О. В. Евтушенко
Художественная речь
как инструмент познания
Ольг а Ва лерьевна Ев т у шенко,
кандидат филологических наук,
профессор кафедры русского языка
и теории словесности Московского
государственного лингвистического
университета, докторант кафедры русского
языка Московского педагогического
государственного университета. <...> О. В. Евтушенко
Художественная речь
как инструмент
познания
ЯЗЫКИ СЛ АВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МОСКВА 2010
ɍȾɄ 80/81
ȻȻɄ 83.3(2Ɋɨɫ=Ɋɭɫ)
ȿ 27
Ɋɟɰɟɧɡɟɧɬɵ:
ɞɨɤɬɨɪ ɮɢɥɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɯ ɧɚɭɤ, ɜɟɞɭɳɢɣ ɧɚɭɱɧɵɣ ɫɨɬɪɭɞɧɢɤ
ɂɧɫɬɢɬɭɬɚ ɪɭɫɫɤɨɝɨ ɹɡɵɤɚ ɢɦ. ȼ. ȼ. ȼɢɧɨɝɪɚɞɨɜɚ ɊȺɇ Ɇ. ȼ. Ʌɹɩɨɧ;
ɞɨɤɬɨɪ ɮɢɥɨɥɨɝɢɱɟɫɤɢɯ ɧɚɭɤ, ɩɪɨɮ. <...> Художественное мышление
как объект современной российской лингвистики..............22 <...> Художественное мышление
в сопоставлении с научным и философским (по результатам
анализа концепта Любовь и его составляющих) <...> А между тем требовалось подтвердить или опровергнуть предположение, что художественное мышление в целом, то
есть воплощаемое не только в поэтической, но и в прозаической речи, отлично от обыденного мышления. <...> Глава I
Художественная речь
в когнитивном аспекте <...> Когнитивная функция художе ственной речи
как предмет научной дискуссии
Корни проблемы, связанной с возможностью рассмотрения «искусства как познания», уходят в давний спор сенсуалистов и рационалистов. <...> Обыденное мышление сближено с прозаической
разграничивают и уточняют наличный; поэзия и философия же еще и в какомто совсем другом смысле затрагивают самые глубины души человека, а потому
сильнее и решительней воздействуют на внутренне сросшийся с ними язык»
[Гумбольдт 1984: 64]. <...> Лишь в начале ХХ в. «философия пришла к размышлению о природе
Художе ственно е мышление в ряду других форм мышления
11
речью на том основании, что его развитие косвенно обусловлено развитием научной мысли: «Многое заставляет предположить, что наша
обыденная мысль, которая, по-видимому, только скользит по поверхности предметов и лишена всякой глубины <...>
Художественная_речь_как_инструмент_познания.pdf
МОСКОВСКИЙ ГОСУдАРСТВЕННЫЙ
ЛИНГВИСТИчЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
О. В. ЕВТУшЕНКО
ХУдОжЕСТВЕННАЯ РЕчЬ
КАК ИНСТРУМЕНТ
пОЗНАНИЯ
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МОСКВА 2010
Стр.2
80/81
83.3(2=)
27
:
,
. . . . . ;
, .
. . . . .
27
. .
. — .:
, 2010. — 552 c.
ISBN 978-5-9551-0448-5
— , ,
.
, ,
XVIII XXI .
,
«» — «», «»,
«», «»,
, .
«»,
.
83.3
. - «The Soul Attains»
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
ISBN 978-5-9551-0448-5
© . . , 2010
© , 2010
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ............................................................................................7
Глава I. Художественная речь в когнитивном аспекте
1. Художественное мышление
в ряду других форм мышления ...............................................9
1.1. Когнитивная функция художественной речи
как предмет научной дискуссии .............................................9
1.2. Формы познания в концепции Э. Кассирера .......................13
1.3. Типы отражения в интерпретации Д. Лукача ......................16
1.4. Три формы творческого мышления
в понимании Ж. Делеза и Ф. Гваттари .................................18
1.5. Художественное мышление
как объект современной российской лингвистики .............22
2. Концепт как ключ к изучению сознания ....................................26
2.1. Концепт в осмыслении французской философии
постмодернизма ....................................................................27
2.2. Категории в американской когнитивной лингвистике ........31
2.3. Концепт в российской когнитологии
и лингвокультурологии .........................................................38
2.4. Структура концепта (на примере концепта Любовь) ..........46
3. Диахронический подход
отечественной филологии к изучению сознания ................58
Глава II. Концепт как динамическая структура
1. Характер эволюции концептов
по данным художественной речи .........................................63
1.1. Этапы эволюции концепта Желание .....................................63
1.2. Изменения в номинативном поле кластера
«Согласие — понимание — совместность» ........................77
1.3. Становление «концептуализируемой единицы»
Волнение в свете эволюционной теории Э. Кассирера .......86
1.3.1. Различение в художественной речи
контекстуальных значений слова волнение ........................86
1.3.2. Особенности эволюции
«концептуализируемой единицы» Волнение .......................92
2. Индивидуальные способы категоризации
как проявление художественного мышления ....................100
Стр.4
4
Содержание
3. Усложнение структурных единиц концепта
как следствие актуализации его интертекстуального
шлейфа (на примере эволюции концепта Радость) .........104
4. Модус существования прозаической речи ...............................116
5. Выявление потенциальных когнитивных моделей
как важнейшая когнитивная функция
художественной речи (на примере концепта Любовь) .....120
5.1. Выявление стандартных когнитивных моделей ................120
5.2. От освоения чужой категоризации к созданию
аномальных категорий .........................................................132
5.3. От простейших модификаций когнитивных моделей
к аномалиям ментальных пространств ..............................142
Глава III. Художественное мышление
в сопоставлении с научным и философским (по результатам
анализа концепта Любовь и его составляющих)
1. Способность художественного мышления
к членению понятий в сравнении
с научным мышлением ........................................................150
2. Возможности художественного мышления
как формы интуитивного познания ....................................169
3. Обобщающие категории в философском дискурсе
(на примере концепта Эрос) ...............................................182
4. Метафорические пары, цепочки, пучки, венки
в философской и художественной речи .............................195
Глава IV. Когнитивный потенциал художественной речи
в сравнении с разговорно-обиходной речью (на примере
развития концепта Любовь и его составляющих)
1. Обыденное мышление в сравнении с художественным .........210
2. Факторы, вызывающие изменения в структуре концепта
(на примере эволюции концепта Ревность
в художественной и бытовой речи) ....................................235
2.1. Семиотическая модель Ревности,
представленная в текстах на французском языке .............236
2.2. Эволюция лексико-семантической
структуры слова ревность ..................................................237
2.3. Структура концепта Ревность
в сознании носителей русского языка ................................241
Стр.5
Содержание
5
2.4. Этапы эволюции концепта Ревность
по данным художественной
и бытовой речи XVIII—XXI вв. .........................................247
2.5. Экспериментальные данные о составе
концепта Ревность
в современном обыденном сознании .................................254
3. Динамическая интегративная модель
словообразовательного гнезда слова любить
как отражение векторов развития концепта
в художественной и разговорно-обиходной речи .............257
4. Соотношение признаков обыденного
и художественного мышления в народной поэзии ...........270
4.1. Тип мышления, отраженный в народной поэзии ..............270
4.2. Динамика концепта Любовь
по данным народной поэзии и разговорной речи .............277
Заключение ..........................................................................................285
Литература ..........................................................................................288
Приложение: Словарное описание концепта Любовь .....................310
Указатель имен ...................................................................................544
Стр.6