Е.В. Линькова
Ф.И. ТЮТЧЕВ:
СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО
КОНСЕРВАТИЗМА
Москва
Российский университет дружбы народов
2010
Стр.2
ББК 83.3Р1-8
Л 59
У т в е р ж д е н о
РИС Ученого совета
Российского университета
дружбы народов
Научный консульт а н т –
доктор исторических наук, профессор Р.А. Арсланов
Реце нзе н т ы:
доктор исторических наук, профессор В.В. Блохин,
кандидат исторических наук, доцент Е.В. Кряжева-Карцева
Линькова Е.В.
Л 59 Ф.И. Тютчев: становление национального консерватизма:
Монография. – М.: РУДН, 2010. – 289 с.
ISBN 978-5-209-03543-5
Монография посвящена идейному наследию Ф.И. Тютчева, рассматриваемому
в русле одного из направлений отечественной мысли
XIX в. – национального консерватизма. В исследовании выявлены и проанализированы
общественно-политические и геополитические построения
Ф.И. Тютчева, рассмотрена проблема становления личности и мировоззрения
мыслителя, изучены факторы, оказавшие воздействие на развитие
его доктрины. Автор делает вывод о несомненной оригинальности
и актуальности воззрений Ф.И. Тютчева, которые повлияли не только на
развитие общественно-политической мысли России XIX в., но и на становление
русского национального самосознания.
Книга рассчитана на специалистов в области российской истории,
преподавателей и студентов гуманитарного профиля.
© Линькова Е.В., 2010
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2010
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Раздел 1. Становление личности
и мировоззрения Ф.И. Тютчева
1.1. Воспитание и образование Ф.И. Тютчева
1.2. Влияние исторической обстановки
в России и Европе в первой четверти XIX в.
на формирование взглядов Ф.И. Тютчева
1.3. Идейные истоки мировоззрения Ф.И. Тютчева
Раздел 2. Общественно-политические
взгляды Ф.И. Тютчева
2.1. Истоки и сущность российской государственности
2.2. Историческая роль русского православия
в трактовке Ф.И. Тютчева
2.3. Ф.И. Тютчев о путях политического развития России
Раздел 3. Геополитическая концепция Ф.И. Тютчева
3.1. Россия и Европа: внешнеполитические взаимосвязи
и противоречия в концепции Ф.И. Тютчева
3.2. Славянский вопрос в геостратегии Ф.И. Тютчева
3.3. Ф.И. Тютчев об исторической миссии России в мире
Заключение
Список источников и литературы
3
4
31
33
46
55
82
85
114
129
153
155
179
215
242
265
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Начало XXI столетия ознаменовалось для России поиском
не только путей ее дальнейшего развития, но и национальной
идентификации. В этих условиях весьма актуальным
является обращение к наследию тех мыслителей,
которые, обладая даром предвидения, беспокоились о
судьбах России. Они пытались разработать такой проект
ее развития, который бы обеспечивал ее процветание и
укрепление могущества, не допускал бы социальных потрясений
и ущемления ее национального достоинства на
мировой арене. Среди плеяды блестящих мыслителей
России XIX в. особое место принадлежит Федору Ивановичу
Тютчеву. Хотя поэт и провозгласил знаменитую формулу:
«Умом Россию не понять…», на самом деле он пытался
осмыслить прошлое и настоящее своей отчизны. Его
же оригинальная общественно-политическая доктрина
обладает современным звучанием и может быть востребована
сегодня.
Идеи и воззрения Ф.И. Тютчева имеют непреходящее
значение. Они актуальны в различные эпохи, при любой
политической конъюнктуре, так как носят глубоко национальный
и патриотический характер, но в то же время
органично связаны с мировой философской и культурологической
мыслью.
В современных условиях, когда Россия находится в
поиске собственного исторического пути, своего места на
мировой арене, исследование доктрины Ф.И. Тютчева
4
Стр.5
приобретает немаловажное значение. Выработка внутриполитического
курса заставляет обращаться не только
к западноевропейскому опыту политического и социального
развития, но и к проектам, формировавшимся в самой
России. Анализ программ, созданных на русской почве,
с учетом ее специфики плодотворен для современной
России, ибо учитывает ее исторический опыт, традиции и
духовные основы.
Как в XIX в., так и в настоящее время России нередко
отказывают в наличии особой цивилизационной самобытности.
Зачастую «нашу специфику пытаются подать в
сугубо отрицательных терминах – как традиционализм,
отсталость, нецивилизованность»1. Однако Ф.И. Тютчев
отмечал, что к российской цивилизации не следует прилагать
западный эталон, а рассматривать ее сквозь национальную
призму. По его мнению, не отождествляя цивилизованность
только с Западной Европой, необходимо
было признавать право других цивилизаций на существование
и развитие в собственном, самобытном русле2.
Обращение к национальному консерватизму, а также
популярность установок этого направления в современном
обществе объясняется, прежде всего, тенденцией
глобализации и связанным с ней распространением некой
универсальной парадигмы, имеющей явно западноевропейские
корни. Таким образом, в современном мире
обостряется реакция на подобные явления среди различных
этнических общностей, в национальном самосоз1
Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире.
– М., 2003. – С. 5.
2 Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. Письма. В 6-ти
томах. – М., 2000–2005. – Т. 3. – С. 117–118.
5
Стр.6
нании которых не последнюю роль играют традиции,
культурно-нравственные ценности. Национальный консерватизм
как в XIX, так и в XXI в. становится неким противодействием
процессам интеграции, универсализации,
способом сохранения культурного своеобразия нации.
Эти идейные установки и являются превалирующими в
общественно-политической и историософской доктрине
мыслителя.
Во-первых, в условиях современной России наблюдается
всплеск интереса к консерватизму по весьма объективным
причинам. Консервативная парадигма представляется
некой идейной основой нового внутриполитического
курса, призванного устранить разрушительные
результаты псевдолиберальных реформ первой половины
1990-х гг., вернуть России статус великой державы.
В современном обществе наблюдается тенденция к
поиску путей синтеза отечественного исторического
опыта с западноевропейскими установками и ценностями,
а не слепое калькирование последних. И подобные
попытки влекут за собой задачу определения сущности
самой России, выявления ее специфических черт, общности
и отличия от западноевропейских идейных основ. В
этом смысле доктрина Ф.И. Тютчева приобретает особенную
значимость и актуальность.
Воззрения Ф.И. Тютчева помимо внутриполитических
охватывают широкий спектр внешнеполитических проблем.
Те аспекты международной жизни, которые анализировались
Ф.И. Тютчевым, чрезвычайно актуальны и в
современную эпоху, когда Россия создает новую линию
своего внешнеполитического поведения. Так, в частности,
довольно остро звучит вопрос о взаимоотношениях
России со странами Западной Европы. Не утратила своей
6
Стр.7
актуальности и славянская тема, детально разработанная
мыслителем. Несомненно, на исходе ХХ в., начало которого
было отмечено всплеском интереса и сочувствия
к славянским народам, данная проблема практически
угасла. Зарубежные славяне выказывают все большее тяготение
к Западной Европе, нежели к России, да и в «душе»
самой России нет уже того «сокровенного славянского
пламени, отблески которого ловили мечтатели»3: чешские,
словацкие, польские, болгарские, сербские, словенские
мыслители, или, как их называли в ХIХ в., славянские
«будители». Кажется, что идеи славянского единства
забыты навсегда, Европейский союз открыто символизирует
себя с образом Карла Великого, и неофитов Евросоюза
– славянские государства это нисколько не смущает.
Однако, учитывая исторические и культурные связи,
Россия должна выработать новый курс по отношению
к славянским государствам, который будет, с одной стороны,
отвечать ее национальным интересам, а с другой –
органично вписываться в изменившуюся геополитическую
ситуацию.
На современном этапе Россия вынуждена пересмотреть
свое отношение к славянским странам, которые явно
тяготеют к Западной Европе, и найти новый курс во взаимном
сотрудничестве. В этом плане идеи и воззрения
Ф.И. Тютчева представляются весьма интересными и
дающими возможность выработать оригинальную внешнеполитическую
концепцию по отношению к славянским
государствам и странам Западной Европы.
3 Мяло К.Г. Мифы и реальность славянского единства на
грани веков // Наш современник. – 2004. – № 9. – С. 228.
7
Стр.8