Конечно, не какие-то тайны жизни Пруста привлекали к его книгам
читателей и исследователей, а как раз неповторимая грандиозность его
постройки, заключенная в ней широта и тонкость взгляда на мир, на человеческие отношения, на природу, на искусство, наконец. <...> Вопреки все еще высказываемому иногда
мнению, главная книга Пруста попросту интересна; она интересна переполняющими ее наблюдениями, мыслями, заметками, сформулированными подчас парадоксально, но неизменно точно, глубоко и даже
афористично, но интересна эта книга и чисто событийно: ее сюжет
многолинеен, ветвист, развертывается то стремительно, то невероятно
медленно (к досаде нетерпеливого читателя), но всегда поступательно
и логично. <...> Здесь
не было никакого «бальзаковского парадокса», о котором так любят
писать иные литературоведы и критики; были большие мастера слова,
которые не могли идти против правды жизни, которые раскрывали эту
правду не вопреки своим пристрастиям и иллюзиям, а следуя анали1
Proust M. <...> Иллье (у Пруста
Комбре) — типичный французский провинциальный городок, с десятком улиц, застроенных тесно поставленными двух- или трехэтажными домами, с одной площадью, посреди которой возвышается старая,
очень простая по архитектуре церковь Святого Иакова (у Пруста —
Святого Илария), облепленная лавками и магазинчиками. <...> Для его героя-Рассказчика городок Комбре всегда оставался связан не только с воспоминаниями детства, а с некоей жизненной первоосновой, устойчивой и
надежной. <...> Вот почему тема Комбре проходит
через все тома прустовской эпопеи. <...> Отметим мимоходом, что первоначально Пруст поместил Комбре недалеко от Шартра (как и расположен
реальный Иллье), но затем, описывая войну (вернее, ее восприятие героем), он передвинул Комбре поближе к линии фронта, между Ланом и
Реймсом, и это было не случайно: слишком дорог был ему этот город, о
котором прустовский герой не мог всерьез не волноваться. <...> Как уже
говорилось, это и год романного рождения <...>
Поэтика_Пруста.pdf
Стр.2
��� 811.161.1
��� 83.3(0)5
� 69
������� ������������ ��� ���������� ���������
����������� ������������� �������� �����
(����)
������ � 12-04-16227
������� ������������ �. �. ����������
� 69
�������� �. �.
������� ������ / ���. ������. �. �. ����������. — �.:
����� ���������� ��������, 2012. — 504 �., ��. — (�������
����� �. 112, 224.)
ISBN 978-5-9551-0610-6
���, �������� ��, ���������� �����������������, ��������������,
����������� ����������, ����������� �������� ������ ������� ������,
����� � ��� ������� ���������� �� ��� �����. ���� ��� � ������ � �� �����������
�����������. ����-������������� �. �. �������� ����� �� ����
«�����������» ����� �������� �� ��������� ������. ����, �� �����������
�������� ��� ��������� ������� ����� ���������, ��������� ��������
� �����. ����� �������������� �������� �������� ���������
������ � �������� �� �� ����������.
������������� ��� ������������� �������� ����� � ������� ���������
�. �. ��������� ������� �������������� ���� ����� ���������, ���������,
���������� �������������� � ���� ��������������� ����������
����������� ����. �� ����� �������, ����� � �������, ����� ����� ����������
����, ������ ����� �����������, ������, ��� ��� ����� ��������
�����, � «������� ��������» ������������ �� �������� ��������� �� ����.
� ����� ������������ ����������. ��� ������, ����������� �������
������ � ��� ��������� ����������� ������ � �����������, �������������
������. ����� �������� �������, �� ������� ��� ������� �����
— ��� ������. �� ����� � ���� ����� � ����� ������, ����������
����������� � ������� �������� ������ ������ ������ ����-����. �����
«������� ����������� �������» ��������� �� ��������� ��������� �����,
��, ��������, �. �. �������� ��������� ���������� � ����� �������
���� ��� ������� ����������.
� ����� ����� ������������ «��������» ������ �. ���������, ��
������ ����� ����������� �����������, �� ���� ��������������� �����������
� ������� ������������� ����� ������� ��������������.
��� 83.3
� ���������� ��������� ������������ �������
��. ������� «�������� � ��������� ����» (1909 �.)
ISBN 978-5-9551-0610-6
© �. �. ��������, 2012 ������������
© ����� ���������� ��������, 2012
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.3
Содержание
Глава первая. Вводная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
Глава вторая. Русская судьба Пруста ....................... . 31
Глава третья. Сюжет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Глава четвертая. Структура повествования .................. . 105
Глава пятая. Персонажи и ситуации ........................ . 187
1. Персонажи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
2. Имена ........................................... . 191
3. Ситуации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
Приложение
Предисловие (Т. М. Николаева) ........................... . 257
Письма Пруста ......................................... . 267
Почему Жан Сантей? (Об имени главного героя первого романа
Марселя Пруста) .................................... . 270
Марсель Пруст накануне «Поисков утраченного времени»:
«Против Сент-Бёва» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276
Обретение Пруста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
«В поисках утраченного времени»: персонажи ................. . 299
Еще кое-что о персонажах «В поисках утраченного времени» ..... . 314
Шесть воплощений Шарля Сванна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
В центре повествования («У Германтов») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344
В поисках утраченных рукописей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 351
Поэтический театр Мориса Метерлинка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355
Эдмон Ростан — современник Пруста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387
Пьер Луис и фривольный роман на грани столетий ............. . 404
Марсель Пруст и Виктор Гюго ............................. . 417
Марсель Пруст читает сказки «Тысячи и одной ночи» . . . . . . . . . . . 444
Пруст. Последовательные заметки А. Д. Михайлова
(факсимильное издание) .............................. . 455
Стр.4