберта Френсиса Тафта (р. <...> © Голованов С. В., пер. на русский язык, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
5
СПИСОК АББРЕВИАТУР
9
СПИСОК ТРУДОВ, УПОМИНАЕМЫХ В СОКРАЩЕННОЙ ФОРМЕ 12
ВИЗАНТИЙСКАЯ ПРИЧАСТНАЯ ЛЖИЦА: ОБЗОР ФАКТОВ <...> Причастные лжицы и обмакивание на сиро-византийском
Востоке: письменные источники <...> Заключение
ЖЕНЩИНЫ В ВИЗАНТИЙСКОМ ХРАМЕ: ГДЕ, КОГДА — И
ПОЧЕМУ? <...> Заключение
218
КАФЕДРАЛЬНОЕ И МОНАШЕСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ НА
ХРИСТИАНСКОМ ВОСТОКЕ: ДОКАЗАТЕЛЬСТВО РАЗЛИЧИЯ <...> Синтез
ЧИН И МЕСТО ПРИЧАЩЕНИЯ МИРЯН В ПОЗДНЮЮ
АНТИЧНОСТЬ НА ВИЗАНТИЙСКОМ ВОСТОКЕ <...> » ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ПОЧИТАНИЕ
БОГОРОДИЦЫ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ
393 <...> Эфесский собор (431 г.) и литургическое почитание
Приснодевы Марии
394
III. <...> Богородица в песнопениях византийских
403
служб суточного круга
403
VIII. <...> 418
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПОЧИТАНИЕ СВЯТОЙ ЕВХАРИСТИИ НА
ХРИСТИАНСКОМ ВОСТОКЕ? <...> Заключение
422
424
428
432
435
435
443
444
ОБ АВТОРЕ
Биография
Титулы и награды
Основная библиография
448
448
451
452
УКАЗАТЕЛЬ РУКОПИСЕЙ
ПРЕДМЕТНО-ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
463
465
СПИСОК АББРЕВИАТУР
AB
AC
AG
AL
ALW
AOC
ATC
AUU
BA
BBGG
BBTT
BELS
BHG
BLE
BMFD
BMGS
BN
BSGRT
BSl
BSLT
Byz
ByzF
BZ
CahArch
CahCM
CCL
CIC
CPG
CSCO
CSEL
CSHB
CSS
DACL
DOP
ECJ
ECR
EL
Analecta Bollandiana (Bruxelles)
Antike und Christentum
Analecta Gregoriana (Roma)
Analecta Liturgica (S. <...> Minneapolis, 2002
Acta Universitatis Upsaliensis
Byzantinisches Archiv
Bolletino della Badia Greca di Grottaferrata
Belfast Byzantine Texts and Translations. <...> Bulletin de la littérature ecclésiastique
Byzantine Monastic Foundation Documents
Byzantine and Modern Greek Studies
Byzantina Neerlandica
Bibliotheca Scriptorum Graecorum et Romanorum
Teubneriana
Byzantinoslavica
Byzantine Saints’ Lives in Translation. <...> Clavis patrum Graecorum (Corpus Christianorum <...>
Статьи._Том_I__Литургика.pdf
Роберт Френсис ТАФТ
СТАТЬИ
Том I
ЛИТУРГИКА
Голованов
Омск 2010
Стр.3
ББК 86.372
Т 23
Тафт Р. Ф.
Т 23 Статьи / Роберт Френсис Тафт; [пер. с англ. С. В. Голованова].
– Омск: Голованов, 2010. –
ISBN 978-5-9902610-2-0
Т. I: Литургика. – 2010. – 480 c.
В книгу вошли переводы 9 статей одного из ведущих исследователей византийской
литургии Роберта Френсиса Тафта (р. 1932 г.), почетного профессора
Папского Восточного института в Риме. Статьи, посвященные отдельным вопросам
истории византийского богослужения и духовности, были опубликованы
в зарубежных научных журналах в 1996–2006 гг.
ББК 86.372
© Taft R.F., 1995-2006.
© Голованов С. В., пер. на русский язык, 2010
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
СПИСОК АББРЕВИАТУР
A. Церковные ложки: археологические находки
I. Клад
II. Оценка находок
III. Заключение
B. Причастные лжицы и обмакивание на сиро-византийском
Востоке: письменные источники
I. Невизантийские источники
II. Письменные свидетельства об обмакивании и
литургической лжице в византийском обряде
III. Византийские литургические источники
IV. Причастные лжицы в византийской иконографии
V. Описи византийских литургических сосудов
С. Заключение
ЖЕНЩИНЫ В ВИЗАНТИЙСКОМ ХРАМЕ: ГДЕ, КОГДА — И
ПОЧЕМУ?
Введение
A. Где? Место женщины-мирянки в церкви
I. Византийская церковь
II. Литургическое пространство мирян
III. Женское место в храме: документы
IV. Гинекей, катехумены, завеса
B. Особые женщины, особые помещения
I. Посвящение диаконис
II. Нартекс и гинекей диаконис
III. Женщины царского достоинства в алтаре?
IV. Святые жены в алтаре?
C. Когда? Ограничения на присутствие женщин за церковными
службами
I. Всенощные
II. «Ритуальная чистота»
D. Почему?
I. Таксис
II. Приличие и безопасность
E. Заключение
5
9
СПИСОК ТРУДОВ, УПОМИНАЕМЫХ В СОКРАЩЕННОЙ ФОРМЕ 12
ВИЗАНТИЙСКАЯ ПРИЧАСТНАЯ ЛЖИЦА: ОБЗОР ФАКТОВ
31
37
37
38
46
50
50
59
59
68
76
79
84
86
86
88
88
89
93
141
150
150
153
162
165
166
166
169
180
181
184
192
Стр.5
ЧАСТНОЕ ПРИЧАЩЕНИЕ НА ВОСТОКЕ ВО ВРЕМЕНА ПОЗДНЕЙ
АНТИЧНОСТИ
1. Домашнее причащение мирян
2. Монашеское недоверие к литургии
3. Евхаристия отцов-пустынников
4. Частное причащение матерей-пустынниц
5. Чины причащения отшельников
6. Заключение
196
197
202
207
208
210
218
КАФЕДРАЛЬНОЕ И МОНАШЕСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ НА
ХРИСТИАНСКОМ ВОСТОКЕ: ДОКАЗАТЕЛЬСТВО РАЗЛИЧИЯ 220
I. Тезис: Два вида молитвы
II. Антитезис: кажущееся различие?
III. Кафедральные и монашеские службы в ранних источниках о
литургии
1. Монашеская литургия
2. Кафедральная литургия
IV. Монашеское и кафедральное богослужение литературе
V. Кафедрально-монашеский симбиоз и синтез
VI. Кафедральное и монашеское в византийских литургических
источниках
1. Литургические книги
2. Двойная традиция типикона
3. Соборное и монашеское в службах Триоди
4. Двойная традиция литургии Преждеосвященных
5. «Протеория» (1085–1095)
VII. Соборное и монашеское вне Византии
VIII. Синтез
ЧИН И МЕСТО ПРИЧАЩЕНИЯ МИРЯН В ПОЗДНЮЮ
АНТИЧНОСТЬ НА ВИЗАНТИЙСКОМ ВОСТОКЕ
A. Причащение мирян в позднюю античность
B. Чин причащения
I. Ранние свидетельства
II. Благочиние
III. Симеон Солунский (†1429)
C. Место для причащения мирян
I. За престолом?
II. Перед оградой
III. В местах причащения
D. Заключение
220
223
229
229
232
240
251
262
262
264
266
269
273
273
275
278
280
282
282
285
286
288
288
291
299
308
Стр.6
УПАДОК ПРИЧАЩЕНИЯ В ВИЗАНТИИ И ОТДАЛЕНИЕ МИРЯН
ОТ ЛИТУРГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВА: ПРИЧИНА, СЛЕДСТВИЕ ИЛИ
НИ ТО, НИ ДРУГОЕ?
A. Введение
B. Частота причащения в Византии
I. Кризис IV в. и его последствия
II. Монашеское причащение
III. Царское причащение
IV. Заключение
С. Закрытый алтарь
I. Развитие алтарного ограждения
II. Святилище Святой Софии
III. Цель огораживания византийского алтаря
IV. Приличие и безопасность
D.Занавешенный алтарь
I. Позднеантичная алтарная завеса вне столицы
II. Алтарная завеса византийского обряда
III. Заключение
E. Причина, следствие или ни то, ни другое?
ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ
ТРАДИЦИИ
Циклы, праздники и их ранжирование
1. Седмичный круг
2. Годичный круг неподвижный праздников
3. Годичный круг переходящих праздников
Классификация византийских праздников святых по чину
1. Великие праздники
2. Праздники согласно литургической значимости
3. Праздники «синаксиса»
4. Предпразднества святых
Как все началось — святые до святых
Почитание мучеников
Святые в Божественной литургии: святым или за святых?
Устойчивость древнего обычая на византийском Востоке
1. «Протеория» (1085–1095 гг.)
2. Св. Николай Кавасила (ок. 1350):
3. Свт. Симеон Солунский (†1429)
Заключение
310
310
313
313
322
327
328
329
329
330
333
336
342
343
350
363
365
367
369
369
370
372
374
374
375
377
378
378
381
384
388
388
389
390
391
Стр.7
«ЧТО ТЯ НАРЕЧЕМ?» ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ПОЧИТАНИЕ
БОГОРОДИЦЫ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ
I. Введение
II. Эфесский собор (431 г.) и литургическое почитание
Приснодевы Марии
III. Как византийская литургия возвеличивает Богородицу
IV. Византийский синтез
V. Новая гимнография
VI. Типология Христа переходит на Марию
в апокрифах
VII. Богородица в песнопениях византийских
служб суточного круга
VIII. Мария Соискупительница?
IX. C Марией все мы соискупители во Христе
XI. Византийское богородичное почитание
и католическое церковное учительство
XII. Мария-Богородица в жизни наших восточных
и западных церквей сегодня
Приложение: Месяц Марии на Востоке?
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПОЧИТАНИЕ СВЯТОЙ ЕВХАРИСТИИ НА
ХРИСТИАНСКОМ ВОСТОКЕ?
I. Ранние христианские свидетельства о святых дарах
II. Персонализация евхаристического сознания
III. Почитание запасных Святых Даров на христианском
Востоке
IV. Средневековое происхождение западного
внелитургическогопочитания Евхаристии
V. Пастырское и экуменическое значение
VI. Заключение
ОБ АВТОРЕ
Биография
Титулы и награды
Основная библиография
УКАЗАТЕЛЬ РУКОПИСЕЙ
ПРЕДМЕТНО-ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
393
393
394
397
399
400
402
402
403
403
407
408
Х. Мария-Богородица в византийской иконографии, «Катехизис
для неграмотных»
410
414
414
417
417
418
422
424
428
432
435
435
443
444
448
448
451
452
463
465
Стр.8