Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.

Статьи. Том II : Литургика (290,00 руб.)

0   0
АвторыТафт Р. Ф.
ИздательствоГолованов
Страниц416
ID227067
АннотацияВ книгу вошли переводы 11 статей одного из ведущих исследователей византийской литургии Робеота Френсиса Тафта, интервью с автором, взятое в 2003 г.
ISBN978-5-9902610-4-4
Статьи. Том II : Литургика / Р.Ф. Тафт .— Омск : Голованов, 2011 .— 416 с. — ISBN 978-5-9902610-4-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/227067 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СТАТЬИ IΙ Роберт Френсис ТАФТ СТАТЬИ Том IΙ ЛИТУРГИКА Голованов Омск 2011 ББК 86.37 Т 239 Тафт Р. Ф. <...> Anaphorae Syriacae Acta Universitatis Upsaliensis Byzantinisches Archiv Bolletino della Badia Greca di Grottaferrata Belfast Byzantine Texts and Translations. <...> Bibliotheca Ephemerides Liturgicae, Subsidia Byzantine Monastic Foundation Documents Byzantine and Modern Greek Studies Byzantina Neerlandica Bibliotheca Scriptorum Graec. et Romanorum Teubneriana Byzantion Byzantinische Zeitschrift Corpus Christianorum, series Latina. <...> Clavis patrum Graecorum (Corpus Christianorum) Clavis patrum Latinoru (Corpus Christianorum) Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae Cistercian Studies Series Dictionnaire d’Archéologie Chrétienne et de Liturgie Dumbarton Oaks Paper Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique Eastern Churches Journal 12 ECR EL EOC EOr FC GCS GCSNF HE JLW JMP JÖB LCL LMD LP LQF LThK MGH Mu OC OCA OCP ODB OKS OLA OP OrSyr OSΒ PG PIO PIOS PL PO POC PTS QL REB RSR SA <...> Die griechischen christlichen Schriftsteller Die griechischen christlichen Schriftsteller, neue Folge Historia ecclesiarum Jahrbuch für Liturgiewissenschaft Journal of the Moscow Patriarchate Jahrbuch der österreichischen Byzantinistik The Loeb Classical Library La Maison-Dieu The Liturgical Press, Collegeville, MN (USA) Liturgiewissenschaftliche Quellen und Forschungen Lexikon für Theologie und Kirche Monumenta Germaniae Historica Le Muséon Oriens Christianus Orientalia Christiana Analecta Orientalia Christiana Periodica The Oxford Dictionary of Byzantium Ostkirchliche Studien Orientalia Lovaniensia Analecta Ordo Predicatorum (Орден доминиканцев) L’Orient Syrien Ordo Sancti Benedicti (Орден бенедектинцев) Migne, Patrología Graeca Pontificio Istituto Orientale (Roma) Pontificium Institutum Orientalium Studiorum (Roma) Migne, Patrolog <...>
Статьи._Том_II__Литургика.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Статьи._Том_II__Литургика.pdf
СТАТЬИ IΙ
Стр.1
Стр.2
Роберт Френсис ТАФТ СТАТЬИ Том IΙ ЛИТУРГИКА Голованов Омск 2011
Стр.3
ББК 86.37 Т 239 Тафт Р. Ф. Т 23 Статьи / Роберт Френсис Тафт; [пер. с англ. М. Беловой, К. Бурмистрова, С. Голованова, В. Забавина, А. Рубана,]. – Омск: Голованов, 2010–2011. – ISBN 978-5-9902610-4-4 Т. IΙ : Литургика. – 2011. – 416 c. Во второй том издания вошли переводы 11 статей проф. Роберта Тафта, посвященных вопросам истории византийского богослужения, и интервью с автором, взятое в 2003 г. Переводы 4-х статей в начале книги ранее были опубликованы в журнале «Страницы» ББИ апостола Андрея (Москва) и воспроизводятся с разрешения издательства ББИ. ББК 86.372 © Taft R.F., 1986–2009. © ББИ св. апостола Андрея, 1997–2001 © Голованов С. В., пер. на русский язык, 2011
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ.................................................................................................... 5 СПИСОК АББРЕВИАТУР............................................................................... 11 СПИСОК ТРУДОВ, УПОМИНАЕМЫХ В СОКРАЩЕННОЙ ФОРМЕ 14 РУССКАЯ ЛИТУРГИЯ: ЗЕРКАЛО РУССКОЙ ДУШИ............................ 37 ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА ......................................................................... 37 I. Русский религиозный дух: география души.................................... 39 1. Вселенскость русского духа............................................................... 41 2. Эсхатологическое пространство...................................................... 42 3. Пространство христологического кенозиса................................. 47 II. Русское богослужение: географическая карта души.................... 49 1. Центральное место литургии в Русском Православии............. 49 2. Роль литургии в христианизации Руси ........................................ 51 3. История формирования русской литургии ................................ 53 4. Дух русской литургии: единство противоположностей .......... 56 а) Литургия как икона (образ) небесного богослужения.......... 58 б) Тема воскресения............................................................................ 62 в) Кенозис Христа................................................................................ 63 III. Заключение............................................................................................ 64 КОММЕНТАРИИ ПЕРЕВОДЧИКА ....................................................................... 66 МОЛИТВА СВЯТЫМ ИЛИ МОЛИТВА ЗА СВЯТЫХ?............................. 69 I. Постановка проблемы ........................................................................... 69 II. Появление просительных/поминальных молитв в культе мучеников..................................................................................................... 72 III. Просительные/поминальные молитвы в Литургии.................... 74
Стр.5
6 Р. Ф. ТАФТ СТАТЬИ ТОМ II IV. Литургические источники поздней античности...........................75 1. Египет......................................................................................................75 а) Страсбургский папирус .................................................................75 б) Каирский папирус...........................................................................76 2. Антиохия................................................................................................76 а) Апостольские Постановления......................................................76 6) Иоанн Златоуст (до 398 г.)..............................................................78 3. Константинополь. Иоанн Златоуст (401 г.) ...................................79 4. Иерусалим. Кирилл/Иоанн II (после 380 г.)..................................80 5. Запад .......................................................................................................82 V. Живучесть старых обычаев на востоке..............................................83 1. «Толкование Литургии» Феодора Андидского (1085–1095) ......83 2. Николай Кавасила (ок. 1350 г.) .........................................................85 3. Свт. Симеон Солунский (ум. 1429 г.)...............................................85 ЭКУМЕНИЧЕСКАЯ НАУКА И КАТОЛИЧЕСКО-ПРАВОСЛАВНЫЙ СПОР ОБ ЭПИКЛЕЗИСЕ.................................................................................87 I. ПРЕДПОСЫЛКИ................................................................................................87 1. Наука ..........................................................................................................88 2. Экуменическая наука .............................................................................88 II. ПРАВОСЛАВНАЯ ТРАДИЦИЯ .........................................................................91 1. Византийские эпиклетические тексты ..............................................93 Анафоры Иоанна Златоуста и Двенадцати апостолов..................94 Анафора св. Василия Великого (ВАС) ................................................95 а) Освятительные слова: «покажи» versus «сотвори» .................96 б) Просительная молитва о превращении в ЗЛАТ .....................97 2. Интерпретируя традицию — Theologia prima................................98 3. Theologia secunda.....................................................................................99 III. КАТОЛИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ......................................................................100 IV. НЕКОТОРЫЕ СООБРАЖЕНИЯ......................................................................106 1. Об уравновешенном подходе ко всей традиции в целом...........106 2. Два литургических выражения двух типов литургического богословия...................................................................................................109 V. ВЫВОДЫ........................................................................................................115 ВКЛАД ВОСТОЧНОЙ ЛИТУРГИИ В ПОНИМАНИЕ ХРИСТИАНСКОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ.....................................................123 I. Восточная литургия и западное понимание христианского богослужения.............................................................................................126 II. Восточное богослужение и литургическая наука.........................137 III. Восточное богослужение между мифом и реальностью..........143
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ 7 ГОРА АФОН: ПОСЛЕДНЯЯ ГЛАВА В ИСТОРИИ ВИЗАНТИЙСКОГО ОБРЯДА...................................................................... 149 Введение...................................................................................................... 149 Источники.................................................................................................. 151 Студитский синтез ................................................................................... 156 Студитский обряд Афона ...................................................................... 159 Ипотипосис преп. Афанасия Афонского....................................... 159 От агиополитов к агиоритам. Грузия и ее связи с Афоном....... 162 1. Св. Евфимий ................................................................................... 163 2. Синаксарий и лекционарий св. Георгия Мтацминдели..... 165 Характеристика студитского чина.................................................... 167 Неосавваитский синтез ........................................................................... 169 Агрипния ................................................................................................ 170 Канон........................................................................................................ 172 Псалтырь................................................................................................. 176 Неосавваитский обиход на Афоне....................................................... 178 Филофей Коккин и исихастское господствующее влияние....... 178 «Диатаксис священнослужения» патр. Филофея......................... 179 Афон и византийская Божественная литургия................................ 182 Филофеевский «Диатаксис Божественной литургии»................ 182 Заключение................................................................................................ 186 ВОЗВРАЩАЯСЬ К СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЛИТУРГИКЕ АНТОНА БАУМШТАРКА................................................................................................ 188 I. ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 188 IΙ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЛИТУРГИЯ И ЕЕ «ЗАКОНЫ»........................................... 192 1. Общие принципы................................................................................ 195 2. Частные законы..................................................................................... 197 a. Тексты................................................................................................... 197 b. Структуры, действа и их символизация..................................... 198 III. ОЦЕНКА «ЗАКОНОВ» БАУМШТАРКА ....................................................... 199 IV. ДОБАВЛЕНИЕ К ЗАКОНАМ БАУМШТАРКА............................................... 211 V. ОЦЕНКА СРАВНИТЕЛЬНОГО МЕТОДА........................................................ 223 VI. ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ «ЗАКОНЫ» БАУМШТАРКА ЗАКОНАМИ?......................... 226 VI. ВНЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЛИТУРГИКИ.......................................................... 231 Почему история?...................................................................................... 232 Изучение литургии: практическое, историческое или теоретическое? .......................................................................................... 234 Литургическая научная школа и экуменизм.................................... 236
Стр.7
8 Р. Ф. ТАФТ СТАТЬИ ТОМ II ЧТО ДЕЛАЕТ ЛИТУРГИЯ? К ВОПРОСУ О СОТЕРИОЛОГИИ ЛИТУРГИЧЕСКОГО СЛУЖЕНИЯ: НЕСКОЛЬКО ТЕЗИСОВ..............240 Тезис 1 ..........................................................................................................241 Тезис 2 ..........................................................................................................241 Тезис 3 ..........................................................................................................242 Тезис 4 ..........................................................................................................242 Тезис 5 ..........................................................................................................243 Тезис 6 ..........................................................................................................243 Тезис 7 ..........................................................................................................244 Тезис 8 ..........................................................................................................244 Тезис 9 ..........................................................................................................245 Тезис 10 ........................................................................................................245 Тезис 11 ........................................................................................................245 Тезис 12 ........................................................................................................246 Тезис 13 ........................................................................................................246 Тезис 14 ........................................................................................................247 Тезис 15 ........................................................................................................248 Тезис 16 ........................................................................................................249 ЕВХАРИСТИЧЕСКАЯ АНАФОРА ВОЗНОСИЛАСЬ ТАЙНО ИЛИ ГЛАСНО?............................................................................................................253 А. КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ХРИСТИАНСКОЙ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ МОЛИТВЫ В ПОЗДНЮЮ АНТИЧНОСТЬ............................................................255 Ι. Личная гласная молитва в Библии....................................................257 II. Личные молитвы вслух в античном язычестве..............................258 III. Христианская личная молитва вслух в святоотеческий период ........................................................................................................................259 1. Никита Ремесианский († после 414)............................................261 2. Цезарий Арльский († после 452)....................................................262 3. Августин (†430) ...................................................................................262 IV. Чтение вслух в языческой и христианской античности............263 Β. ДРЕВНИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ МОЛИТВЫ: ТАЙНЫЕ ИЛИ ГЛАСНЫЕ?..........................................................................................................272 Ι. Христианская литургическая молитва в эпоху спонтанности...273 1. Ι/II столетие..........................................................................................273 а. Дидахе (ок. 90–100) .........................................................................273 b. Х послание Плиния имп. Траяну (ок. 111–114) ......................274 c. Иустин Мученик, Апология Ι (ок. 150) ......................................275 d. Ириней (ок. 13o-ca. 200), Против ересей ..................................275 2. Источники III/IV века........................................................................276 а. Ориген (ок. 185—ок. 254)...............................................................276 b.Дионисий Александрийский (ок. 257).......................................276
Стр.8
СОДЕРЖАНИЕ 9 c. Киприан (†258) О единстве кафолической церкви............... 277 d.Дидаскалия (III век) ....................................................................... 278 e.Апостольское предание (III-IV в.) ............................................... 278 f. Василий Великий (†379)................................................................ 281 II. Христианская литургическая молитва в эпоху фиксированных богослужебных тесктов............................................ 281 1. Общение в молитве .......................................................................... 281 2. Послание папы Иннокентия I Децентию из Губбио (416 г.).. 282 3. Мелания Новая (†439) ...................................................................... 283 4. «Луг духовный» Иоанна Мосха (ок. 600 г. )................................. 284 III. Упадок традиции ............................................................................... 286 1. Феодор Мопсуестский (†428).......................................................... 286 2. 17-я Гомилия Псевдо-Нарсая (VI в. ) ........................................... 287 3. Иаков Саругский (†521) ................................................................... 288 4. Юстиниан, Новелла 137 ( 565 г.) .................................................... 289 5. Римские чины .................................................................................... 291 C. ПОЗДНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ЛИТУРГИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ И КОММЕНТАРИЕВ .............................................................................................. 292 Ι. Византийские комментаторы ............................................................ 292 1. «Мистагогия» Максима Исповедника (ок. 630 г.) ..................... 292 2. «Церковная история» свт. Германа (ок. 730 г.)........................... 293 3. Никита, синкелл и хартофилакс Великой Церкви (вторая половина XI в.) ....................................................................................... 293 4. «Протеория» (ок. 1085–1095 гг.) ..................................................... 294 II. Армянские комментаторы................................................................ 295 1. Хосров Андзеваци (ок. 950 г.) ......................................................... 295 2. Нерсес Лампронаци (1153–1192 гг.).............................................. 296 III. Богослужебные списки ..................................................................... 296 1. Списки армянского Патарага. ....................................................... 296 2. Византийские евхологические рукописи.................................... 297 D. ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 298 БЫЛО ЛИ ТРАДИЦИОННО ДЛЯ РАННЕЙ ЦЕРКВИ ЧТЕНИЕ ВСЛУХ ЛИТУРГИЧЕСКИХ МОЛИТВ?...................................................... 303 1. Ранняя традиция .................................................................................. 303 2. Что произошло с этой традицией?................................................. 305 3. Что нам делать сейчас? ....................................................................... 307 ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ДЕЛО 25 ЛЕТ СПУСТЯ ПОСЛЕ АЛЕКСАНДРА ШМЕМАНА (1921–1983): ЧЕЛОВЕК И ЕГО НАСЛЕДИЕ..................... 311 Православные литургические исследования в годы после Шмемана..................................................................................................... 313
Стр.9
10 Р. Ф. ТАФТ СТАТЬИ ТОМ II Возрождение литургических исследований в России.....................315 Историко-критические и текстологические исследования............316 Новые находки...........................................................................................317 Новые методы ............................................................................................319 Литургия снизу ..........................................................................................320 Реалии «повседневности»........................................................................325 Литургическое богословие и «феномен Шмемана» двадцать пять лет спустя.....................................................................................................329 Заключение.................................................................................................350 КОГДА В КОНСТАНТИНОПОЛЕ ИЗЧЕЗ КАТЕХУМЕНАТ?..............351 Катехуменат в Великой Церкви.............................................................351 Возраст крещения в Константинополе................................................354 Баптистерии как материальный источник.........................................355 Катехумены.................................................................................................359 Заключение.................................................................................................365 МАТЕРИАЛЫ ОБ АВТОРЕ............................................................................367 ИНТЕРВЬЮ С ПРОФ. РОБЕРТОМ Ф. ТАФТОМ....................................367 I. Общая часть: Ваше собственное «я»..................................................367 II. Четыре кардинальных пункта: четыре стороны компаса ..........387 III. Голоса мира ..........................................................................................391 IV. Прогулка вокруг самосознания.......................................................395 V. Пять чувств.............................................................................................398 УКАЗАТЕЛЬ РУКОПИСЕЙ...........................................................................401 ПРЕДМЕТНО-ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ...................................................403
Стр.10