Успех многолетней спортивной карьеры занимающихся, их достижения в соревновательной деятельности, без
которой спорт существовать не может, в значительной степени
зависят от того, насколько правильно их наставники оценивают
общее состояние спорта, тенденции его дальнейшего развития, используют рациональную систему отбора спортсменов, учитывают
закономерности построения тренировочной и соревновательной
деятельности, могут использовать дополнительные факторы, способствующие росту спортивных результатов. <...> Цель курса: сформировать у студентов-магистрантов понимание главных концептуальных положений, составляющих принципиальное содержание современных теоретических основ спортивной подготовки, увязав их в единую систему. <...> Характерной особенностью спорта является соревновательная
деятельность, без которой он существовать не может. <...> Однако следует отметить, что некоторые виды спорта не связаны непосредственно с высокой физической активностью (радиоспорт,
шахматы и т.д.) <...> . Наряду с этим, занятиям физической культурой не всегда свойственна ярко выраженная «достиженческая»
соревновательная деятельность. <...> Классификация видов спорта
Развитие спортивного движения во всем мире привело к возникновению и формированию более двухсот самостоятельных видов спорта. <...> Многие
виды спорта включают в себя несколько спортивных и соревновательных дисциплин, каждая из которых характеризуется особым
составом действий, собственными способами ведения спортивной
борьбы и правилами проведения состязаний. <...> Он может включать в себя одну или несколько
спортивных дисциплин. <...> Спортивная дисциплина – это составная часть вида спорта, которая отличается от других входящих в вид спорта дисциплин формой или содержанием соревновательной деятельности,
как правило, курируемая одной спортивной федерацией (грекоримская и вольная борьба; художественная и спортивная гимнастика; ходьба, бег, прыжки и метания в легкой <...>
Спорт_и_система_подготовки_спортсменов._Учебник.Гриф_ФИРО..pdf
В.Д. ФИСКАЛОВ
СПОРТ
И СИСТЕМА
ПОДГОТОВКИ
СПОРТСМЕНОВ
УЧЕБНИК
Рекомендовано
ФГУ «Федеральный институт развития образования»
в качестве учебника для использования
в учебном процессе образовательных
учреждений, реализующих программы
высшего профессионального образования
Москва
2010
Стр.1
УДК 796.072
ББК 75.15Я73
Ф63
Рецензенты:
Костюченко В.Ф. – заслуженный работник высшей школы РФ,
доктор педагогических наук, профессор;
Яхонтов Е.Р. – доктор педагогических наук, профессор;
Лейбович А.Н.
– доктор педагогических наук, профессор.
Фискалов В. Д.
Ф63
Спорт и система подготовки спортсменов: учебник /
В. Д. Фискалов. – М. : Советский спорт, 2010. – 392 с. : ил.
ISBN 978-5-9718-2462-8
Учебник разработан в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом высшего образования по направлению
034300 «Физическая культура» и предназначен для подготовки
магистров по профессиональной образовательной программе «Спорт
и система подготовки спортсменов» (по циклу профессиональных
дисциплин).
Может быть использован в процессе подготовки аспирантов,
слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной
переподготовки руководящих работников и других специалистов
в области физической культуры и спорта.
УДК 796.072
ББК 75.15Я73
Редактор А.А. Алексеев. Корректор И.Т. Самсонова.
Художник Д.В. Шишко. Художественный редактор Л.В. Дружинина.
Компьютерная графика Н.П. Москалевой. Компьютерная верстка О.А. Котелкиной
Подписано в печать 04.08.2010 г. Формат 60901
/16
.
Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 24,5. Уч.-изд. л. 23,0.
Тираж 1000 экз. Изд. № 1502. Заказ №
ОАО «Издательство “Советский спорт”». 105064, г. Москва, ул. Казакова, 18.
Тел./факс: (499) 267-94-35, 267-95-90.
Сайт: www.sovsportizdat.ru
E-mail: sovsport@mail.tascom.ru
Отпечатано с электронной версии в ООО «Универсум».
214014, г. Смоленск, ул. Герцена, 2.
Тел./факс (4812) 64-70-49.
E-mail: www.uni@shu.ru
ISBN 978-5-9718-2462-8
© Фискалов В. Д., 2010
© Оформление. ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2010
ПРЕДИСЛОВИЕ
Спорт в настоящее время представляет собой сложное многофункциональное
и многообразное явление социальной жизни
общества, занимающее важное место в его физической и духовной
культуре. Успех многолетней спортивной карьеры занимающихся,
их достижения в соревновательной деятельности, без
которой спорт существовать не может, в значительной степени
зависят от того, насколько правильно их наставники оценивают
общее состояние спорта, тенденции его дальнейшего развития, используют
рациональную систему отбора спортсменов, учитывают
закономерности построения тренировочной и соревновательной
деятельности, могут использовать дополнительные факторы, способствующие
росту спортивных результатов.
В представленном учебном материале предпринята попытка
обобщить концептуальные подходы известных теоретиков,
определивших лицо отечественной научно-методической школы
подготовки спортсменов: Ю.В. Верхошанского, М.А. Годика,
В.М. Дьячкова, В.М. Зациорского, В.А. Запорожанова, В.В. Кузнецова,
Ю.Ф. Курамшина, Л.П. Матвеева, М.Я. Набатниковой,
Н.Г. Озолина, В.Н. Платонова, И.П. Ратова, Ф.П. Суслова,
В.П. Филина и других, с целью их систематизации и адаптации
применительно к чтению теоретического курса дисциплин профессионального
цикла основной образовательной программы
подготовки магистров «Спорт и система подготовки спортсменов»,
обучающихся по направлению 034300 «Физическая культура».
Предлагаемое
содержание теоретического курса разработано
в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом высшего образования по физической культуре
и спорту второго поколения.
Цель курса: сформировать у студентов-магистрантов понимание
главных концептуальных положений, составляющих принципиальное
содержание современных теоретических основ спортивной
подготовки, увязав их в единую систему.
Задачи курса:
• закрепить и углубить знания, ранее полученные по дисциплинам
специализации;
3
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие .................................................................................................................. 3
ЧАСТЬ I. Современные тенденции развития спорта .................................... 5
Глава 1. Сущность, функции и основные направления развития
современного спорта .................................................................................................. 7
1.1. Общая характеристика физической культуры и спорта ................. 7
1.2. Классификация видов спорта ................................................................... 9
1.3. Определение статуса спортсмена, его права и обязанности .......... 11
1.4. Основные направления развития спортивного движения ............. 13
1.5. Социальные функции спорта ................................................................... 18
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 22
Глава 2. Общая характеристика системы спортивной подготовки ......... 23
2.1. Определение системы спортивной подготовки ................................. 23
2.2. Соревновательная деятельность в системе спортивной
подготовки .......................................................................................................
5.2. Основные направления совершенствования подготовки
спортсменов на современном этапе ........................................................ 62
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 68
Глава 6. Современные проблемы спорта высших достижений ................. 68
6.1. Проблемы международного спортивного движения ....................... 68
6.2. Проблемы идеологии и политики в спорте ......................................... 69
6.3. Проблемы коммерциализации и профессионализации спорта .... 71
6.4. Проблемы организации «справедливой игры» (фэйр плэй) .......... 87
6.5. Проблемы обеспечения безопасности, охраны здоровья,
чести и достоинства граждан при проведении
спортивных мероприятий .......................................................................... 92
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 96
ЧАСТЬ II. Система спортивной подготовки .................................................... 99
24
2.3. Система тренировки .................................................................................... 26
2.4. Факторы, повышающие эффективность тренировочной
и соревновательной деятельности .......................................................... 28
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 34
Глава 3. Система спортивных соревнований и характеристика
соревновательной деятельности ........................................................................... 35
3.1. Определение соревновательной деятельности и ее структура ..... 35
3.2. Классификационные подходы и систематизация
соревновательной деятельности .............................................................. 38
3.3. Календарный план спортивных мероприятий
и индивидуализированная система состязаний ................................. 43
3.4. Тенденции многолетней динамики соревновательной
практики спортсменов ................................................................................ 45
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 50
Глава 4. Спортивные достижения и тенденция
их развития .................................................................................................................... 51
4.1. Определения спортивных достижений и спортивных
результатов. Их значимость и критерии оценки ............................... 51
4.2. Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений ........ 55
4.3. Тенденции развития спортивных достижений .................................. 58
Вопросы для самоконтроля ....................................................................................... 60
Глава 5. Тенденции развития спорта высших достижений
и направления совершенствования системы спортивной подготовки ... 61
5.1. Особенности современного развития спорта высших
достижений .....................................................................................................
388
Глава 7. Средства и методы спортивной тренировки,
тренировочные и соревновательные нагрузки ................................................ 101
7.1. Средства спортивной тренировки .......................................................... 101
7.2. Методы спортивной тренировки ............................................................. 105
7.3. Тренировочные и соревновательные нагрузки .................................. 109
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 115
Глава 8. Основы построения многолетней спортивной тренировки ....... 115
8.1. Факторы, определяющие структуру многолетнего
тренировочного процесса ........................................................................... 115
8.2. Этапы многолетнего тренировочного процесса ................................. 119
8.3. Основные методические положения оптимизации тренировки
в процессе многолетнего совершенствования .................................... 123
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 124
Глава 9. Специфические принципы построения многолетнего
тренировочного процесса ........................................................................................ 125
9.1. Специфические черты базовых закономерностей (принципов)
спортивной тренировки .............................................................................. 125
9.2. Максимизация и углубленная индивидуализированная
специализация тренировочно-соревновательного процесса ......... 128
9.3. Сочетание в спортивной тренировке постепенности
и предельности, опережающих и стабилизирующих тенденций ... 129
9.4. Избирательная направленность и единство различных
сторон подготовки ........................................................................................ 136
9.5. Непрерывность (перманентность) и цикличность
подготовительно-соревновательного процесса .................................. 138
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 143
61
Глава 10. Выявление индивидуальной спортивной
предрасположенности, первичная спортивная ориентация
и система отбора в многолетней подготовке спортсменов ......................... 144
10.1. Критерии и подходы в диагностике индивидуальной
спортивной предрасположенности ......................................................... 144
389
Стр.195
10.2. Организационные аспекты отбора ......................................................... 147
10.3. Методические аспекты отбора ................................................................. 151
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 162
Глава 11. Методика развития физических способностей ........................... 163
11.1. Понятие о физических способностях .................................................... 163
11.2. Основные закономерности формирования физических
способностей ................................................................................................... 164
11.3. Методика воспитания скоростных способностей ............................. 167
11.4. Методика воспитания силы ...................................................................... 174
11.5. Методика воспитания выносливости .................................................... 183
11.6. Методика воспитания гибкости .............................................................. 190
11.7. Методика воспитания координационных способностей ................ 193
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 199
Глава 12. Техническая подготовка спортсменов ............................................ 200
12.1. Спортивно-техническое мастерство и критерии его оценки ......... 200
12.2. Основы методики технической подготовки ........................................ 206
12.3. Основные стадии и этапы совершенствования технической
подготовленности ......................................................................................... 207
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 211
Глава 13. Тактическая подготовка спортсменов ............................................. 212
13.1. Структура тактической подготовленности в разных видах
спорта ................................................................................................................ 212
13.2. Факторы, влияющие на тактику соревновательной
деятельности ................................................................................................... 216
13.3. Средства и методы овладения тактическими действиями ............. 217
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 220
Глава 14. Основные концепции и технология построения
больших тренировочных циклов ........................................................................... 221
14.1. Факторы, которые необходимо учитывать на практике
при выборе той или иной модели построения круглогодичной
тренировки ...................................................................................................... 221
14.2. Наиболее принципиальные положения «классической» модели
построения тренировочных макроциклов
(по Л.П. Матвееву) ....................................................................................... 223
14.3. Аргументы против и в пользу «классической» модели
построения круглогодичной тренировки ............................................. 225
14.4. Суть альтернативных положений модели построения
тренировочных макроциклов, предложенной
Ю.В. Верхошанским .................................................................................... 228
14.5. Суть альтернативных положений модели построения
тренировочных макроциклов, выдвинутой А.П. Бондарчуком .... 235
14.6. Технология построения больших тренировочных циклов ............ 237
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 240
390
Глава 15. Основные технологические подходы к построению
средних циклов подготовки (мезоциклов) ....................................................... 241
15.1. Определение мезоцикла и факторы, влияющие
на его структуру ............................................................................................ 241
15.2. Типы мезоциклов и особенности их построения .............................. 242
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 248
Глава 16. Основные технологические подходы
к построению тренировочных микроциклов .................................................... 248
16.1. Определение и классификация микроциклов
тренировки ...................................................................................................... 248
16.2. Факторы, обуславливающие структуру микроциклов
тренировки ...................................................................................................... 250
16.3. Соответствие величины нагрузки задачам занятия ......................... 252
16.4. Последействие нагрузок, различных по величине
и направленности .......................................................................................... 254
16.5. Сочетание занятий с различными нагрузками в микроцикле ....... 260
16.6. Желательные и нежелательные сочетания нагрузок разной
направленности в рамках одного занятия ............................................ 263
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 264
Глава 17. Структура управления процессом
совершенствования спортивного мастерства .................................................. 265
17.1. Понятие о технологии управления тренировочным
процессом ........................................................................................................ 265
17.2. Постановка цели и прогнозирование ..................................................... 268
17.3. Моделирование в системе управления ................................................. 270
17.4. Планирование и программирование компонентов спортивной
подготовки ....................................................................................................... 274
17.5. Система контроля ......................................................................................... 275
17.6. Корректировка и принятие решений ..................................................... 279
17.7. Основные компоненты и простейшая схема управления
тренировочным процессом ........................................................................ 280
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 281
Глава 18. Использование естественных и «искусственно
управляемых» условий внешней среды для повышения
эффективности тренировочной и соревновательной деятельности ....... 282
18.1. Факторы, предопределяющие необходимость варьирования
внешних условий выполнения упражнений в подготовке
спортсменов .................................................................................................... 282
18.2. Эффективность использования естественных внешнесредовых
факторов в подготовке спортсменов ...................................................... 284
18.3. Основные направления использования средств
«искусственно управляющей среды» для повышения
эффективности подготовки спортсменов ............................................ 291
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 299
391
Стр.196
ЧАСТЬ III. Организационная структура физкультурно-спортивного
движения в России ..................................................................................................... 301
Глава 19. Структура управления физкультурно-спортивным
движением в России на современном этапе ..................................................... 302
19.1. Современные подходы к организации системы управления
физкультурно-спортивным движением в России ............................. 302
19.2. Структура и функции государственных и общественных
организаций в управлении физической культурой и спортом
в России ............................................................................................................ 308
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 319
Глава 20. Современная система спортивных школ
и подготовка спортивных резервов в России .................................................. 320
20.1. Определение и классификация спортивных резервов
в Российской Федерации на современном этапе ............................... 320
20.2. Организационная структура подготовки спортивных резервов ... 323
20.3. Организация учебно-тренировочного процесса
в спортивных школах .................................................................................. 332
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 335
Глава 21. Критерии оценки работы тренеров спортивных школ ............. 336
21.1. Проблемы ранней специализированной тренировки ...................... 336
21.2. Новые подходы к оценке эффективности работы
детского тренера ............................................................................................ 337
21.3. Аттестация тренерских кадров и система оплаты труда
и материального стимулирования .......................................................... 339
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 359
Глава 22. Система подготовка кадров в области физической культуры
и спорта в России ........................................................................................................ 360
22.1. Формирование отечественной системы подготовки
физкультурно-спортивных кадров ......................................................... 360
22.2. Вхождение отечественной системы подготовки физкультурноспортивных
кадров в общеевропейское пространство .................... 365
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 369
Глава 23. Структура профессиональной подготовленности
тренера ............................................................................................................................. 370
23.1. Определение сущности профессии «тренер» ..................................... 370
23.2. Основные уровни структуры профессиональной
подготовленности тренера ......................................................................... 372
23.3. Основные компоненты структуры профессиональной
подготовленности тренера ......................................................................... 373
23.4. Педагогические способности тренера .................................................... 377
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................... 382
Литература ..................................................................................................................... 384
392
Стр.197