Внутренне порождаемая реактивация
одиночных нейронов в ходе свободного припоминания. <...> В первые десятилетия своего триумфального шествия, последовавшего за «когнитивной революцией» 1956 г., когнитивная психология
и когнитивная наука в целом развивались в русле построения моделей
переработки информации человеком. <...> Постараемся
кратко очертить эти области, предваряя знакомство читателя с текстами,
представленными в данной хрестоматии. <...> Пафос данной линии исследований состоит в том, что за пределами психологической лаборатории познание разворачивается в среде, в контексте
той или иной ситуации (поэтому в качестве синонима иногда используется
термин «situated cognition»), во взаимодействии субъекта с окружающим
1
Сокращенный перевод данной статьи опубликован в хрестоматии: Когнитивная психология: история и современность / Под ред. <...> Особенно много работ в области
«эмоционального познания» стало в связи с широким распространением
метода функциональной магнитно-резонансной томографии. <...> В последние годы в когнитивной науке более широкое распространение получил термин «социальное познание», расширяющий идею
«распределенного познания» до изучения когнитивных аспектов любого социального взаимодействия и социальных влияний на когнитивные
процессы и частично пересекающийся с проблематикой эмоционального
познания. <...> . Особый вопрос, с 1990-х гг. широко дискутируемый в когнитивной психологии и нейронауке, состоит в
том, можно ли рассматривать социальное познание как один из «модулей» познавательной системы человека в смысле Дж. <...> Особенно явной эта тенденция стала с появлением
функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), открывшей перед исследователями возможность изучения работающего мозга
в ходе решения познавательных задач. <...> Одной из первых среди когнитивных психологов движение в этом направлении начала Нэнси Кэнвишер, в работах лаборатории
которой были широко раскрыты возможности <...>
Горизонты_когнитивной_психологии.pdf
ГОРИЗОНТЫ
КОГНИТИВНОЙ
ПСИХОЛОГИИ
ХРЕСТОМАТИЯ
Со с т ави тели
В. Ф. Спиридонов, М. В. Фаликман
ЯЗЫКИ СЛАВ ЯНС КИХ КУЛЬТ У Р
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Москва 2012
Стр.4
159.9
88.4
69
« »
69
: /
. . . . . . — .:
; .:
(), 2012. — 320 ., . — (
. Language and Reasoning).
ISB N 978-5-9551-0463-8
« »
,
, ,
,
. ,
, ,
,
( ,
, , ,
), ,
.
88.4
ISBN 978-5-9551-0463-8
© , 2012
© , -, 2012
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.5
ОГ
ЛАВ
ЛЕНИЕ
ПОЗНАНИЕ И ТЕ
Р
А
З
ДЕ
Л I
ЛЕСНО
СТЬ
ПОЗНАНИЕ, СОЗНАНИЕ И МОЗГ
Р
А
З
ДЕ
Л II
Р
З
ДЕ
К
ОГНИТИВНОЕ Р
А
Л IIIА
ЗВИТИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
М. Уилсон. Шесть взглядов на воплощенное познание . . . . . . . . . . . . .19
Дж. Лакофф, Р. Нуньес. Откуда взялась математика:
как разум во плоти создает математику . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Р. Милликан. Укорененная рациональность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
Б. Тверски. Телесная и ментальная навигация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
Дж. Барг и др. Автоматизмы в социальном поведении . . . . . . . . . . . . .71
Н. Кэнвишер, Э. Войчулик. Картирование мозга:
новый взгляд на зрительное внимание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .83
Д. Милнер, М. Гудейл. Зрительный мозг в действии . . . . . . . . . . . . . .109
А. Оуэн и др. Как обнаружить признаки сознания
у пациентов в вегетативном состоянии ..................... .123
Н. Кэнвишер. События в мозге и осознанное восприятие ......... .129
А. Гельбард-Сагив и др. Внутренне порождаемая реактивация
одиночных нейронов в ходе свободного припоминания ....... .137
Дж. Флейвелл. Когнитивное развитие и метапознание ........... .151
Э. Мельцофф. Корни теории психического, познания и общения . . .163
Р. Байяржон, Су-хуа Ван. Категоризация событий в младенчестве . .175
Дж. Макклелланд. Взаимодействие природы и обучения
в развитии с точки зрения модели
параллельно-распределенной переработки информации . . . . . . .181
Т. Солтхауз. Когнитивное старение: что и когда? . . . . . . . . . . . . . . . .195
Стр.6
СОЦИАЛЬНОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ ДЕ
А
Р
А
З
ДЕ
Л IV
Р
З
К
ПРИКЛАДНЫЕ А
ОГНИТИВНЫХ ИСС
Л СПЕКТЫ
V
ЛЕДОВ
АНИЙ
Дж. Баттеруорт, М. Харрис. Социальный контекст
раннего речевого развития ............................... .205
А. Кармилофф-Смит и др. Существует ли языковой модуль?
Язык, распознавание лиц и теория психического
у детей с синдромом Уильямса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .213
Р. Долан. Эмоции, познание и поведение ....................... .231
Н. Рёзе. Контрфактуальное мышление ......................... .243
Дж. Шерман. Развитие и репрезентация стереотипов ............ .255
Э. Лофтус. Ошибки и изъяны памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .275
Д. Норман. Дизайн привычных вещей ......................... .283
Р. Талер. Умственная бухгалтерия — это серьезно ............... .289
С. Мартинес-Конде, С. Макник. Мозг в фокусе . . . . . . . . . . . . . . . . .303
Дж. Ризон. Чернобыльские ошибки ........................... . 311
Стр.7