Когнитологические альтернативы в европейской культурной традиции: Монография: В 2 ч. <...> Избранный подход к объекту дает возможность фиксировать предмет исследования как когнитологические альтернативы, сформировавшиеся в истоках европейской культуры. <...> Цель исследования состоит в попытке мультидисциплинарной реконструкции и разработке теоретической модели становления альтернативных когнитологических паттернов, которые выступают порождающими моделями различных европейских идеалов знания. <...> Выявить особенности формирования когнитологических альтернатив в основаниях европейской культуры
через отображение в них становящихся различных
способов осознания знания. <...> Реконструировать формирование (во взаимодействиях
культур) порождающих моделей европейских идеалов
знания. <...> В Европе все ин33
теллектуальные новшества, в том числе все изменения в
осознании знания, до поры до времени, происходили внутри
авраамической традиции, образовывавшей некоторый исторический континуум, в попытках разорвать который две тысячи лет оказывались бессильными все реализовавшиеся, тем
более, не реализовавшиеся новации. <...> Противоречия, у истоков которого антиномия: античного
осмысления человека как существа общественного и, напротив, авраамической традиции диалога человека с Богом, диалога, в котором самоосмысление человека осуществляется посредством проникновения в глубины собственного «Я», сопрягаемого с надмирной Личностью. <...> 35
Часть I
Предпосылки
альтернативной когнитивности
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Предпосылки, с которых мы начинаем
Предпосылки, с которых мы начинаем, не произвольны, они не
догмы; это действительные предпосылки, от которых можно отвлечься
только в воображении. <...> Противоречия, у истоков которого антиномия античного осмысления человека как существа общественного и, напротив, так называемой «ветхозаветной», авраамической традиции
диалога человека с Богом, диалога, в котором самоосмысление человека <...>
Ощущение_знания._Когнитологические_альтернативы_в_европейской_культурной_традиции_(в_двух_частях).pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное осударственное образовательное учреждение
высшео профессиональноо образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
М. М. Шульман
ОЩУЩЕНИЕ ЗНАНИЯ
КОГНИТОЛОГИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ
В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ
Научный редатор
дотор философсих нау, профессор Режабе Е. Я.
Часть I
Ростов-на-Дону
Издательство Южноо федеральноо университета
2009
Стр.1
УДК 930.85
ББК 71.0
Ш 95
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Южного федерального университета
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор Несмеянов Е. Е.,
доктор философских наук, профессор Титаренко И. Н.
Монография издана в рамках национального проекта «Образование»
по «Программе развития федерального государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
“Þæíûé федеральный университет” на 2007–2010 ãã.»
Шульман Ì. Ì.
Ш 95 Ощущение знания. Когнитологические альтернативы в европейской
культурной традиции: Монография: В 2 ч. Ч. I. Предпосылки
альтернативной когнитивности / М. М. Шульман. – Ростов н/Д:
Èçä-âî ÞÔÓ, 2009. 542 ñ.
ISBN 978-5-9275-0622-4
ISBN 978-5-9275-0623-1
В монографии впервые предложена мультидисциплинарная реконструкция
возникновения альтернативных когнитологических паттернов, которые
выступают порождающими моделями различных европейских идеалов знания.
Их одновременное существование, эклектическое сочетание и чередование
в ментальности наблюдается и в научном, и в обыденном мышлении и
порождает многообразные коллизии, в том числе взаимонепониманий.
Как взаимодействуют в становлении европейской когнитивности различные
культурные традиции – вопрос, на который автор стремится дать
ответ, привлекая обширный материал истории культуры, истории науки,
истории философии и истории религии.
Предназначена для научных работников, студентов, аспирантов и преподавателей
философских, культурологических и естественнонаучных факультетов
и вузов, для аспирантов, изучающих предмет «История и философия
науки»; для всех, кто интересуется вопросами истории знания, истории
культуры вообще и человеческой субъективности, в особенности.
ISBN 978-5-9275-0622-4
ISBN 978-5-9275-0623-1
УДК 930.85
ББК 71.0
© Ì. Ì. Øóëüìàí, 2009
© Оформление. Макет. Издательство
Южного федерального университета, 2009
Стр.2
Оглавление
Введение .........................................................................................................................................3
Часть I
Предпосылки альтернативной êîãíèòèâíîñòè................................37
Глава первая
Предпосылки, с которых мы íà÷èíàåì...................................................39
1.1. «Ïàñòóõè âåòðà» и «призванные äåëàòü»............................42
1.2. «Èäåÿ Áîãà» и диистендность.
Вспомогательная ãèïîòåçà......................................................................59
1.3. Об истинности познания природы
посредством ìàòåìàòèêè........................................................................85
1.4. В каждом ли дереве – ñêðèïêà,
или знание, присущее человеку,
и çíàíèå, отделяемое от ÷åëîâåêà............................................105
Глава вторая
Истоки культурной традиции Ñðåäèçåìíîìîðüÿ...................127
2.1. Поиск истоков òðàäèöèè....................................................................127
2.2. «Пахари моря»: фактор изотропности
культурного ïðîñòðàíñòâà..................................................................140
2.3. «Ìèð áóêâ»: слово и äåëî, бывшие в íà÷àëå...............155
2.4. Откровение и òðàäèöèÿ.......................................................................170
539
Стр.539
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава третья
Двуполярность
культурной традиции Средиземноморья
и различия в самоидентификации èíäèâèäà.................................191
3.1. Иерусалим и Àôèíû:
историческая последовательность
изоморфно изменяющихся îáñòîÿòåëüñòâ.....................191
3.2. Традиционность и различные å¸ êðèçèñû.....................222
3.3. «Ìàñòåðà ñìûñëîâ», или рождение êàôåäðû..............265
Глава четвертая
Взаимодействие культур
и различия в осознании çíàíèÿ......................................................................369
4.1. Audiatur et altera pars1...........................................................................374
4.2. Невыразимость Áîæåñòâåííîãî...................................................397
4.3. Непостижимость ïðèðîäíîãî........................................................413
4.4. Ум интерпретативный и ум ëåãèñëàòèâíûé................424
4.5. Истина и âåðà....................................................................................................447
4.6. Вера и çíàíèå.....................................................................................................467
4.7. Когнитологическая альтернативность
ортогональных äèñêóðñîâ....................................................................488
1 Audiatur et altera pars (ëàò.) – «Ñëåäóåò выслушать и противную
сторону».
540
Стр.540
Ощущение_знания._Когнитологические_альтернативы_в_европейской_культурной_традиции_(в_двух_частях)_(1).pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное осударственное образовательное учреждение
высшео профессиональноо образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
М. М. Шульман
ОЩУЩЕНИЕ ЗНАНИЯ
КОГНИТОЛОГИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ
В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ
Научный редатор
дотор философсих нау, профессор Режабе Е. Я.
Часть II
Ростов-на-Дону
Издательство Южноо федеральноо университета
2009
Стр.1
УДК 930.85
ББК 71.0
Ш 95
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Южного федерального университета
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор Несмеянов Е. Е.,
доктор философских наук, профессор Титаренко И. Н.
Монография издана в рамках национального проекта «Образование»
по «Программе развития федерального государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
“Þæíûé федеральный университет” на 2007–2010 ãã.»
Шульман Ì. Ì.
Ш 95 Ощущение знания. Когнитологические альтернативы в европейской
культурной традиции: Монография: В 2 ч. Ч. II. Формирование
альтернативных идеалов знания / М. М. Шульман. – Ростов н/Д:
Èçä-âî ÞÔÓ, 2009. 488 ñ.
ISBN 978-5-9275-0622-4
ISBN 978-5-9275-0624-8
В монографии впервые предложена мультидисциплинарная реконструкция
возникновения альтернативных когнитологических паттернов, которые
выступают порождающими моделями различных европейских идеалов знания.
Их одновременное существование, эклектическое сочетание и чередование
в ментальности наблюдается и в научном, и в обыденном мышлении и
порождает многообразные коллизии, в том числе взаимонепониманий.
Как взаимодействуют в становлении европейской когнитивности различные
культурные традиции – вопрос, на который автор стремится дать
ответ, привлекая обширный материал истории культуры, истории науки,
истории философии и истории религии.
Предназначена для научных работников, студентов, аспирантов и преподавателей
философских, культурологических и естественнонаучных факультетов
и вузов, для аспирантов, изучающих предмет «История и философия
науки»; для всех, кто интересуется вопросами истории знания, истории
культуры вообще и человеческой субъективности, в особенности.
ISBN 978-5-9275-0622-4
ISBN 978-5-9275-0624-8
УДК 930.85
ББК 71.0
© Ì. Ì. Øóëüìàí, 2009
© Оформление. Макет. Издательство
Южного федерального университета, 2009
Стр.2
Оглавление
Часть II
Формирование альтернативных идеалов çíàíèÿ.......................................................3
Глава первая
Рим как изменяющееся обстоятельство
и как модифицирующий ôàêòîð..................................................................................................5
1.1. Римская контекстуализация îéêóìåíû..........................................................6
1.2. Римоцентричность:
культ Рима и римские êóëüòû.................................................................................17
1.3. «Òåíü Ðèìà» как контекст ðàññìîòðåíèÿ................................................36
Глава вторая
Философский персонализм,
или пути рабби Йедидъи из Александрии,
называемого Ôèëîí......................................................................................................................................55
2.1. Рабби Йедидья у себя и в êîììåíòàðèÿõ................................................55
2.2. Экзегетика, переходящая в ïîëèòèêó............................................................67
2.3. Двусубъектное мышление: от раздвоения единого «сущего»
(tÕ Ôn) к Единому Сущему (Ð ên).......................................................................85
2.4. Три пути к Çíàíèþ...........................................................................................................108
2.5. Третье, не соблюдающее
закон исключенного òðåòüåãî...............................................................................155
2.6. «Ëîãîñ» как par£deigma
эпистемологии вербального çíàíèÿ..............................................................159
2.7. Уроки «Øêîëû Ôèëîíà»............................................................................................182
486
Стр.486
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава третья
Антифилософский универсализм,
или экклесия Шаула из Тарса,
известного как Апостол Ïàâåë...................................................................................................203
3.1. Имена для феноменов çíàíèÿ.............................................................................207
3.2. Методологические последствия иерофании
«Ïîñëàíèé» как предпосылки их àíàëèçà...........................................216
3.3. Требование исторической
контекстуальности анализа òåêñòà.................................................................229
3.4. Исходные оппозиции
в историко-культурном êîíòåêñòå.................................................................234
3.5. Иудейская идентичность и римское ãðàæäàíñòâî....................245
3.6. Личная проблема Павла
как определитель рефлексивного ïðîöåññà.........................................270
3.7. Полемика об истоках риторики Ïàâëà...................................................287
3.8. Полемика об истоках герменевтики Ïàâëà.......................................305
3.9. Экзегетика, переходящая в антропологию
и выходящая в òåîëîãèþ............................................................................................325
3.10. Уроки Павла: формирование «христианского» субъекта
ìûøëåíèÿ......................................................................................................................................338
Глава четвертая
Школы как порождающие модели
европейских идеалов знания (Òîðãîâöû ñâåòîì)...............................................367
4.1. Начала христианского îáðàçîâàíèÿ..............................................................380
4.2. «Эллинское возрождение»
и движение к «ïîäëèííî священному òåêñòó».............................388
4.3. Римская церковь и раздвоение теологического «ß»................422
4.4. Наследие великих школ и его íàñëåäíèêè.........................................440
4.5. «Èäåÿ Áîãà» и альтернативные
когнитологические ïîçèöèè...................................................................................470
Заключение ...................................................................................................................................................479
487
Стр.487