С. Я. СЕНДЕРОВИЧ
Савелий Яковлевич Сендерович —
профессор русской литературы
и средневековых исследований
Корнельского университета (Cornell
University) в г. Итака штата НьюЙорк (с 1977 г.), автор статей
по проблемам начала русского
летописания, книг по истории
русской культуры («Георгий
Победоносец в русской культуре»,
Берн 1994, Москва 2000), о русской
поэзии XIX—XX веков («Пенаты»,
Ист-Лансинг 1990, совместно
с Мареной Сендерович), об
элегическом жанре у Пушкина
(«Алетейя», Вена 1982), о чтении
Чехова в феноменологическом ключе
(«Чехов — с глазу на глаз», СПб. <...> С. Я. СЕНДЕРОВИЧ
Том 1
ФИГУРА
СОКРЫТИЯ
ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ
Том 1
О русской поэзии XIX и XX веков
Об истории русской художественной культуры
S T U D I A
P H I L O L O G I C A <...> Фигура сокрытия в лирике позднего Пастернака
.
392
. <...> Элегия в семье жанров лирики русского Романтизма . <...> К теме: Лев Шестов и русская литература 20-го века
* Совместно с Е. М. Шварц * . <...> Как у бегуна на большую дистанцию
открывается второе дыхание, так погружение вглубь сложного текста
должно открыть второе, теоретическое видение, которое не может
10
Фигура сокрытия 1
быть задано. <...> В работе «Мир мимолетных видений» я описал пронизывающие
лирическую поэзию В. А. Жуковского мотивы мимолетных крылатых существ и установил, что сведение их к инварианту выхолащивает их значение — их сходство сопровождается смежностью, отношением, которое нередуцируемо. <...> 5
Пионерские исследования личных мифологий: М. О. Гершензон, «Мудрость
Пушкина»,(1919)
1919 и Р. О. Якобсон, «Статуя в поэтической мифологии Пушкина»
(1937);. <...> По такому пути я шел в моем исследовании элегического жанра
у Пушкина («Алетейя», 1982): в центре этого исследования стоит
подробный разбор одной элегии, которая относится к вершинам его
лирики («Воспоминание» 1828 года), от него все более широкие круги захватывают цикл воспоминаний, жанр элегии и, наконец, фрагмент поэтического мира поэта (главы из этой книги вошли в настоящее издание) <...>
Фигура_сокрытия._Избр._Работы.pdf
С. Я. СЕНДЕРОВИЧ
ФИГУРА СОКРЫТИЯ
ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ
Том 1
О русской поэзии XIX и XX веков
Об истории русской художественной культуры
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР
МОСКВА 2012
Стр.4
��� 811.161.1
��� 81.031
� 31
���������� �. �.
� 31
������ ��������: ��������� ������. ��� 1: � ������� ������ XIX � XX
�����. �� ������� ������� �������������� ��������. — �.: ����� ����������
�������, 2012. — 600 �., ��.
ISBN 8-978-9551-0577-2
� ���� ������� ������� ������ ���������� ������� ���������� � �������������
������������ ������������ ������������ (�. �����, ���� �������),
����������� ���������� ��������� �������, ������ �������� �����
�������� ���������� ��������� ��������� � ��������� �������� �������
������� ���������� � ��������. ������������ ������������� ����� � ����
������� ������� ������ ����������: ������� ������ ������ ���������������
� �� �������������� �����������, ��� ��� ������ �� ��� ������� ���������
���������������� �������, ������� �� ����� ���� ����� �������. ���
�� ����� � ������� ���������� ��������� ���������� ������������� ������;
����� ��� ���������� ������ ��������, �������, ������������ ����������
�������������-��������� ��������, ����������� ������� ������������
������������ �������� ������������� � �������.
��� 81.031
� ���������� ��������� ����������� ������� ���������� �������
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
ISBN 8-978-9551-0577-2
© ������� ����������, 2012 ������
© ��������� ������, 2012 ���������
© ����� ���������� �������, 2012
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие . . . . . . .
Инициал . .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
О русской поэзии
1. Мир мимолетных видений В. А. Жуковского .
.
.
.
.
.
.
.
.
2. Потаенный храм работы Василия Жуковского .
3. Двустопные ямбы Пушкина . .
4. «Роза» Пушкина в ее литературном окружении.
* Совместно с М. Сендерович *
.
5. Мотив воспоминания у Пушкина .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
7. Алетейя.
Стихотворение Пушкина «Воспоминание» (1828)
8. Стихотворение Пушкина «Я вас любил...»
9. Вслушиваясь в поэтический голос Пушкина .
10. Фрагмент поэтической мифологии Пушкина .
11. Две смерти Ленского .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
12. «Евгений Онегин» и романный полиморфизм .
13. Феноменология знака у Блока .
.
14. Через сотни разъединяющих лет.
Комментарий к стихотворению Цветаевой
«Никто ничего не отнял» .
15. Мандельштам и Розанов
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
16. Фигура сокрытия в лирике позднего Пастернака .
.
.
.
.
386
392
408
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
6. Текстология стихотворения Пушкина «Воспоминание»
1828 года
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
7
8
31
. 52
85
103
136
144
163
215
235
258
311
326
365
Стр.6
К истории русской художественной культуры
17. Лидийский лад.
Элегия в семье жанров лирики русского Романтизма .
18. Симпозиум поэтов.
К истории и теории поэтических жанров русской
романтической лирики
.
.
.
.
20. Ф. Ф. Зелинский и Вяч. И. Иванов
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
21. Кто Канта на голову бьет.
К теме: Лев Шестов и русская литература 20-го века
* Совместно с Е. М. Шварц *
.
21. Кукольная театральность мира:
К характеристике Серебряного века.
Опыт феноменографии одной культурной эпохи.
* Совместно с Е. М. Шварц *
.
.
.
.
.
.
.
Выходные данные первых редакций работ, включенных в т. 1 .
541
. 597
.
.
.
.
.
.
433
472
510
523
Стр.7
ПРЕДИСЛОВИЕ
Мои исследования в областях русской литературы, фольклора, историографии
и истории культуры печатались в течение почти четырех десятилетий в периодических
изданиях двенадцати стран и потому мало известны и мало доступны в России.
Я отобрал для этого издания те работы, которые, как мне кажется, не потеряли
смысла в новом веке. Они представлены здесь в новых редакциях. Некоторые работы
пересекаются, но лишь постольку, поскольку затрагивают с разных сторон одни
и те же факты. Всего планируется три тома: 1. работы о русской поэзии и истории
художественной культуры, 2. о прозе, 3. о фольклоре и древнерусской письменности.
Приношу
глубокую благодарность А. Д. Кошелеву за мысль собрать некоторые
мои работы и Е. М. Шварц за незаменимую редакторскую помощь.
21 февраля 2012 г.
Стр.8