Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Музыкальный Клондайк

Музыкальный Клондайк №4 2013

0   0
Страниц18
ID227052
АннотацияЕжемесячное издание о фестивалях и конкурсах в России и за рубежом, событиях в области классической, хоровой, народной музыки, джаза, вокального искусства, хореографии и театральной жизни. Подписчики получают полную и систематизированную информацию о российских и международных фестивалях и конкурсах, мастер-классах и курсах повышения квалификации, летних школах (сроки проведения, условия участия), а также методические материалы по вокалу и музыке, рекомендации участникам конкурсов, новости региональной культуры, интервью с деятелями искусства и музыки ноты классиков и современных композиторов. Газета выпускается с вложением "АРТ клондайк".
Музыкальный Клондайк .— Москва : Многопрофильная компания "Арт - Центр Плюс", 2002 .— 2013 .— №4 .— 18 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/227052 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 4 (125) апрель 2013 Выходит с 2002 года АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС – издатель газеты В е с т н и к т в о р ч е с т в а и к у л ьт у р ы PDF версию читайте на www.muzklondike.ru l музыка l вокал l хореография l театр ПРАЗДНИК СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА НА СИБИРСКИХ ПРОСТОРАХ Молодые творческие силы Новосибирска готовятся к участию в Международном фестивале современной музыки «СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ-2013», который пройдёт с 22 по 26 апреля на престижных площадках Сибири. <...> Фестиваль уже в третий раз состоится в Новосибирске и других городах Сибирского федерального округа, ежегодно расширяя свой творческий масштаб и географию. <...> Фестиваль «СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ» для прогрессивного зрителя поистине является праздником современного искусств. <...> Их инициативу поддержал ректор Новосибирской консерватории Константин Михайлович Курленя, при содействии которого, а также благодаря привлечению грантовых средств в 2011 году состоялся первый фестиваль «СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ». <...> В 2012 году фестиваль в своём росте совершил настоящий прорыв: во-первых, «СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ» были официально учреждены Министерством культуры Новосибирской области, Новосибирской государственной консерваторией (академией) имени М.И. Глинки и Благотворительной региональной общественной организацией «Сибирский центр современной музыки». <...> ». Во-вторых, оперативно налаженные партнёрские связи с различными культурными центрами обеспечили международное участие в фестивале передовых столичных и зарубежных солистов, дирижёров и коллективов. <...> Поэтому наша общая задача, которую успешно решает фестиваль современной музыки «СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ» - не только удивлять, но и просвещать. <...> НАТАЛЬЯ ГЛУХОВА – ГОСТЬЯ АПРЕЛЬСКОГО НОМЕРА l МАСТЕР-КЛАСС ТАМАРЫ СИНЯВСКОЙ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ АВТОГРАФ» ИЗ ПЕРМИ l IV ФЕСТИВАЛЬ МСТИСЛАВА РОСТРОПОВИЧА СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В ЛИЦАХ l УЧЕНИЦА, ДОСТОЙНАЯ УЧИТЕЛЯ ТОТ, КТО НАПОМНИТ НАМ О РАФАЭЛЯХ l ЛЕОНИД ЧИЖИК: ДЖАЗ, ШОПЕН И БОССА НОВА СТРАНА СКАЗОЧНЫХ СЕКРЕТОВ l ДЕТИ ИГРАЮТ СТАРИННУЮ <...>
Музыкальный_Клондайк_№4_2013.pdf
№ 4 (125) апрель 2013 Выходит с 2002 года В е с т н и к т в о р ч е с т в а и к у л ь т у р ы l м у з ы к а l в о к а л l х о р е о г р а фи я l т е а т р АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС – издатель газеты PDF версию читайте на www.muzklondike.ru ПРАЗДНИК СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА НА СИБИРСКИХ ПРОСТОРАХ Молодые творческие силы Новосибирска готовятся к участию в Международном фестивале современной музыки «СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ-2013», который пройдёт с 22 по 26 апреля на престижных площадках Сибири. Фестиваль уже в третий раз состоится в Новосибирске и других городах Сибирского федерального округа, ежегодно расширяя свой творческий масштаб и географию. Фестиваль «СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ» для прогрессивного зрителя поистине является праздником современного искусств. Идея фестиваля, возникшего как приношение «Русским сезонам» прославленного русского импресарио Сергея Дягилева, принадлежит новосибирским дирижёрам Сергею Шебалину и Елене Рудзей. Их инициативу поддержал ректор Новосибирской консерватории Константин Михайлович Курленя, при содействии которого, а также благодаря привлечению грантовых средств в 2011 году состоялся первый фестиваль «СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ». В 2012 году фестиваль в своём росте совершил настоящий прорыв: во-первых, «СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ» были официально учреждены Министерством культуры Новосибирской области, Новосибирской государственной консерваторией (академией) имени М.И. Глинки и Благотворительной региональной общественной организацией «Сибирский центр современной музыки». Это открыло новые финансовые возможности реализации программ фестиваля благодаря ресурсам долгосрочной целевой программы «Культура Новосибирской области на 2012-2016 г.г.». Во-вторых, оперативно налаженные партнёрские связи с различными культурными центрами обеспечили международное участие в фестивале передовых столичных и зарубежных солистов, дирижёров и коллективов. В преддверии «СИБИРСКИХ СЕЗОНОВ-2013» мы попросили учредителей фестиваля поделиться мнениями относительно положения дел в современном искусстве и образовании в Новосибирском регионе. Продолжение на 3 стр. Министр культуры Новосибирской области Наталья Васильевна Ярославцева: НАША ЗАДАЧА – НЕ ТОЛЬКО УДИВЛЯТЬ, НО И ПРОСВЕЩАТЬ... - Современное искусство – это платформа, на которой мы строим мост для взаимодействия с будущими поколениями, базис духовного наследия нашим потомкам. Наталья Васильевна, что Вы вкладываете в понятие «современное искусство»? - В настоящее время принято противопоставлять современное искусство традиционному. Выделяют группу творцов-современников, выделяют произведения искусства, создаваемые в настоящее время. Но если мы начинаем более глубоко осмысливать тему, приходим к пониманию, что все они – современники, поэтому должны относиться к категории современного искусства. Современное искусство в России сегодня – это сфера деятельности, отвечающая на запросы современности, когда художник занимается поиском и формированием новых смыслов. - Есть ли проблемы в понимании этих новых смыслов адресатами предложений в сфере культуры, другими словами — рядовыми обывателями? - Проблемы в понимании существовали всегда. До сих пор не всем понятны полотна Малевича и музыка Стравинского. Но понять можно только то, что узнаешь. Поэтому наша общая задача, которую успешно решает фестиваль современной музыки «СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ» - не только удивлять, но и просвещать. К сожалению, сегодня не существует образовательной базы для современного искусства. У нас современное искусство не преподается нигде, кроме Москвы. Современной музыкой занимаются многие, а в планах специальных учебных заведений нет даже курса импровизации. Идеи воплощаются в жизнь только благодаря личностям, и я охотно иду им навстречу. Понимаю, что развитие искусства и культуры не может остановиться на 1970-х годах. Я поддерживаю развитие, поддерживаю будущее. Что-то отсеется, что-то окажется пеной.. Но чтобы отделить эту пену от настоящего, надо начать действовать. - Новосибирск - крупный индустриальный центр, столица Сибири, а можно ли назвать его «культурной столицей» Сибири? - Новосибирск – уникальный город, где рядом с мощной академической школой, традиции которой свято берегут и развивают представители всех направлений искусства – музыки, хореографии, театра, живописи, - рождается масса интереснейших творческих начинаний. Взять хотя бы инновационный форум «Интерра», который вобрал в себя лучшие творческие инициативы, открыл новые жанры искусства и сформировал в культуре Новосибирской области новые традиции. У нас есть еще одна сильная составляющая процесса формирования особой культурной среды – это готовность администрации поддерживать культурные инновации, и желание частного капитала. У нас единственный в России опыт государственно-частного партнерства. Ведомственная целевая программа «Новосибирск – культурная столица» - имиджевая основа крупных культурных проектов, она работает уже не первый год, мы привыкли к этому словосочетанию, и надеемся, что наши мероприятия вполне соответствуют значению этих слов. НАТАЛЬЯ ГЛУХОВА – ГОСТЬЯ АПРЕЛЬСКОГО НОМЕРА l МАСТЕР-КЛАСС ТАМАРЫ СИНЯВСКОЙ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ АВТОГРАФ» ИЗ ПЕРМИ l IV ФЕСТИВАЛЬ МСТИСЛАВА РОСТРОПОВИЧА СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В ЛИЦАХ l УЧЕНИЦА, ДОСТОЙНАЯ УЧИТЕЛЯ ТОТ, КТО НАПОМНИТ НАМ О РАФАЭЛЯХ l ЛЕОНИД ЧИЖИК: ДЖАЗ, ШОПЕН И БОССА НОВА СТРАНА СКАЗОЧНЫХ СЕКРЕТОВ l ДЕТИ ИГРАЮТ СТАРИННУЮ МУЗЫКУ l ПОЮЩИЕ РЕКИ РОССИИ В НОМЕРЕ:
Стр.1
www.artcen ter.ru С МИРУ ПО Н ТКЕ НАТАЛЬЯ ГЛУХОВА: менко « Viva Espana!». Энергичный праздник испанской культуры и танца пройдет с 5 по 10 апреля 2013 года в Доме фламенко «Flamenqueria», на территории Дизайн-завода «Flacon» и на сцене Государственного Академического В самый разгар весны в Москве состоится грандиозная испанская фиеста: Международный Фестиваль фла! ~ Малого театра. В 2013 году Фестиваль « Viva Espana!» пройдет в 12-ый ! ~ раз. В рамках насыщенной программы, включающей в себя два конкурсных дня, один день грандиозной испанской фиесты и три вечерних Гала-концерта, гости мероприятия смогут не только насладиться искусством современного и классического фламенко, но и попробовать культуру и традиции Испании на вкус. Первый этап фестиваля пройдет 5 и 6 апреля в здании Дома фламенко, где в рамках премии «Золотая Кентаврита 2013» лучшие танцоры фламенко со всей России выступят перед испанским жюри, состоящем из профессиональных хореографов и солистов ведущих театров Испании. Вторым этапом станет День Испании 7 апреля, где состоится награждение победителей премии «Золотая Кентаврита 2013» и их выступления, а также Показ мод, ярмарка испанских вин и деликатесов, мастер-классы, розыгрыш путевок в Испанию и многое другое. С 8 по 10 апреля пройдет заключительный этап Фестиваля. На сцене Государственного Академического Малого театра выступят величайшие звёзды фламенко: блистательная Эва Йербабуэна, великолепная Росио Молина и старший сын знаменитого семейства Фарруко – непревзойденный Фарру. http://www.fiestaflamenco.ru XII Международный фестиваль балета DANCE OPEN в 2013 году соберет в Санкт-Петербурге лучших солистов почти 20 трупп мира. Как всегда, жюри фестиваля возглавит Наталья Макарова, знаменитая балерина-невозвращенка, легенда балета - совсем недавно получившая из рук президента США, Барака Обамы, премию Исполнительских искусств Центра им. Кеннеди. В этом году гала-концерты фестиваля DANCE OPEN снимает французский телеканал «Mezzo», подкрепляя своим интересом международную репутацию фестиваля, ведь по признанию британского издания «The Independent» - DANCE OPEN входит в десятку лучших весенних фестивалей Европы. Кроме мировых балетных знаменитостей на фестиваль, чтобы принять участие в детских мастер-классах, приедут учащиеся балетных школ со всего мира: из США, Бразилии, Панамы, Франции, Бельгии, Польши, Латвии, Украины, Финляндии и др. 19 апреля в 19.00 на сцене «Театра на Литейном» состоится «Гала-концерт юных звезд балета», он и начнет концертную программу фестиваля. Концертная программа DANCE OPEN в 2013 году включает в себя четыре вечера. Впервые в истории Фестиваля пройдут Вечера одноактных балетов – 19 и 20 апреля в Александринском театре. Создатели этих премьер, хореографы Якопо Годани, Эдвард Клюг и Юрий Посохов, находятся сегодня в фокусе внимания ведущих балетных критиков и журналистов всего мира. 21 апреля фестиваль DANCE OPEN представит для своей публики еще один сюрприз - на сцене БКЗ «Октябрьский» состоится Гала-концерт «История Русского балета». Коронные номера Анны Павловой и Матильды Кшесинской, Галины Улановой и Татьяны Вечесловой, Константина Сергеева и Вахтанга Чабукиани предстанут в не менее совершенной, но вместе с тем индивидуальной интерпретации наших современников. 22 апреля кульминацией фестиваля станет Гала-концерт мировых звезд балета DANCE OPEN в БКЗ «Октябрьский». В этом году программа сочетает вечную классику с актуальной современностью. Многие номера впервые будут исполнены в России. www.danceopen.com XIII Московский международный фестиваль камерной музыки «Весна в России» пройдёт в Москве с 17 по 26 апреля. Как и в прошлые годы, фестивальные программы будут приурочены также к памятным юбилейным датам великих композиторов и исполнителей: Дж. Пуччини, Й. Брамса, А.Бородина, Э.Грига, С.Рахманинова, Ф.Шаляпина и Т. Хренникова. Публику ждут встречи с известными и молодыми камерными коллективами, как Государственный квартет им. П.И. Чайковского, «Новый русский квартет», ансамбли старинной музыки Canto Vivo, La Campanella, солистами: Михаилом Уткиным и Олегом Бугаевым (виолончель), органисткой Еленой Приваловой, Сергеем Полтавским (виола д’амур) и многими другими исполнителями. В рамках фестиваля состоятся премьеры сочинений молодых композиторов – студентов и выпускников Московской консерватории под руководством профессора московской консерватории Татьяны Чудовой. В этом году в фестивале примут участие музыканты из Словакии, Венгрии, Болгарии и других стран. www.r-spring.ru «Если нет возможности влиять на творческий процесс, нужно просто встать и уйти с места руководителя» У каждого человека бывают ситуации, требующие особой внутренней мобилизации и решительности в принятии жизненно важных решений. Подобные ситуации не раз случались и у отмечающей в нынешнем году свой юбилей генерального директора Самарского академического театра оперы и балета Натальи Глуховой. В течение нескольких десятилетий Глухова возглавляет крупнейшие в Самаре учреждения культуры, являя редкий пример человека, соединяющего в себе качества безупречного администратора, и человека, досконально знающего сферу культуры, что по нынешним временам большая редкость. Наталья Глухова – гость нашей газеты. - Почему Вы, Наталья Степановна, именно музыке посвятили свою жизнь? - Музыкой я начала заниматься с шести лет. У нас в семье не было музыкантов, но отцу очень хотелось, чтобы я выбрала именно это поприще. Он сам привёл меня в Музыкальную школу №4 - это на Безымянке, в районе Самары, где прошло моё детство. Я попала к замечательным учителям, а дома для меня купили пианино. Всё это сыграло решающую роль в выборе жизненного пути: после девятого класса я поступила в музыкальное училище. А ведь поначалу хотела стать юристом. Но для этого мне, очевидно, не доставало каких-то внутренних качеств. Уже будучи первокурсницей, окончила общеобразовательную школу и получила аттестат о среднем образовании – это была своеобразная страховка на будущее. В музыкальном училище довелось учиться у таких прекрасных педагогов и музыкантов, как Николай Кузьмич Куранов, Леонид Филиппович Другов, Гиларий Валерьевич Беляев. По окончании училища с дипломом дирижёра-хоровика получила направление директором в сельскую музыкальную школу, но там пробыла недолго. Уже через две недели по рекомендации директора музыкального училища Дмитрия Георгиевича Шаталова меня перевели в областное управление культуры, где освободилось место инспектора по музыкальным школам. Вот так нежданно-негаданно в возрасте двадцати лет я начала свою трудовую деятельность на административном поприще. - Будущее подтвердило, что именно это поприще в наибольшей степени соответствует вашей индивидуальности. - Наверное, это действительно так. Особой протекции мне никто не составлял, но у меня всегда было огромное желание работать. Постигая азы чиновничьей деятельности, училась общаться с творческими людьми, жила кипучей жизнью. Семь лет активно занималась музыкальными фестивалями, конкурсами, методической работой. Приходилось много ездить в районы, где музыкальные школы были порой единственными очагами культуры. Всё это стало хорошей школой, тем более, что рядом были помогавшие мне классные специалисты, люди широко образованные, настоящие профессионалы. Одновременно заочно окончила наш институт культуры. Таким образом, я была не просто, используя нынешнюю терминологию, менеджером, а человеком, получившим высшее музыкальное образование, который ориентируется и в творческих вопросах. - Обычно из областной администрации по своей воле не уходят. - Заместителем директора по концертной деятельности филармонии стала исключительно по собственному желанию, почувствовав, что нельзя больше оставаться на одном месте, нужно расти. Это произошло в 1980 году, в период не очень благоприятный для нашей филармонии. У неё не было стационара: старый «Олимп» снесли, а строительство нового здания растянулось на долгие годы. Непростым было и финансовое положение: 700 тысяч долга - очень большие по тем временам деньги. Но работа кипела: в год давали до шести тысяч концертов. Учились зарабатывать. Тогда филармония была еще монополистом концертной деятельности, и мы устраивали грандиозные шоу в помещении Дворца спорта, приглашая известных исполнителей. Постепенно долги удалось погасить, потихоньку мы становились на ноги. И в дальнейшем бывали критические ситуации, когда нужно было мобилизовать все ресурсы. Рухнули некогда всесильные объединения «Росконцерт» и Госконцерт», а вместе с ними и отработанная десятилетиями гастрольная система. Огромным испытанием стал дефолт 17 августа 1998 года. А именно в этот день мне предложили занять должность директора филармонии. Но мы никогда не сворачивали концертную деятельность, выполняли все обязательства перед слушателями. - Как Вы восприняли ставшее столь неожиданным для всех предложение возглавить два года назад Самарский оперный театр? - Для меня оно было в буквальном смысле – как снег на голову. Это личная инициатива Министра культуры области. № 4 апрель 2013 2 Не могла и предположить, что в моей биографии произойдёт такой поворот: не было абсолютно никакой необходимости уходить из филармонии, где за три десятилетия удалось сплотить замечательный коллектив, отладить все направления деятельности. - Являясь генеральным директором театра, считаете ли Вы необходимым оказывать влияние на творческий процесс или это прерогатива исключительно художественного руководителя? - Безусловно, руководить театром – это не только выполнять административные функции, но и влиять на творческий процесс. Если нет такого влияния, нужно просто встать и уйти с этого места. Всё же взаимосвязано: и качество спектаклей, и их затратная часть. И я за это отвечаю. Что бы там ни было, а финансируется результат. Есть и ответственность перед зрителем. Мы стремимся показать ему всё в наилучшем виде. Насколько сложна одна только постановочная работа, как непросто найти по-настоящему классных специалистов – режиссёров, художников, солистов. Их не так много, они – наперечёт. Содержать их в труппе на постоянной основе – слишком дорогое удовольствие, приходится приглашать на отдельные спектакли – такова сегодня общепринятая практика. Но заботясь о качестве спектаклей, нужно учитывать и интересы постоянных солистов труппы, обеспечивать их загрузку. Все эти вопросы мы решаем вместе с художественным руководителем. Я высказываю свою точку зрения, иногда настаиваю на том, что, на мой взгляд, является принципиальным. И нужно отдать должное Александру Михайловичу Анисимову: мы всегда находим консенсус. Театр работает в очень напряжённом режиме, спектакли выпускаем один за другим - как пирожки печём: нужно накопить базовый, называемый некоторыми «шлягерным» репертуар, постараться что-то заработать, чтобы затем иметь возможность делать что-то принципиально новое. - Вам как руководителю нельзя не проявлять волю, порой и жесткость. Как Вы относитесь к тому, что это, может быть, не всем по душе? - Конечно, по натуре я человек вспыльчивый. Но те, кто меня хорошо знают, понимают, что это – ради дела. Впрочем, кто-то наверняка и обижается. Но будучи требовательной к другим, я в такой же мере требовательна и к себе самой, и это единственное, за что люди дарят мне свое доверие. Пока, к сожалению, не могу сказать, что за два года работы в театре мне удалось создать такую же сплоченную команду, как в филармонии. Но не будем забывать: там я работала в течение трех десятилетий. Конечно, я предполагала, что театр – сложный, непредсказуемый организм, но чтобы настолько… Здесь много корифеев, профессионалов, к которым я отношусь с большим уважением. Не устаю повторять: один в поле не воин, театр – это коллективное творчество, каждый должен знать свои обязанности и чётко их выполнять - без этого невозможно добиться успеха. Огорчает, что это не для всех является аксиомой. Может, сейчас другая жизнь … - И всё же, не приходится сомневаться в том, что нынешняя работа Вам по душе. - Может показаться, что теперь уже можно ко всему относиться вальяжнее, особенно не напрягаться. Но это не так. Интересуюсь всем, что связано с театром, постоянно стремлюсь узнать что-то новое, и это дает силы. Присутствую на всех наших спектаклях и концертах, слушаю все составы исполнителей. Ни один спектакль не похож на другой, и это – творчество. Что говорить, есть мировая планка таких театров, как Ла Скала, Ковент Гарден, но, трезво оценивая свои возможности, нельзя занижать собственную планку. Уровень исполнения и отдельных партий, и спектаклей нужно поддерживать на достойном уровне, и никакие внутренние проблемы и трения не должны быть этому помехой. Я человек, который умеет слушать и готов учиться, впитывать новое. Уверена: наш театр не будет сдавать позиции и никто не сможет повернуть его вспять. Беседовал Валерий ИВАНОВ www.muz klon di ke.ru ГОСТЬ «МУЗЫ КАЛЬ НО ГО КЛОН ДАЙ КА»
Стр.2
www.muz klon di ke.ru Оттолкнувшись от эстетики творческого объединения «Мир искусства», реализованной в новых художественных жанрах «микст», фестиваль продолжил идею синтеза искусств, культур, различных сфер жизни современного человека, с учетом современных культурных реалий как мирового масштаба, так и регионального значения. В рамках фестиваля любители искусства увидят различные микст- и медиа-проекты, получат возможность раскрыть и оценить многообразие творческих интересов людей XXI века. Наряду с резидентами – ансамблем солистов и хоровым консортом «Лаборатории новой музыки» под управлением Сергея Шебалина и Елены Рудзей, в фестивале примут участие гости из Китая и Германии. Традиции музыкального Востока в их причудливом развитии от древности до новейших течений представит Оркестр национальной музыки Института искусств Шаньдунского университета, а немецкий перкуссионист Дирк Ротбруст выступит в программе Закрытия фестиваля из произведений К. Орфа, Я. Ксенакиса и Х.К. Грубера. Кредо Дягилева воплощала знаменитая фраза «Удиви меня!». Она скрывала бесконечное множество идей, водоворотов мысли, поисков, которые привели к невиданным художественным результатам и открытиям. Творческое требование «Удиви меня!» стало и девизом фестиваля «СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ». Идеи и музыкальный репертуар фестиваля смело экспериментируют с пространственными и временными границами, соединяя непостижимо малое и непостижимо большое, конечное и бесконечное. Эта творческая концепция нашла отражение в логотипе фестиваля, подобном парадоксальной ленте Мебиуса с ее двойственной, и, в тоже время, единой поверхностью. Фестиваль современной музыки «СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ2013» станет приношением различным композиторским школам как ХХ-ХХI столетий, так и традиционным школам, уходящим в глубь веков. Пять вечеров «СИБИРСКИХ СЕЗОНОВ» будут построены по принципу диалога традиции и ее развития, взаимодействия лидера и его последователей в рамках единой школы. www.artcen ter.ru ПРАЗДНИК СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА НА СИБИРСКИХ ПРОСТОРАХ Начало на 1 стр. Самобытность сибирской композиторской школы получила ярчайшее воплощение в творчестве ее лидера А. Ф. Мурова. Один из концертов фестиваля станет данью памяти и уважения мастеру в год празднования его 85-летнего юбилея, в концерте также прозвучат произведения его учеников разных поколений. Европейская школа будет представлена творчеством композиторов Германии и Франции. Ключевыми фигурами этих концертов станут юбиляры 2013 года, лидеры европейского авангарда Оливье Мессиан и Карлхайнц Штокхаузен. Традиции музыкального Востока в их причудливом развитии от древности до новейших течений представит Оркестр национальной музыки Института искусств Шаньдунского университета (г. Цзинань, Китай). Колоритным штрихом в программе «СИБИРСКИХ СЕЗОНОВ-2013» станет исполнение вокального цикла эпатажного австрийского композитора Хайнца Карла Грубера «Frankenstein!!, пандемониум для певца и оркестра или камерного оркестра» на стихи Х. К. Артманна. Представление пройдет в сопровождении удивительного мультипликационного видео-арта. В грандиозном финале концертной программы фестиваля прозвучит «Sprechstucke» Карла Орфа на слова Бертольда Брехта. Уникальность этого сочинения заключена в исполнительском составе, в котором задействованы говорящий хор, два чтеца и мощная ударная группа из 10 перкуссионистов. По сложившейся традиции программа фестиваля развернётся по трём направлениям: BASIC, CLASS и KONTEXT. В рамках образовательных мероприятий пройдут мастер-классы гостей фестиваля из Германии и Китая, а направление KONTEXT будет представлено пресс-конференциями «СИБИРСКИХ СЕЗОНОВ-2013», презентациями и творческими встречами. Наталья САННИКОВА Фотографии предоставлены организаторами фестиваля «Сибирские сезоны-2013» Ректор Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки, доктор искусствоведения, профессор Константин Михайлович Курленя - Какое влияние оказывают фестивали такого уровня на консерваторское молодёжное сообщество, а также, возможно, в других учебных заведениях? - Влияние самое разное – как по содержанию, так и по степени его интенсивности. Самое важное в том, что наш фестиваль позволяет молодым музыкантам транслировать подлинные культурные ценности и наивысшие профессиональные стандарты качества широкой и, прежде всего, молодежной аудитории. Сегодня, к сожалению, перед обществом стоит не просто проблема воспитания вкусов, общество должно в который уже раз заново решать проблему ликвидации художественной безграмотности. Ведь, к великому несчастью, в российском общественном сознании критерии художественного буквально втоптаны в землю различными «Фабриками звезд», а пошлость становится едва ли не единственным творческим кредо и гарантом художественной коммуникации. В таких условиях трудно рассчитывать на то, что слушательская аудитория сама собой сориентируется на образцы высокого искусства. «Сибирские сезоны» задумывались совсем не для того, чтобы «пощекотать нервы» обывателю какими-то особенно экстравагантными сочинениями и музыкальными стилями. У фестиваля – просветительская функция, мы хотим, чтобы наша аудитория училась отличать подлинное современное искусство от грубого и неумелого новодела, училась уважать художественные традиции и национальные школы, и, наконец, училась ценить музыку не по критериям моды, так называемой «актуальности» или шокирующей странности, а по ее истинным художественным достоинствам. - Какие инновационные методы обучения применяются в консерватории? Как в столь академическом вузе, как консерватория, создаются условия для выращивания и развития таких молодёжных экспериментальных проектов, как «Лаборатория новой музыки»? - Новосибирская консерватория, созданная в 1956 году советским правительством как первый и единственный вуз такого типа за Уралом, с самого начала задумывалась, как инновационное учебное заведение, хотя, в те годы такой терминологией не пользовались. Перед нашей консерваторией стояли задачи огромного масштаба. Вдумайтесь, вуз должен был в громадном и мало обустроенном регионе обеспечить воспроизводство творческих кадров практически «с нуля», дабы театры, филармонии, творческая интеллигенция не «завозились» из центральных регионов СССР вахтовым методом или как-то иначе, а формировались здесь, на этой земле, в Новосибирске. Наши предшественники блестяще справились с этой сложнейшей задачей. Нам же выпало продолжать и развивать эти традиции. Для нас инновационность – далеко не всегда простое и прямое получение прибыли с помощью неких методических «гаджетов». Мы понимаем инновационность, как устойчивое и прогрессирующее нарастание интенсивности наших образовательных технологий, расширение академической и творческой мобильности, укрепление контактов и связей с мировыми центрами музыкальной культуры Запада и Востока. Обучаемый нашему искусству молодой талантливый человек далеко не всегда в общепринятой академической манере усваивает преподносимые ему знания. Он активно осваивает их в ходе личной творческой самореализации, в том числе – через создание мобильных творческих коллективов, исполняющих шедевры современного музыкального искусства. Наша инновационность – это научение умению достигать выдающихся творческих результатов, а ее экономический эффект «работает» затем всю жизнь, потому что прошедший такую школу консерваторский студент оказывается вовлеченным в мировые процессы, определяющие ведущие тенденции развития современного музыкального искусства. Это его профессиональное преимущество на всю жизнь, и оно – поистине бесценно. - Какие надежды Вы возлагаете на фестиваль 2013 в стратегическом плане: как «СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ» могут повлиять на развитие вуза в целом? - Влияют – не только «Сибирские сезоны» сами по себе. Скорее, этот фестиваль следует назвать одним из наиболее ярких проявлений тех новаторских тенденций, развиваемых нашей консерваторией, которые определяют ее современно лицо, ее перспективы. Именно новаторские творческие и методические тенденции оказывают влияние на всю атмосферу в вузе, определяют его подлинную эффективность, которая, по моему глубокому убеждению, оценивается не в безликих косвенных показателях рейтингов Минобрнауки, а в единственно достоверных и конкретных параметрах – количестве крупных резонансных творческих проектов, а также – количестве ежегодно подготовленных лауреатов и дипломантов Международных и Всероссийских конкурсов. Конечно, определенные надежды на «Сибирские сезоны» 2013 года я возлагаю: фестиваль должен задать самую высокую «планку» творческого энтузиазма, исполнительского мастерства, музыкального менеджмента, а они, в свою очередь, обязательно оставят отклик в сердцах и душах всех, кто проявит интерес к этому замечательному музыкальному празднику. Тогда наши усилия не пропадут вдвойне: мы решим не только свои внутренние учебно-методические задачи, мы сумеем в этом случае внести свой вклад в дело воспитания подлинного художественного вкуса нашей мятущейся и порядком дезориентированной общественности, а это – как раз то самое, для чего человечество и придумало Высокое Искусство. Ректор Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки, доктор искусствоведения, профессор Константин Михайлович КУРЛЕНЯ ПАРТНЁРЫ ФЕСТИВАЛЯ: lМэрия г. Новосибирска Культурный центр имени Гёте в Новосибирске lИнститут искусств Шаньдунского университета (Китай) lИнститут Конфуция НГТУ lНовосибирский государственный музыкальный колледж имени А. Мурова 3 № 4 апрель 2013 lНовосибирская государственная филармония lНовосибирская государственная областная научная библиотека lНовосибирское государственное художественное училище lУправление по культуре Алтайского края lАлтайская государственная филармония lСибирское отделение Союза композиторов России
Стр.3