Министерство сельского хозяйства РФ
ФГБОУ ВПО «Самарская государственная
сельскохозяйственная академия»
Кафедра «Лесоводство, экология и
безопасность жизнедеятельности»
М. А. Орлова, Т. Н. Архипова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методические указания
для выполнения практических занятий
Кинель
РИЦ СГСХА
2012
Стр.1
УДК 331.82 (07)
ББК 65.9 (2) 248Р
О-66
Орлова, М. А.
О-66 Безопасность жизнедеятельности: методические указания для
выполнения практических занятий / М. А. Орлова, Т. Н. Архипова.
– Кинель : РИЦ СГСХА, 2012. – 79 с.
В методических указаниях по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
рассмотрены вопросы проведения обучения вопросам безопасности
труда, разработки инструкций по охране труда, методики расчета
снижения продолжительности жизни и оценки влияния вредных
производственных факторов на работающих, особенности проведения
расследования несчастных случаев на производстве и оказания первой
помощи пострадавшим.
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся
по направлению 120700.62 «Землеустройство и кадастры».
ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2012
Орлова М.А., Архипова Т.Н., 2012
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………… 4
Работа №1. Организация обучения по безопасности труда... 6
Работа №2. Разработка инструкций по охране труда………... 18
Работа №3. Оценка производственного риска……………….. 26
Работа №4. Расследование несчастных случаев на
производстве……………………………………………………… 36
Работа №5. Оказание первой помощи пострадавшим при
несчастных случаях
46
Приложения…………………………………………………….. 65
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Наличие квалифицированного персонала на предприятии –
одно из важнейших условий безопасности труда на производстве.
По статистике 70-80% несчастных случаев и значительная доля
профессиональных заболеваний происходят по причинам некомпетентности
в вопросах охраны труда и низкой культуры профессиональной
безопасности. К сожалению, до настоящего времени
часть руководителей и специалистов не имеют должного теоретического
фундамента по вопросам безопасного труда, а работникам,
отвечающим на производстве за охрану труда, не хватает специальных
знаний, особенно в области нормативно-правовой и законодательной
баз, в осознании конкретных профессиональных задач.
Повлиять на изменение ситуации производственного травматизма
могут дипломированные выпускники (будущие работодатели),
профессиональная компетентность которых будет сформирована,
при получении высшего профессионального образования, в
контексте вопросов безопасности жизнедеятельности.
Согласно Трудовому Кодексу (статья 212) Российской Федерации
именно обязанностями работодателя являются обеспечение:
обучения, проведения инструктажа, стажировки и проверки знаний,
работающих на предприятии по охране труда; разработки и
утверждения правил и инструкций по охране труда для работников;
расследования и учета несчастных случаев на производстве с
принятием мер по оказанию первой помощи пострадавшим; проведения
аттестации рабочих мест по условиям труда.
С целью приобретения опыта практического проведения данных
видов деятельности предусматривается проведение деловых
игр студентами, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности»,
в соответствии с программой образовательного стандарта.
Тематика деловых игр соответствует направлению профессионального
обучения и призвана решать проблемы профессионального
становления специалистов агропромышленного сектора.
В деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка,
сходная по основным сущностным характеристикам с реальной.
Таким образом, имитируется реальный производственный
процесс, участвуя в котором, обучаемый имеет возможность
понять каких знаний и способностей ему не хватает для успешного
выполнения профессиональной деятельности. В процессе деловой
4
Стр.4
игры обучаемый наряду с профессиональными знаниями и умениями,
приобретает через развитие способностей, навыки взаимодействия
и управления людьми, коллегиальность, умение руководить
и подчиняться, воспитывает личностные качества, следовательно,
происходит своего рода апробирование наиболее успешных моделей
поведения каждого из обучающихся и оказывается влияние на
поиск управленческих решений в условиях неопределенности и
многофакторности современного постиндустриального общества.
5
Стр.5
РАБОТА №1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
Цели работы
Изучить систему организации обучения безопасности труда
в соответствии с существующей законодательной базой:
ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности
труда. Общие положения» и «Порядок обучения по охране труда и
проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
Ознакомиться с назначением и порядком проведения всех
форм (видов) обучения и проверки знаний по охране труда, с подробным
изучением формы обучения для руководителей и специалистов.
Изучив программу и порядок проведения всех видов инструктажей
приобрести опыт организации этих видов обучения по
охране труда и ведения документации по их регистрации.
Порядок проведения работы
Принимая во внимание, что инструктажи на рабочем месте
проводятся руководителями работ, но под контролем руководителей
структурных подразделений и ответственностью работодателя,
необходимо детально освоить порядок их проведения и оформления.
Для этого группа разбивается на бригады, в которых получает
индивидуальное (бригадное) задание (с распределением ролей и
соответственно ответственности). После изучения основ безопасности
труда при выполнении конкретного вида работ, разрабатывается
программа одного из видов инструктажа или демонстрируется
организация формы обучения, отчет по которой производится
в конце занятия.
Для выполнения задания, предварительно распределив обязанности
(работник, работодатель, руководитель подразделения и
работ, представитель профсоюза) необходимо самостоятельное
составление текста инструктажа с указанием специфики конкретного
рабочего места, применяемого оборудования, оснастки используемых
материалов, режима работы, применяемых средств
индивидуальной и коллективной защиты. За основу разработки
текста инструктажа принимается перечень вопросов первичного
инструктажа на рабочем месте, а также инструкция по охране
труда на рабочее место, требования по безопасности в технических
6
Стр.6
паспортах на машины, оборудование, правила пожарной и электрической
безопасности, требования других нормативнотехнических
документов по охране труда. При различных видах
задания, студентами организовывается проведение обучения и
стажировки по охране труда. Оформляют проекты приказов (при
наличии производственной необходимости в соответствии с выданным
заданием) по перечням профессий и должностей работников,
освобожденных от проведения инструктажей. По результатам
полного ознакомления с практической частью работы студенты
знакомятся со всеми видами документов по безопасности труда, с
которыми на производстве работают руководители различных
структурных подразделений, учатся их правильно оформлять,
приобретая опыт организаторской деятельности и опыт ведения
документации. Результаты задания оформляются в тетради, отчет
подписывается преподавателем. Раздаточный материал и задание
выдается в начале занятия преподавателем.
1.1 Система обучения по безопасности труда
Обучение и инструктаж по безопасности труда носит непрерывный
многоуровневый характер и проводится на предприятиях
всех отраслей народного хозяйства, в высших, в общеобразовательных
и профессиональных учебных заведениях, во внешкольных
учреждениях, а также при совершенствовании знаний в процессе
трудовой деятельности.
Воспитанников школьных и дошкольных учреждений знакомят
с правилами безопасного проведения в процессе учебновоспитательных
занятий.
Ответственность за организацию своевременного и качественного
обучения и проверку знаний в целом по предприятию и
учебному заведению возлагают на его руководителя, а в подразделениях
(цех, участок, лаборатория, мастерская) – на руководителя
подразделения.
На предприятиях должно быть организовано проведение периодического
(не реже одного раза в год) обучения работников
по вопросам охраны труда и не позднее одного месяца после приема
на работу. Работники рабочих профессий, впервые приступившие
на указанные работы, либо имеющие перерыв по профессии
(виду работ) более года также подвергаются обучению и про7
Стр.7
верке знаний по охране труда в течение первого месяца после
назначения на эти работы.
Своевременность обучения по безопасности труда работников
предприятия и учебного заведения контролирует отдел (бюро,
инженер) охраны труда или инженерно-технический работник, на
которого возложены эти обязанности приказом руководителя
предприятия (учебного заведения), решением правления (председателя)
колхоза, кооператива, арендного коллектива. Руководители
предприятий и учебных заведений обеспечивают комплектование
служб охраны труда соответствующими специалистами и систематическое
повышение их квалификации не реже одного раза
в 5 лет.
Существуют следующие виды (формы) обучения по безопасности
труда.
1.1.1. Изучение основ и обучение требованиям безопасности
труда и другим видам деятельности в учебных заведениях.
1.1.2. Обучение безопасности труда при подготовке рабочих,
переподготовке и обучении вторым профессиям.
1.1.3. Специальное обучение и проверка знаний рабочих (работы
повышенной опасности).
1.1.4. Обучение и проверка знаний руководителей и специалистов.
1.1.5.
Обучение безопасности труда при повышении квалификации.
1.1.6.
Инструктаж по безопасности труда.
1.2 Обучение и проверка знаний руководителей
и специалистов
Руководители и специалисты организаций проходят специальное
обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей
при поступлении на работу в течение первого месяца, далее
– по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Вновь назначенные на должность руководители и специалисты
должны быть ознакомлены перед допуском к самостоятельной
деятельности:
- с состоянием условий труда и производственной обстановкой
на вверенном объекте, участке;
8
Стр.8