УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И
ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫХ КООРДИНАЦИЙ У
УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ,
ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПО СЛУХУ
Белова Ольга Анатольевна
ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина», кандидат
медицинских наук, доцент, Естественно-географический факультет, кафедра Биологии и
методики её преподавания, г. Рязань, 390.000, ул. <...> Почта
В статье приводятся данные 15-ти летнего исследования учащихся школы-интерната
для глухих и слабослышащих детей о развитии уровня моторных навыков и зрительно
моторных координаций у учащихся младшего школьного возраста (7-9 лет), и сравнение их
результатов со сверстниками такой же возрастно-половой группы общеобразовательной
школы. <...> Особенностью обследования детей общеобразовательной школы заключалось в том,
что перед проведением тестов на развитие
зрительно-моторной координации, у них в
обязательном порядки определялся уровень слуха (шепотная речь). <...> Большое внимание при
обследовании глухих и слабослышащих детей уделялось владение ими дактильной и
жестовой речью, така как жестикулирование это процесс интенсивной кинестетической
активности. <...> Найдены
различия в развитии зрительно-моторной координации и уровне тонкой и крупной моторики
рук. <...> Ключевые слова: младший школьный возраст, зрительно-моторные координации,
депривировация по слуху, кинезиологические упражнения, отклонение в развитии,
аномальные дети, стресс, школа-интнернат. <...> .
.
.
~1~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор). <...> Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518
Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского
индекса научного цитирования (РИНЦ). <...> Работая с учащимися, депривированными по
слуху, мы опирались, но на особенности их
развития,
например,
использование
дактильной и жестовой речи, которая играет <...>
Электронный_научно-образовательный_Вестник_Здоровье_и_образование_в_ХХI_веке_№7_2013.pdf
2013, том 15 [7]
УДК 612.821-053.5;373.
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И
ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫХ КООРДИНАЦИЙ У
УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ,
ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПО СЛУХУ
Белова Ольга Анатольевна
ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина», кандидат
медицинских наук, доцент, Естественно-географический факультет, кафедра Биологии и
методики её преподавания, г. Рязань, 390.000, ул. Свободы, 46, Эл. Почта
В статье приводятся данные 15-ти летнего исследования учащихся школы-интерната
для глухих и слабослышащих детей о развитии уровня моторных навыков и зрительно
моторных координаций у учащихся младшего школьного возраста (7-9 лет), и сравнение их
результатов со сверстниками такой же возрастно-половой группы общеобразовательной
школы. Особенностью обследования детей общеобразовательной школы заключалось в том,
что перед проведением тестов на развитие зрительно-моторной координации, у них в
обязательном порядки определялся уровень слуха (шепотная речь). Большое внимание при
обследовании глухих и слабослышащих детей уделялось владение ими дактильной и
жестовой речью, така как жестикулирование это процесс интенсивной кинестетической
активности. В данном исследовании работе использован естественный эксперимент, т.е.
работа проводилась не в лабораторных условиях, а в обстановке, которая наиболее удобна
учащимся – микросоциуме школы-интерната и общеобразовательной школе. Найдены
различия в развитии зрительно-моторной координации и уровне тонкой и крупной моторики
рук. Материал подвергнут статистической обработке, и является достоверным.
Ключевые слова: младший школьный возраст, зрительно-моторные координации,
депривировация по слуху, кинезиологические упражнения, отклонение в развитии,
аномальные дети, стресс, школа-интнернат.
.
.
.
~ 1 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518
Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского
индекса научного цитирования (РИНЦ).
Стр.1
2013, том 15 [7]
Развитие понятия «психомоторика»
относиться к XVIII веку, связано с именем
великого русского физиолога И.М. Сеченова
(1829-1905). Он впервые раскрыл роль
мышечного движения в познании функций
окружающего мира. Его изыскания
изменили существующие до него
представления об исполнительных функциях
коры больших полушарий, а именно
существующих в ней - двигательных
центров, называющихся психомоторными.
Идеи И.М. Сеченова о том, что понятие
«психомоторика» связано с объективизацией
в мышечных движениях всех форм
психического отражения, а
пониманием работы
анализатора,
также с
двигательного
как интегратора всех
анализаторных систем человека были
развиты позже великим русским
физиологом, Нобелевским лауреатом,
академиком И.П.Павловым. И.М.Сеченов
одним из первых связал двигательные
функции с деятельностью высших отделов
центральной нервной системы, считая, что
все непроизвольные и произвольные
движения носят рефлекторную природу.
И.М.Сеченов придавал большое значение
импульсам, которые поступают в органы
чувств, т.е. нервная система представляет
ведущий регулятор деятельности. Им же
отмечалось, что «слуховое внимание,
прислушивание, есть явление заученного
невольно движения», а «слух есть
анализатор времени» [11]. И.П.Павлов
разработал физиологический закон работы
скелетной мускулатуры, он отмечал, что
«движение ко всему, захватывание всего, что
сохраняет целостность живого организма,
уравновешивает его с окружающей средой -
положительное движение, положительная
реакция; и наоборот, движение от всего,
отбрасывание, выбрасывание всего, что
мешает, угрожает жизненному процессу, что
нарушило бы уравновешивание организма со
средой,
-
отрицательная реакция,
отрицательное движение» [10] . К 1907-1913
годам относятся работы ученика
И.П.Павлова, Н.И.Красногорского, который
разрабатывал вопросы детской речи в ранние
периоды онтогенеза. Им было отмечено:
«Речевая система отражает внешний и
внутренний мир человека в приобретенных
речевых реакциях» [8]. Эта идея,
Н.И.Красногорского,
Павловского
исследования
носит
черты
объективного метода
–
последовательного
детерминизма, который заключается в
рассмотрение работы высшей нервной
деятельности, как результата взаимодействия
ЦНС с внутренней и внешней средой
организма. В работах А.Г.Иванова –
Смоленского дается анализ и особенности
работы с детьми различных возрастов.
Работая с учащимися, депривированными по
слуху, мы опирались, но на особенности их
развития, например,
дактильной и жестовой речи, которая играет
ведущую роль в общении с учащимися, так
как жестикулирование - это процесс
~ 2 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518
Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского
индекса научного цитирования (РИНЦ).
использование
Стр.2