Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Безопасность жизнедеятельности (220,00 руб.)

0   0
Первый авторОрлова Марина Александровна
АвторыАрхипова Татьяна Николаевна
ИздательствоРИЦ СГСХА
Страниц79
ID224877
АннотацияВ методических указаниях по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» рассмотрены вопросы проведения обучения вопросам безопасности труда, разработки инструкций по охране труда, методики расчета снижения продолжительности жизни и оценки влияния вредных производственных факторов на работающих, особенности проведения расследования несчастных случаев на производстве и оказания первой помощи пострадавшим.
Кому рекомендованоМетодические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 120700.62 «Землеустройство и кадастры».
УДК331.82(07)
ББК65.9(2)248
Орлова, М.А. Безопасность жизнедеятельности : методические указания для выполнения практических занятий / Т.Н. Архипова; М.А. Орлова .— Самара : РИЦ СГСХА, 2012 .— 79 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/224877 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство сельского хозяйства РФ ФГБОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра «Лесоводство, экология и безопасность жизнедеятельности» <...> М. А. Орлова, Т. Н. Архипова БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Методические указания для выполнения практических занятий Кинель РИЦ СГСХА 2012 УДК 331.82 (07) ББК 65.9 (2) 248Р О-66 Орлова, М. <...> О-66 Безопасность жизнедеятельности: методические указания для выполнения практических занятий / М. А. Орлова, Т. Н. Архипова. <...> Оказание первой помощи пострадавшим при несчастных случаях Приложения…………………………………………………….. <...> Согласно Трудовому Кодексу (статья 212) Российской Федерации именно обязанностями работодателя являются обеспечение: обучения, проведения инструктажа, стажировки и проверки знаний, работающих на предприятии по охране труда; разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда для работников; расследования и учета несчастных случаев на производстве с принятием мер по оказанию первой помощи пострадавшим; проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. <...> ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА Цели работы Изучить систему организации обучения безопасности труда в соответствии с существующей законодательной базой: ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. <...> Изучив программу и порядок проведения всех видов инструктажей приобрести опыт организации этих видов обучения по охране труда и ведения документации по их регистрации. <...> После изучения основ безопасности труда при выполнении конкретного вида работ, разрабатывается программа одного из видов инструктажа или демонстрируется организация формы обучения, отчет по которой производится в конце занятия. <...> 1.1 Система обучения по безопасности труда Обучение и инструктаж по безопасности труда носит непрерывный многоуровневый характер и проводится на предприятиях всех отраслей народного хозяйства, в высших, в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, во внешкольных <...>
Безопасность_жизнедеятельности.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Безопасность_жизнедеятельности.pdf
Министерство сельского хозяйства РФ ФГБОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра «Лесоводство, экология и безопасность жизнедеятельности» М. А. Орлова, Т. Н. Архипова БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Методические указания для выполнения практических занятий Кинель РИЦ СГСХА 2012
Стр.1
УДК 331.82 (07) ББК 65.9 (2) 248Р О-66 Орлова, М. А. О-66 Безопасность жизнедеятельности: методические указания для выполнения практических занятий / М. А. Орлова, Т. Н. Архипова. – Кинель : РИЦ СГСХА, 2012. – 79 с. В методических указаниях по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» рассмотрены вопросы проведения обучения вопросам безопасности труда, разработки инструкций по охране труда, методики расчета снижения продолжительности жизни и оценки влияния вредных производственных факторов на работающих, особенности проведения расследования несчастных случаев на производстве и оказания первой помощи пострадавшим. Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 120700.62 «Землеустройство и кадастры».  ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2012  Орлова М.А., Архипова Т.Н., 2012 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………………… 4 Работа №1. Организация обучения по безопасности труда... 6 Работа №2. Разработка инструкций по охране труда………... 18 Работа №3. Оценка производственного риска……………….. 26 Работа №4. Расследование несчастных случаев на производстве……………………………………………………… 36 Работа №5. Оказание первой помощи пострадавшим при несчастных случаях 46 Приложения…………………………………………………….. 65 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Наличие квалифицированного персонала на предприятии – одно из важнейших условий безопасности труда на производстве. По статистике 70-80% несчастных случаев и значительная доля профессиональных заболеваний происходят по причинам некомпетентности в вопросах охраны труда и низкой культуры профессиональной безопасности. К сожалению, до настоящего времени часть руководителей и специалистов не имеют должного теоретического фундамента по вопросам безопасного труда, а работникам, отвечающим на производстве за охрану труда, не хватает специальных знаний, особенно в области нормативно-правовой и законодательной баз, в осознании конкретных профессиональных задач. Повлиять на изменение ситуации производственного травматизма могут дипломированные выпускники (будущие работодатели), профессиональная компетентность которых будет сформирована, при получении высшего профессионального образования, в контексте вопросов безопасности жизнедеятельности. Согласно Трудовому Кодексу (статья 212) Российской Федерации именно обязанностями работодателя являются обеспечение: обучения, проведения инструктажа, стажировки и проверки знаний, работающих на предприятии по охране труда; разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда для работников; расследования и учета несчастных случаев на производстве с принятием мер по оказанию первой помощи пострадавшим; проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. С целью приобретения опыта практического проведения данных видов деятельности предусматривается проведение деловых игр студентами, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности», в соответствии с программой образовательного стандарта. Тематика деловых игр соответствует направлению профессионального обучения и призвана решать проблемы профессионального становления специалистов агропромышленного сектора. В деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной. Таким образом, имитируется реальный производственный процесс, участвуя в котором, обучаемый имеет возможность понять каких знаний и способностей ему не хватает для успешного выполнения профессиональной деятельности. В процессе деловой 4
Стр.4
игры обучаемый наряду с профессиональными знаниями и умениями, приобретает через развитие способностей, навыки взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться, воспитывает личностные качества, следовательно, происходит своего рода апробирование наиболее успешных моделей поведения каждого из обучающихся и оказывается влияние на поиск управленческих решений в условиях неопределенности и многофакторности современного постиндустриального общества. 5
Стр.5
РАБОТА №1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА Цели работы Изучить систему организации обучения безопасности труда в соответствии с существующей законодательной базой: ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» и «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Ознакомиться с назначением и порядком проведения всех форм (видов) обучения и проверки знаний по охране труда, с подробным изучением формы обучения для руководителей и специалистов. Изучив программу и порядок проведения всех видов инструктажей приобрести опыт организации этих видов обучения по охране труда и ведения документации по их регистрации. Порядок проведения работы Принимая во внимание, что инструктажи на рабочем месте проводятся руководителями работ, но под контролем руководителей структурных подразделений и ответственностью работодателя, необходимо детально освоить порядок их проведения и оформления. Для этого группа разбивается на бригады, в которых получает индивидуальное (бригадное) задание (с распределением ролей и соответственно ответственности). После изучения основ безопасности труда при выполнении конкретного вида работ, разрабатывается программа одного из видов инструктажа или демонстрируется организация формы обучения, отчет по которой производится в конце занятия. Для выполнения задания, предварительно распределив обязанности (работник, работодатель, руководитель подразделения и работ, представитель профсоюза) необходимо самостоятельное составление текста инструктажа с указанием специфики конкретного рабочего места, применяемого оборудования, оснастки используемых материалов, режима работы, применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты. За основу разработки текста инструктажа принимается перечень вопросов первичного инструктажа на рабочем месте, а также инструкция по охране труда на рабочее место, требования по безопасности в технических 6
Стр.6
паспортах на машины, оборудование, правила пожарной и электрической безопасности, требования других нормативнотехнических документов по охране труда. При различных видах задания, студентами организовывается проведение обучения и стажировки по охране труда. Оформляют проекты приказов (при наличии производственной необходимости в соответствии с выданным заданием) по перечням профессий и должностей работников, освобожденных от проведения инструктажей. По результатам полного ознакомления с практической частью работы студенты знакомятся со всеми видами документов по безопасности труда, с которыми на производстве работают руководители различных структурных подразделений, учатся их правильно оформлять, приобретая опыт организаторской деятельности и опыт ведения документации. Результаты задания оформляются в тетради, отчет подписывается преподавателем. Раздаточный материал и задание выдается в начале занятия преподавателем. 1.1 Система обучения по безопасности труда Обучение и инструктаж по безопасности труда носит непрерывный многоуровневый характер и проводится на предприятиях всех отраслей народного хозяйства, в высших, в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, а также при совершенствовании знаний в процессе трудовой деятельности. Воспитанников школьных и дошкольных учреждений знакомят с правилами безопасного проведения в процессе учебновоспитательных занятий. Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом по предприятию и учебному заведению возлагают на его руководителя, а в подразделениях (цех, участок, лаборатория, мастерская) – на руководителя подразделения. На предприятиях должно быть организовано проведение периодического (не реже одного раза в год) обучения работников по вопросам охраны труда и не позднее одного месяца после приема на работу. Работники рабочих профессий, впервые приступившие на указанные работы, либо имеющие перерыв по профессии (виду работ) более года также подвергаются обучению и про7
Стр.7
верке знаний по охране труда в течение первого месяца после назначения на эти работы. Своевременность обучения по безопасности труда работников предприятия и учебного заведения контролирует отдел (бюро, инженер) охраны труда или инженерно-технический работник, на которого возложены эти обязанности приказом руководителя предприятия (учебного заведения), решением правления (председателя) колхоза, кооператива, арендного коллектива. Руководители предприятий и учебных заведений обеспечивают комплектование служб охраны труда соответствующими специалистами и систематическое повышение их квалификации не реже одного раза в 5 лет. Существуют следующие виды (формы) обучения по безопасности труда. 1.1.1. Изучение основ и обучение требованиям безопасности труда и другим видам деятельности в учебных заведениях. 1.1.2. Обучение безопасности труда при подготовке рабочих, переподготовке и обучении вторым профессиям. 1.1.3. Специальное обучение и проверка знаний рабочих (работы повышенной опасности). 1.1.4. Обучение и проверка знаний руководителей и специалистов. 1.1.5. Обучение безопасности труда при повышении квалификации. 1.1.6. Инструктаж по безопасности труда. 1.2 Обучение и проверка знаний руководителей и специалистов Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее – по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Вновь назначенные на должность руководители и специалисты должны быть ознакомлены перед допуском к самостоятельной деятельности: - с состоянием условий труда и производственной обстановкой на вверенном объекте, участке; 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.