Б о г а т ы р е в а, доктор исторических наук, доцент
Рецензенты:
кафедра библиотечно-информационной деятельности Омского го
сударственного университета им. <...> Т. Д. Рубанова, доктор педагогических наук, профессор (Челя
бинская государственная академия культуры и искусств)
Опарина, О. <...> ISBN 978-5-7996-0558-2
В монографии представлен опыт библиотековедческого исследования
социокультурного феномена университетской библиотеки, факторов ее со
циальной динамики; проанализированы процессы исторической эволюции
университетской библиотеки в контексте развития высшего образования,
рассмотрено современное состояние библиотек; значительное внимание
уделено актуальным проблемам динамики информационно-образователь
ной среды и социализации личности, перспективным библиотечным кон
цепциям; показан опыт российских и зарубежных университетских биб
лиотек. <...> Библиотека как среда профессиональной социализации личности
107
§ 3. <...> В монографии освещены вопросы, свя
занные с функционированием университетских библиотек в дина
мичной информационно-образовательной среде, их включением
в процесс профессиональной социализации личности. <...> Основным на
правлением политики в области образования является повышение
его качества и эффективности; важнейшим образовательным аспек
том выступает профессиональная социализация личности. <...> Роль и значение университетской библиотеки также не остают
ся неизменными. <...> При этом в социуме склады
вается ситуация, когда объемы знаний нарастают столь быстрыми
темпами, что всем членам университетского сообщества требуется
развивать такие качества, как информационная грамотность и ин
формационная культура. <...> Актуализируются исследования влияния современной универ
ситетской библиотеки на профессиональную социализацию лич
ности. <...> Несмотря на высказываемые предположения о том, что биб
лиотека должна стать стимулирующим фактором данного процесса,
для осмысления роли библиотеки в социализации <...>
Социокультурное_динамика_университетской_библиотеки.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. М. ГОРЬКОГО
О. Д. Опарина
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА
УНИВЕРСИТЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2010
Стр.2
ББК 4734.711
УДК 021:027.021
0-602
Научный редактор
О. Н. Б о г а т ы р е в а, доктор исторических наук, доцент
Рецензенты:
кафедра библиотечно-информационной деятельности Омского государственного
университета им. Ф. М. Достоевского (заведующий кафедрой
доктор филологических наук, профессор В. И. Хо м я ко в);
Т. Д. Рубанова, доктор педагогических наук, профессор (Челябинская
государственная академия культуры и искусств)
0-602 Социокультурная динамика университетской библиотеки /
О. Д. Опарина ; [науч. ред. О. Н. Богатырева]. —Екатеринбург :
Изд-во Урал, ун-та, 2010. — 180 с.
ISBN 978-5-7996-0558-2
В монографии представлен опыт библиотековедческого исследования
социокультурного феномена университетской библиотеки, факторов ее социальной
динамики; проанализированы процессы исторической эволюции
университетской библиотеки в контексте развития высшего образования,
рассмотрено современное состояние библиотек; значительное внимание
уделено актуальным проблемам динамики информационно-образовательной
среды и социализации личности, перспективным библиотечным концепциям;
показан опыт российских и зарубежных университетских библиотек.
Рекомендуется
специалистам вузовских библиотек, преподавателям
и студентам высших учебных заведений, а также всем интересующимся
библиотекой как феноменом культуры.
ББК 4734.711
УДК 021:027.021
ISBN 978-5-7996-0558-2
© ГОУ ВПО «Уральский государственный
университет им. А. М. Горького», 2010
© Опарина О. Д., 2010
Опарина, О. Д.
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие............................................................................................................... 4
Введение...................................................................................................................... 6
I. Университетская библиотека как социокультурный феномен....................11
§ 1. Роль, место и значение университетской библиотеки
в социокультурном пространстве...................................................................11
§ 2. Историческое развитие университетской библиотеки................................26
II. Теоретико-методологические основания изучения университетской
библиотеки.......................................................................................................... 53
§ 1. Социокультурный подход и терминологический анализ
в изучении феномена университетской библиотеки..................................53
§ 2. Концепции и факторы социокультурной динамики университетской
библиотеки.................................................................................................... 73
Ш. Социокультурная динамика современной университетской
библиотеки..........................................................................................................88
§ 1. Динамика информационно-образовательной среды.................................88
§ 2. Библиотека как среда профессиональной социализации личности 107
§ 3. Стратегическая деятельность университетской библиотеки..................122
Заключение.............................................................................................................139
Приложение 1. Рабочая программа дисциплины
«Библиотечно-информационные ресурсы и сервисы
для науки и образования»........................................................... 143
Приложение 2. Анкета «Использование ресурсов и услуг Научной
библиотеки УрГУ».........................................................................150
Список использованных источников......................................................................155
Глоссарий..................................................................................................................171
Список сокращений.................................................................................................174
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящая книга содержит изложение результатов изучения
феномена университетской библиотеки и процессов ее социокультурной
динамики в культурно-историческом ракурсе. Повышение
роли информации и знания в обществе обусловливает
необходимость в самоидентификации библиотеки университета.
Поэтому данная работа адресована всем, кто имеет отношение
к высшему образованию и библиотечному делу.
Проведенное исследование представляет собой опыт феноменологического
обобщения. Это достаточно сложная задача, которую
невозможно решить без привлечения актуальной методологии
и использования общего «среза» социально-гуманитарного знания.
Современное развитие библиотековедения демонстрирует усиление
его взаимодействия с другими науками. Применение интегративного
социокультурного подхода позволило обосновать признаки
университетской библиотеки, значение коммуникационного и личностного
факторов ее эволюции, определить компонентный состав
библиотеки как социокультурной системы.
Материал книги структурирован в соответствии с авторской
логикой изучения университетской библиотеки — от теоретического
осмысления феномена и анализа процессов ее исторического
развития до формирования концептуальных представлений о социокультурной
динамике библиотеки и рассмотрения современной
библиотечной практики. В монографии освещены вопросы, связанные
с функционированием университетских библиотек в динамичной
информационно-образовательной среде, их включением
в процесс профессиональной социализации личности. Не остались
без внимания и стратегии библиотечного менеджмента. При этом
Стр.5
я сознательно стремилась к поиску и раскрытию наиболее общих
закономерностей развития библиотек без какого-либо деления
по территориальному признаку. Надеюсь, что результаты настоящего
исследования в какой-то мере помогут читателю оценить настоящее
и составить представление о будущем университетской библиотеки.
Считаю
своим приятным долгом поблагодарить Татьяну Давыдовну
Рубанову за сотрудничество и ценные советы, Виолепу Яковлевну
Аскарову и Татьяну Федоровну Берестову — за конструктивную
критику и замечания. Хочу отметить Ольгу Юрьевну Лесных
за редактирование списка использованных источников и Ивету Гудаковску
за проявленное внимание. Я признательна Марии Ивановне
Акилиной за благожелательное отношение и оценку данного исследования
и Аркадию Васильевичу Соколову за неформальный
интерес к моей работе, многочисленные замечания и плодотворные
дискуссии.
Выход в свет этого издания оказался бы невозможным без помощи
и поддержки Дмитрия Всеволодовича Опарина, за что я ему
искренне благодарна.
Автор
Стр.6