ВЕСТНИК
Волгоградской академии
МВД России
Научно-методический
журнал № 1 (6) 2008
Основан в 200 5 году
Выходит 2 ра за в год
Учредитель и издатель
Волгоградская академия
МВД России
Главный редактор
В. И. Третьяков
Заместитель
главного редактора
П. В. Анисимов
Ответственный секретарь
А. С. Рябов
Редакционный совет:
В. И. Третьяков, Б. П. Смагоринский,
П. В. Анисимов, Ю. С. Чичерин,
Н. И. Кулагин, В. В. Мальцев,
С. М. Колотушкин, А. Ф. Московцев,
С. В. Непомнящий, В. А. Ручкин,
М. В. Субботина, Н. А. Егорова
Редакционная коллегия:
А. С. Рябов, Н. Н. Шведова,
Ю. А. Сторожук, В. В. Попов,
А. В. Соболева, Н. В. Ходякова,
Ю. П. Доронин, Е. В. Кушпель,
Д. Н. Алябьев, В. А. Рудковский,
А. В. Саенко
Тех. ред. Е. Н. Полоскова
Корректоры
С. П. Рачкова, И. Ю. Сиволапова
Компьютерная верстка
И. А. Крепкова
Дизайн обложки Ю. Н. Фабрициев
На первой странице обложки: торжественный
ритуал принятия присяги
на Мамаевом Кургане традиция
ВСШ ВЮИ ВА МВД России
Волгоградская академия
МВД России.
400089, г. Волгоград,
ул. Историческая, 130.
e-mail: va.@va-mvd.ru
Редакционно-издательский отдел
ВА МВД России.
400131, Волгоград,
ул. Коммунистическая, 36.
e-mail: rio@va-mvd.ru
Подписано в печать 22.08.2008.
Формат 60Х84/8. Бумага офсетная.
Гарнитура Times New Roman.
Печать офсетная. Физ. печ. л. 20,0
Усл. печ. л. 18,6 Заказ 29. Тираж 500.
ISBN 987-5-7899-0561-6
© Волгоградская академия
МВД России, 2008
СОДЕ РЖАНИЕ
Третьяков В. И. Итоги учебного года: выводы и задачи по совершенствованию
учебно-воспитательного процесса..................................
Анисимов П. В. О состоянии научной деятельности в академии
(проблемы и задачи развития)...................................................................
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Денисенко В. В. О корреляции правосознания и правопонимания
с административно-деликтным поведением............................................
Козюк М. Н., Кузнецов И. А.
Участие органов местного самоуправления в реализации правоохранительной
функции государства...............................................................
Овчинников А. И., Андрейченко А. С.
Духовные основания русской правовой культуры..................................
Рудковский В. А.
Соотношение правовой политики со смежными категориями..............
Рулев А. И.
Основные способы судебного правозащитного толкования..................
Толстик В. А., Трусов Н. А.
Диалектика взаимодействия сущности права, содержания права
и факторов, влияющих на правообразование..........................................
Фастов А. Г.
Понимание законности: история и современность.................................
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ РАССЛЕДОВАНИЯ И РАСКРЫТИЯ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Борисов О. А., Рябов А. С.
Хулиганство и расизм на футбольных стадионах: криминологический
анализ проблемы................................................................................
Вехов В. Б. Криминалистически значимые сведения об электронной
цифровой подписи......................................................................................
Кочубей А. В. Процессуальные особенности микрообъектов как вещественных
доказательств........................................................................
НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ
Комарова О. А. К вопросу об определении правовой категории
«объект личного страхования».........................................................…….
Репникова Ю. В. Проблемы приобретения иностранцами права собственности
на земельные участки в Российской Федерации...........................
Тихонов А. А. Властное взаимодействие как диалогический регулятив
процессов глобализации......................................................................
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Антонова Е. С. Воспитание гражданственности учащихся в образовательных
учреждениях Франции.............................................................
Бедрин В. С., Жмурин Д. В. Обучающие мультимедийные презентации
в вузовской лекции..............................................................................
Бокова Т. Н. Личностный смысл изучения иностранного языка студентами
педагогических вузов..................................................................
Данильчук Е. В., Гунько Ю. А. Мультимедиа-технологии в образовательном
пространстве Волгоградского государственного педагогического
университета..............................................................................
94
97
98
101
85
87
90
66
71
80
8
22
28
38
43
49
58
3
6
Стр.1
Жбанова Н. Ф. Использование компьютерных технологий для повышения
качества обучения инженера.....................................................
Захарин С. И., Сахаров А. А.
Инновационные технологии в обучении: лекции-презентации с использованием
отснятых видеосюжетов....................................................................
Климов В. В.
Мультимедиа-технологии в вузе: возможности и перспективы.................
Клюева И. А. Вопросы использования информационных технологий
при подготовке специалистов....................................................................
Кочеткова О. В. Использование интернет-технологий для повышения
эффективности обучения студентов..................................................
Кувалдина Т. А., Краморов С. В. К вопросу о критериях оценки качества
образовательных мультимедийных продуктов............................
Лекомцев А. С. Использование мультимедийных технологий при
изучении АИС товародвижения................................................................
Маньшин М. Е. Возможности использования мультимедийных технологий
при подготовке специалистов.....................................................
Меркулова Н. И.
Динамичное моделирование бизнес-процессов.......................................
Нестерова Л. А. Гражданское воспитание в педагогической системе
Г. Кершенштейнера....................................................................................
Петрова Т. М.
Мультимедиа в дистанционном обучении...............................................
Сайтимова Т. Н. Особенности дистанционного обучения в Республике
Казахстан............................................................................................
Сергеев А. Н. Новые технологии Интернет в образовательных проектах:
аспект личностного развития обучающихся...........................................
Смыковская Т. К., Бобровская Л. Н., Сапрыкина Е. А.
Система требований к учебным компьютерным презентациям как
средству обучения информатике в средней школе.................................
Тимофеева А. А. О современных требованиях к информационной
подготовке юриста......................................................................................
Ходякова Н. В. Проблема качества мультимедиа-обучения в вузе
и варианты ее возможного решения.........................................................
Цветкова Н. А. Исследование социально-психологических особенностей
личности женщин в целях оказания психосоциальной помощи........
Шевченко Е. М. Использование мультимедиа-технологий для подготовки
студентов экономических специальностей................................
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Крепкова И. А. Органы государственной безопасности Советской
России: Царицынская губернская чрезвычайная комиссия...................
Пантелеев Е. В. Развитие сельскохозяйственной кооперации
в казачьих округах Царицынской губернии в 1920-е годы....................
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ....................................................................
141
150
157
102
104
105
106
108
110
114
115
118
120
123
124
127
129
132
134
135
142
2
Стр.2
ИТОГИ УЧЕБНОГО ГОДА:
ВЫВОДЫ И ЗАДАЧИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Прошедший учебный год был отмечен 40-летием со дня создания нашего учебного заведения.
При этом главные усилия коллектива были сосредоточены на подготовке к аттестации, лицензированию
и государственной аккредитации академии. С этой целью реализована программа самообследования,
подготовлен отчет для Министерства образования и науки Российской Федерации. По итогам
работы экспертной комиссии Рособрнадзора России под председательством Н. В. Зеленской
академия подтвердила свой статус, получила лицензию и государственную аккредитацию до 2013 г.,
в том числе на обучение по программам бакалавриата.
Осуществлен значительный по своим размерам план передислокации трех факультетов: юридического,
заочного и повышения квалификации на ул. Коммунистическую, 36, а факультета экспертовкриминалистов
– в блок основных зданий на ул. Историческую, 130.
Подверглась изменениям организационно-штатная структура и управленческая деятельность академии.
Корректировались планы работ ученого и методического советов, оперативного совещания при начальнике
академии. Улучшена система контроля за исполнением их решений. В повестку дня заседаний
включались наиболее важные вопросы учебной, научной, кадровой и воспитательной работы.
Активно велась работа по внедрению в учебный процесс новейших учебных технологий. Медиатека
академии пополнилась новыми лицензионными продуктами, общее количество которых достигло
77 названий. В рамках научно-экспериментальной лаборатории новых информационных технологий
осуществлена экспертиза качества 18 мультимедиа-разработок кафедр, опубликовано пособиеруководство
по созданию компьютерного мультимедиа-продукта, организован и проведен межвузовский
«круглый» стол «Качество мультимедиа-обучения в вузе», в котором приняли участие 7 докторов
наук и профессоров вузов города.
Внедрялась ведомственная «Система дистанционного обучения в сфере повышения квалификации
и переподготовки сотрудников органов внутренних дел», в том числе ее использование в режиме видео-конференц-связи.
В течение года зафиксировано свыше 113 тыс. обращений к материалам, размещенным
на официальном сайте академии.
Смонтирована и запущена система видеонаблюдения четырех лекционных залов, введены в эксплуатацию
5 компьютерных классов на 101 рабочее место, подключены две новые базы данных:
«Юридическая консультация», «Международные договоры и соглашения». Подготовлена конкурсная
документация на прокладку коммуникаций локальной информационной сети для юридического факультета.
Всего в истекшем году закуплено вычислительной оргтехники на сумму свыше 2,5 млн
рублей, а лицензионного ПО – на 1 млн 800 тыс. рублей.
В центре внимания были вопросы практической направленности обучения. К проведению лекций
и практических занятий в прошлом году привлекалось более 50 сотрудников территориальных органов
внутренних дел. В мае т.г. проведены оперативно-тактические учения со слушателями выпускных
курсов по теме «Действия органов внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельств
на подведомственной территории», комплексная мобилизационная тренировка с органами
государственной власти.
За отчетный период в диссертационных советах ВА МВД России защищено 76 диссертаций, из них
3 докторских, в том числе сотрудниками академии защищено 11 диссертаций, из них 1 докторская.
Научный потенциал академии возрос до 81,5 %.
В настоящее время в академии работают 32 доктора наук, 30 профессоров, 180 кандидатов наук,
103 доцента.
В следственную, экспертную практику и учебный процесс были внедрены 195 научных разработок,
в том числе 2 монографии, 47 практических и учебных пособий. Издано 19 монографий, 1 учебник,
3 курса лекций, 19 учебных пособий. Общий тираж изданий составил 23 122 экземпляра, объем
печатной продукции 782,14 учетно-издательских печатных листа.
Активно развивались партнерские отношения с зарубежными странами. Осуществлен прием делегации
Кентерберийского университета (Великобритания), продолжилось сотрудничество с Мини3
Стр.3