Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Поэтика Пруста (319,00 руб.)

0   0
Первый авторМихайлов А. Д.
АвторыНиколаева Т. М.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц521
ID225328
АннотацияПри, казалось бы, гигантской исследовательском, биографической, философской литературе, посвященной великому роману Марселя Пруста, работ о его поэтике существует не так много. Тема эта и сложна и не разработана методически. Член-корреспондент А.Д. Михайлов пошел по пути "расщепления" общей проблемы по отдельным ветвям. Итак, он анализирует ситуации как отдельные единицы общей структуры, отдельным является и сюжет. Особо представляются читателю основные персонажи романа и гипотезы об их прототипах. Нетривиальной для прустоведения является также и твердая установка А.Д. Михайлова обильно иллюстрировать свою книгу картинами, рисунками, набросками второстепенных и даже третьестепенных художников прустовской поры. Он долго собирал, искал и находил, бродя вдоль набережной Сены, именно такие иллюстрации, считая, что они лучше передают эпоху, а "великие французы" перетягивали бы внимание читателей на себя. В книге представлены Приложения. Это статьи, посвященные Марселю Прусту и его ближайшим французским поэтам и драматургам, современникам Пруста. Автор выявляет причины, по которым имя раннего героя- Жан Сантей. Он пишет о роли писем в жизни Пруста, показывает серьезность и глубину протеста Пруста против метода Сент-Бева. Герои "Поисков утраченного времени" предстают то вереницей портретов эпохи, то, напротив, А.Д. Михайлов старается проникнуть в самые глубины души его любимых персонажей. В конце книги представлены "черновые" записи А.Д. Михайлова, не всегда легко поддающиеся расшифровке, но зато демонстрирующие безупречный и изящный перфекционизм этого тонкого литературоведа.
ISBN978-5-9551-0610-6
УДК83.3(0)5
ББК821.133.1.0
Михайлов, А. Д. Поэтика Пруста : [монография] / Т. М. Николаева; А. Д. Михайлов .— Москва : Языки славянской культуры, 2012 .— 521 с. : ил. — вклейка после с. 112, 224 .— ISBN 978-5-9551-0610-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/225328 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Конечно, не какие-то тайны жизни Пруста привлекали к его книгам читателей и исследователей, а как раз неповторимая грандиозность его постройки, заключенная в ней широта и тонкость взгляда на мир, на человеческие отношения, на природу, на искусство, наконец. <...> Вопреки все еще высказываемому иногда мнению, главная книга Пруста попросту интересна; она интересна переполняющими ее наблюдениями, мыслями, заметками, сформулированными подчас парадоксально, но неизменно точно, глубоко и даже афористично, но интересна эта книга и чисто событийно: ее сюжет многолинеен, ветвист, развертывается то стремительно, то невероятно медленно (к досаде нетерпеливого читателя), но всегда поступательно и логично. <...> Здесь не было никакого «бальзаковского парадокса», о котором так любят писать иные литературоведы и критики; были большие мастера слова, которые не могли идти против правды жизни, которые раскрывали эту правду не вопреки своим пристрастиям и иллюзиям, а следуя анали1 Proust M. <...> Иллье (у Пруста Комбре) — типичный французский провинциальный городок, с десятком улиц, застроенных тесно поставленными двух- или трехэтажными домами, с одной площадью, посреди которой возвышается старая, очень простая по архитектуре церковь Святого Иакова (у Пруста — Святого Илария), облепленная лавками и магазинчиками. <...> Для его героя-Рассказчика городок Комбре всегда оставался связан не только с воспоминаниями детства, а с некоей жизненной первоосновой, устойчивой и надежной. <...> Вот почему тема Комбре проходит через все тома прустовской эпопеи. <...> Отметим мимоходом, что первоначально Пруст поместил Комбре недалеко от Шартра (как и расположен реальный Иллье), но затем, описывая войну (вернее, ее восприятие героем), он передвинул Комбре поближе к линии фронта, между Ланом и Реймсом, и это было не случайно: слишком дорог был ему этот город, о котором прустовский герой не мог всерьез не волноваться. <...> Как уже говорилось, это и год романного рождения <...>
Поэтика_Пруста.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Поэтика_Пруста.pdf
      
Стр.2
��� 811.161.1 ��� 83.3(0)5 � 69 ������� ������������ ��� ���������� ��������� ����������� ������������� �������� ����� (����) ������ � 12-04-16227 ������� ������������ �. �. ���������� � 69 �������� �. �. ������� ������ / ���. ������. �. �. ����������. — �.: ����� ���������� ��������, 2012. — 504 �., ��. — (������� ����� �. 112, 224.) ISBN 978-5-9551-0610-6 ���, �������� ��, ���������� �����������������, ��������������, ����������� ����������, ����������� �������� ������ ������� ������, ����� � ��� ������� ���������� �� ��� �����. ���� ��� � ������ � �� ����������� �����������. ����-������������� �. �. �������� ����� �� ���� «�����������» ����� �������� �� ��������� ������. ����, �� ����������� �������� ��� ��������� ������� ����� ���������, ��������� �������� � �����. ����� �������������� �������� �������� ��������� ������ � �������� �� �� ����������. ������������� ��� ������������� �������� ����� � ������� ��������� �. �. ��������� ������� �������������� ���� ����� ���������, ���������, ���������� �������������� � ���� ��������������� ���������� ����������� ����. �� ����� �������, ����� � �������, ����� ����� ���������� ����, ������ ����� �����������, ������, ��� ��� ����� �������� �����, � «������� ��������» ������������ �� �������� ��������� �� ����. � ����� ������������ ����������. ��� ������, ����������� ������� ������ � ��� ��������� ����������� ������ � �����������, ������������� ������. ����� �������� �������, �� ������� ��� ������� ����� — ��� ������. �� ����� � ���� ����� � ����� ������, ���������� ����������� � ������� �������� ������ ������ ������ ����-����. ����� «������� ����������� �������» ��������� �� ��������� ��������� �����, ��, ��������, �. �. �������� ��������� ���������� � ����� ������� ���� ��� ������� ����������. � ����� ����� ������������ «��������» ������ �. ���������, �� ������ ����� ����������� �����������, �� ���� ��������������� ����������� � ������� ������������� ����� ������� ��������������. ��� 83.3 � ���������� ��������� ������������ ������� ��. ������� «�������� � ��������� ����» (1909 �.) ISBN 978-5-9551-0610-6 © �. �. ��������, 2012 ������������ © ����� ���������� ��������, 2012 Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.3
Содержание Глава первая. Вводная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Глава вторая. Русская судьба Пруста ....................... . 31 Глава третья. Сюжет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 Глава четвертая. Структура повествования .................. . 105 Глава пятая. Персонажи и ситуации ........................ . 187 1. Персонажи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187 2. Имена ........................................... . 191 3. Ситуации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233 Приложение Предисловие (Т. М. Николаева) ........................... . 257 Письма Пруста ......................................... . 267 Почему Жан Сантей? (Об имени главного героя первого романа Марселя Пруста) .................................... . 270 Марсель Пруст накануне «Поисков утраченного времени»: «Против Сент-Бёва» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276 Обретение Пруста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292 «В поисках утраченного времени»: персонажи ................. . 299 Еще кое-что о персонажах «В поисках утраченного времени» ..... . 314 Шесть воплощений Шарля Сванна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332 В центре повествования («У Германтов») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344 В поисках утраченных рукописей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 351 Поэтический театр Мориса Метерлинка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355 Эдмон Ростан — современник Пруста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387 Пьер Луис и фривольный роман на грани столетий ............. . 404 Марсель Пруст и Виктор Гюго ............................. . 417 Марсель Пруст читает сказки «Тысячи и одной ночи» . . . . . . . . . . . 444 Пруст. Последовательные заметки А. Д. Михайлова (факсимильное издание) .............................. . 455
Стр.4