В. Г. Белинский. Письмо Н. В. Гоголю
----------------------------------------------------------------Оригинал
находится здесь: Научный атеизм
----------------------------------------------------------------Вы
только отчасти правы, увидав в моей статье рассерженного
человека: это эпитет слишком слаб и нежен для выражения того состояния, в
какое привело меня чтение вашей книги. Но Вы вовсе не правы, приписавши это
вашим, действительно не совсем лестным, отзывав о почитателях вашего
таланта. Нет, тут была причина более важная. Оскорбленное чувство самолюбия
еще можно перенести, и у меня достало бы ума промолчать об этом предмете,
если бы все дело заключалось только в нем. Но нельзя перенести
оскорбленного чувства истины, человеческого достоинства. Нельзя умолчать,
когда под покровом религии и защитою кнута проповедуют ложь и
безнравственность как истину и добродетель.
... Я не в состоянии дать
Вам ни малейшего понятия о том
негодовании, которая возбудила ваша книга во всех благородных сердцах, ни о
том вопле дикой радости, который издали, при появления ее, все ваши враги -
и литературные (Чичиковы, Ноздревы, Городничие и т. п.) и не литературные,
которых имена Вам известны. Вы сами видите хорошо, что от вашей книги
отступились даже люди, по-видимому, одного духа с ее духом. Если бы она и
была написана вследствие глубоко-искреннего убеждения, и тогда бы она
должна была произвести на публику то же впечатление...
...
Вы не заметили, что Россия видит свое спасение не в
мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации,
просвещения гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!),
не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства
человеческого достоинства, сколько веков потерянного в грязи и навозе,
права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и
справедливостью, и строгое, по возможности, их исполнение ... Вот вопросы,
которыми тревожно занята Россия в ее апатическом полусне! И в это время
великий писатель, который своими дивно-художественными творениями так
могущественно содействовал самосознанию России, давши ей возможность
взглянуть на самое себя как будто в зеркале, - является с книгою, в которой
во имя Христа и церкви учит варвара-помещика наживать от крестьян больше
денег, ругая их "неумытыми рылами"!.. И это не должно было привести меня в
негодование?!. Да если бы Вы обнаружили покушение на мою жизнь, и тогда бы
я не более возненавидел Вас за эти позорные строки... И после этого Вы
хотите, чтобы верили искренности направления вашей книги?! Нет! Если бы Вы
действительно преисполнились истиной Христова, а не дьяволова ученья, -
совсем не то написали бы Вы вашему адепту из помещиков. Вы написали бы ему,
что так как его крестьяне - его братья во Христе, а как брат не может быть
рабом своего брата, то он должен или дать им свободу, или хоть по крайней
мере пользоваться их трудами как можно льготнее для них, сознавая себя, в
глубине своей совести, в ложном по
отношению к ним положении... А ваше
понятие о национальном русском суде и расправе, идеал которого Вы нашли в
словах глупой бабы (жена капитана из "Капитанской дочки. - Е.Д.) из повести
Пушкина и по разуму которого, якобы, должно пороть и правого и виновного?
Да это и так у нас делается вчастую, хотя чаще всего порют только правого,
если ему нечем откупиться - быть без вины виноватым. И такая-то книга могла
быть результатом трудного внутреннего процесса, высокого духовного
просветления?!. Не может быть!.. Или Вы больны, и Вам надо спешить
лечиться; или - не смею досказать моей мысли...
Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и
мракобесия, панегирист татарских нравов - что Вы делаете?!! Взгляните себе
под ноги: ведь Вы стоите над бездною... Что Вы подобное учение опираете на
православную церковь - это я еще понимаю: лона всегда была опорою кнута и
угодницею деспотизма. Но Христа, Христа-то зачем Вы примешали тут?! Что Вы
нашли общего между Ним и какою-нибудь, а тем более православною церковью?
Он первый возвестил людям учение
свободы, равенства и братства и
мученичество запечатлел, утвердил истину своего учения. И оно только до тех
пор и было спасением людей, пока не организовалось в церковь и не приняло
за основание принцип ортодоксии. Церковь же явилась иерархией, стало быть,
Стр.1