МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Казанский институт (филиал)
Кафедра «Информатики и высшей математики»
ИНФОРМАТИКА
Основы
алгоритмизации и программирования
на языке Visual BASIC
Учебное пособие
КАЗАНЬ – 2013
Стр.1
УДК 681.3
ББК 32.07
И 74
Рекомендовано к печати Учебно-методическим советом
Казанского института (филиала) ФГБОУ ВПО «РГТЭУ»
Авторы-составители:
Аглиуллин И.Н., к.т.н., доцент кафедры информатики и высшей математики
Казанского института (филиала) РГТЭУ;
Исмагилов И.И., д.т.н., профессор кафедры информатики и высшей математики
Казанского института (филиала) РГТЭУ;
Качалкин В.А., к.т.н., доцент, зав. кафедрой информатики и высшей
математики Казанского института (филиала) РГТЭУ
Марков Ю.Н. к.ф.-м.н., доцент кафедры информатики и высшей математики
Казанского института (филиала) РГТЭУ.
Рецензенты:
Азимов Ю.Н., д.т.н., профессор кафедры статистики, эконометрики и
естествознания института экономики и финансов КФУ;
Козин А.Н., к.т.н., доцент кафедры информационных технологий Академии
управления ТИСБИ.
Информатика. Основы алгоритмизации и программирования на
языке Visual BASIC. Учебное пособие. – Казань: КИ РГТЭУ, 2013. – 115 с.
Учебное пособие предназначено для студентов I курса всех факультетов
и отделений Казанского института (филиала) Российского экономического
университета им. Г.В.Плеханова, изучающих курс информатики в части «Основы
алгоритмизации и программирования. Введение в Visual BASIC».
В пособии излагаются основные понятия теории алгоритмов, содержится
описание элементов языка Visual BASIC, средств и методов программирования
в полном соответствии с рабочей программой дисциплины.
Материал ориентирован на использование среды проектирования Visual
BASIC 6.0, которая функционирует под управлением операционной системы
Windows).
Пособие может быть использовано при изучении теоретических основ
алгоритмизации и программирования, при проведении занятий в рамках компьютерного
практикума программы обучения, а также в процессе самообразования
по информатике в экономических вузах.
© Казанский институт (филиал) РГТЭУ, 2013
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Программирование является одним из важнейших разделов курса «Информатика»,
изучение которого неотъемлемо от работы на персональном
компьютере (ПК). Иногда, к сожалению, приходится сталкиваться с мнением,
что студентам-экономистам (коммерсантам, менеджерам) достаточно освоить
средства и приложение общего назначения (Windows, Word, Excel, Power
Point, Access), а программирование можно не изучать, пусть программы создают
опытные профессионалы фирмы Microsoft.
Такой подход не выдерживает критики: в искусстве шедевры создаются
гениальными писателями, музыкантами, художниками, но все грамотные
люди изучают литературу, музыку, театральное и изобразительное искусство.
Следует также иметь в виду, что практически каждый пользователь,
непрерывно совершенствуя уровень применения компьютерных технологий
в сфере своих профессиональных интересов, на определённом этапе приходит
к выводу, что все существующие прикладные программы делают не совсем
то и не совсем так, как надо. В подобной ситуации, при назревшей
необходимости создания собственных программ, в настоящее время имеются
мощные инструментальные системы (системы программирования), которые
позволяют создавать современные прикладные программы (приложения),
максимально соответствующие индивидуальным потребностям пользователя.
Пособие состоит из введения, 5-ти глав основной части, заключения,
приложения и библиографического списка.
Глава 1 является введением в предмет «Информатика», в ней приводятся
определения и описание основных понятий дисциплины, способов представления,
хранения и обработки информации.
Глава 2 содержит элементы теоретических основ алгоритмизации и
программирования.
Глава 3 посвящена основным элементам и инструментарию языка
Visual BASIC.
В главе 4 излагаются возможности графических методов языка Visual
BASIC.
Глава 5 состоит из описания языка VBA и возможностей создания
МАКРОСОВ.
Авторы надеются, что данное методическое пособие окажется полезным
при освоении основ алгоритмизации программирования на языке Visual
BASIC для широкого круга обучаемых.
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Вторая половина XX века в области науки и техники характеризуется
тремя величайшими достижениями человечества – овладением атомной энергией,
выходом в космическое пространство и созданием электронно-вычислительных
машин (ЭВМ).
Название «электронно-вычислительная машина» определено изначальной
областью применения вычислительных машин (ВМ) – выполнение инженерно-технических
расчетов. Отметим, что в последнее время аббревиатура
ЭВМ вытесняется английским термином «компьютер» (происходит от латинского
слова «compute» – вычислять).
Современный период научно-технического прогресса немыслим без
широкого внедрения персональных компьютеров (ПК), разнообразной вычислительной
техники. Не касаясь деталей этих применений, отметим, что
коренное отличие ЭВМ от ранее изобретенных и повсеместно используемых
машин состоит в том, что последние главным образом облегчали физический
труд человека и повышали производительность сельскохозяйственного и
промышленного производства, в то время как ЭВМ является инструментом
для облегчения и расширения возможностей умственного труда. В этом
плане главное отличие ЭВМ от человека заключается в возможности обрабатывать
большие объемы информации за более короткое время. ЭВМ может в
определенной степени взять на себя функции контроля и управления, заменяя
человека в выполнении рутинных или нетворческих операций, в том числе
при работе с другими машинами и оборудованием в автоматическом режиме.
Более того, электронно-вычислительные машины способствовали появлению
новых методов познания реального мира – метода математического
моделирования с помощью машинной имитации экспериментов, на основе
которого осуществлено множество научных открытий.
Учитывая значение ЭВМ в научно-техническом, производственном и
оборонном потенциале нашей страны, правительство Российской Федерации
приняло ряд важных постановлений относительно производства и эффективного
использования вычислительной техники, автоматизированных систем, а
также организации во всех учебных заведениях страны изучения различных
постоянно обновляемых курсов компьютерных дисциплин. Важнейшей целью
этих курсов является усвоение принципов работы и особенностей использования
средств вычислительной техники. Непосредственным предметом
изучения этих дисциплин является та область знаний, которая связана с
методами подготовки, переработки, хранения и передачи информации с помощью
средств вычислительной техники и каналов связи. Под информацией
здесь имеют в виду те сведения и данные, которые позволяют снимать не4
Стр.4
определенность относительно рассматриваемого объекта или явления и которые
представлены для компьютерной обработки в виде кода, состоящего,
например, из последовательности нулей и единиц. Естественно, это очень
обширная область науки, включающая ряд более узких дисциплин, таких как
техническая и математическая кибернетика, теория информации, теория алгоритмов,
искусственный интеллект, программирование и т.п.
Предлагаемое учебное пособие предназначено для краткого введения в
круг основных вопросов по информатике, предусмотренных для высших
учебных заведений и может быть полезно студентам для первоначального
знакомства с алгоритмизацией и программированием конкретных задач для
ЭВМ.
1. ИНФОРМАТИКА, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА
Сегодня мы можем утверждать, что основу мироздания составляют
«три кита», три основополагающих понятия материя, энергия и информация.
И если роль материи и энергии в существовании человечества было осознано
достаточно давно, то роль информации в живой и неживой природе толькотолько
начинают понимать. Само это слово, имена существительные и прилагательные,
в основе которых лежит корень этого слова, начиная со второй
половины двадцатого века, прочно вошли в обиход общения специалистов
различных областей знаний – научно-технических, экономических, генетических,
биологических. Соответственно, виды представления информации могут
быть следующими:
техническая;
генетическая;
политическая;
метеорологическая;
санитарно-эпидемиологическая;
экономическая и т.д.
Понятие информация произошло от латинского слова «informatio»,
означающее изложение, осведомление, разъяснение какого-либо факта, события,
явления. В философском смысле информация – есть отражение реального
мира, т.е. это сведения, которые один реальный объект содержит о
другом реальном объекте. В широком смысле информация определяется как
сведения, знания, сообщения являющиеся объектами хранения, преобразования,
передачи о той или иной стороне материального мира и помогающие
решать определенные задачи. Сообщения – это форма представления информации
в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц
5
Стр.5