Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Ф.И. Тютчев: становление национального консерватизма (165,00 руб.)

0   0
Первый авторЛинькова Е. В.
ИздательствоМ.: РУДН
Страниц293
ID221374
АннотацияМонография посвящена идейному наследию Ф.И. Тютчева, рассматриваемому в русле одного из направлений отечественной мысли XIX в. – национального консерватизма. В исследовании выявлены и проанализированы общественно-политические и геополитические построения Ф.И. Тютчева, рассмотрена проблема становления личности и мировоззрения мыслителя, изучены факторы, оказавшие воздействие на развитие его доктрины. Автор делает вывод о несомненной оригинальности и актуальности воззрений Ф.И. Тютчева, которые повлияли не только на развитие общественно-политической мысли России XIX в., но и на становление русского национального самосознания.
Кому рекомендованоКнига рассчитана на специалистов в области российской истории, преподавателей и студентов гуманитарного профиля.
ISBN978-5-209-03543-5
ББК83.3Р1-8
Линькова, Е. В. Ф.И. Тютчев: становление национального консерватизма : монография / Е. В. Линькова .— Москва : РУДН, 2010 .— 293 с. — Библиогр.: с. 265-289 (320 назв.) .— ISBN 978-5-209-03543-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/221374 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ф.И. ТЮТЧЕВ: СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО КОНСЕРВАТИЗМА Москва Российский университет дружбы народов 2010 <...> Ф.И. ТЮТЧЕВ: СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО КОНСЕРВАТИЗМА Москва Российский университет дружбы народов 2010 ББК 83.3Р1-8 Л 59 Утверждено РИС Ученого совета Российского университета дружбы народов Научный консультант – доктор исторических наук, профессор Р.А. Арсланов Рецензенты: доктор исторических наук, профессор В.В. Блохин, кандидат исторических наук, доцент Е.В. Кряжева-Карцева Л 59 Линькова Е.В. <...> В исследовании выявлены и проанализированы общественно-политические и геополитические построения Ф.И. Тютчева, рассмотрена проблема становления личности и мировоззрения мыслителя, изучены факторы, оказавшие воздействие на развитие его доктрины. <...> Национальный консерватизм как в XIX, так и в XXI в. становится неким противодействием процессам интеграции, универсализации, способом сохранения культурного своеобразия нации. <...> Эти идейные установки и являются превалирующими в общественно-политической и историософской доктрине мыслителя. <...> Зарубежные славяне выказывают все большее тяготение к Западной Европе, нежели к России, да и в «душе» самой России нет уже того «сокровенного славянского пламени, отблески которого ловили мечтатели»3: чешские, словацкие, польские, болгарские, сербские, словенские мыслители, или, как их называли в ХIХ в., славянские «будители». <...> Кажется, что идеи славянского единства забыты навсегда, Европейский союз открыто символизирует себя с образом Карла Великого, и неофитов Евросоюза – славянские государства это нисколько не смущает. <...> Мяло К.Г. Мифы и реальность славянского единства на грани веков // Наш современник. <...> Выбранные хронологические рамки во многом обусловлены объектом данного исследования, а именно жизнью и деятельностью Ф.И. Тютчева (1803–1873). <...> Данная монография в известной степени построена на использовании основополагающего для исследования термина «национальный консерватизм <...>
_Становление_национального_консерватизма.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
_Становление_национального_консерватизма.pdf
Е.В. Линькова Ф.И. ТЮТЧЕВ: СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО КОНСЕРВАТИЗМА Москва Российский университет дружбы народов 2010
Стр.2
ББК 83.3Р1-8 Л 59 У т в е р ж д е н о РИС Ученого совета Российского университета дружбы народов Научный консульт а н т – доктор исторических наук, профессор Р.А. Арсланов Реце нзе н т ы: доктор исторических наук, профессор В.В. Блохин, кандидат исторических наук, доцент Е.В. Кряжева-Карцева Линькова Е.В. Л 59 Ф.И. Тютчев: становление национального консерватизма: Монография. – М.: РУДН, 2010. – 289 с. ISBN 978-5-209-03543-5 Монография посвящена идейному наследию Ф.И. Тютчева, рассматриваемому в русле одного из направлений отечественной мысли XIX в. – национального консерватизма. В исследовании выявлены и проанализированы общественно-политические и геополитические построения Ф.И. Тютчева, рассмотрена проблема становления личности и мировоззрения мыслителя, изучены факторы, оказавшие воздействие на развитие его доктрины. Автор делает вывод о несомненной оригинальности и актуальности воззрений Ф.И. Тютчева, которые повлияли не только на развитие общественно-политической мысли России XIX в., но и на становление русского национального самосознания. Книга рассчитана на специалистов в области российской истории, преподавателей и студентов гуманитарного профиля. © Линькова Е.В., 2010 © Российский университет дружбы народов, Издательство, 2010
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Введение Раздел 1. Становление личности и мировоззрения Ф.И. Тютчева 1.1. Воспитание и образование Ф.И. Тютчева 1.2. Влияние исторической обстановки в России и Европе в первой четверти XIX в. на формирование взглядов Ф.И. Тютчева 1.3. Идейные истоки мировоззрения Ф.И. Тютчева Раздел 2. Общественно-политические взгляды Ф.И. Тютчева 2.1. Истоки и сущность российской государственности 2.2. Историческая роль русского православия в трактовке Ф.И. Тютчева 2.3. Ф.И. Тютчев о путях политического развития России Раздел 3. Геополитическая концепция Ф.И. Тютчева 3.1. Россия и Европа: внешнеполитические взаимосвязи и противоречия в концепции Ф.И. Тютчева 3.2. Славянский вопрос в геостратегии Ф.И. Тютчева 3.3. Ф.И. Тютчев об исторической миссии России в мире Заключение Список источников и литературы 3 4 31 33 46 55 82 85 114 129 153 155 179 215 242 265
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Начало XXI столетия ознаменовалось для России поиском не только путей ее дальнейшего развития, но и национальной идентификации. В этих условиях весьма актуальным является обращение к наследию тех мыслителей, которые, обладая даром предвидения, беспокоились о судьбах России. Они пытались разработать такой проект ее развития, который бы обеспечивал ее процветание и укрепление могущества, не допускал бы социальных потрясений и ущемления ее национального достоинства на мировой арене. Среди плеяды блестящих мыслителей России XIX в. особое место принадлежит Федору Ивановичу Тютчеву. Хотя поэт и провозгласил знаменитую формулу: «Умом Россию не понять…», на самом деле он пытался осмыслить прошлое и настоящее своей отчизны. Его же оригинальная общественно-политическая доктрина обладает современным звучанием и может быть востребована сегодня. Идеи и воззрения Ф.И. Тютчева имеют непреходящее значение. Они актуальны в различные эпохи, при любой политической конъюнктуре, так как носят глубоко национальный и патриотический характер, но в то же время органично связаны с мировой философской и культурологической мыслью. В современных условиях, когда Россия находится в поиске собственного исторического пути, своего места на мировой арене, исследование доктрины Ф.И. Тютчева 4
Стр.5
приобретает немаловажное значение. Выработка внутриполитического курса заставляет обращаться не только к западноевропейскому опыту политического и социального развития, но и к проектам, формировавшимся в самой России. Анализ программ, созданных на русской почве, с учетом ее специфики плодотворен для современной России, ибо учитывает ее исторический опыт, традиции и духовные основы. Как в XIX в., так и в настоящее время России нередко отказывают в наличии особой цивилизационной самобытности. Зачастую «нашу специфику пытаются подать в сугубо отрицательных терминах – как традиционализм, отсталость, нецивилизованность»1. Однако Ф.И. Тютчев отмечал, что к российской цивилизации не следует прилагать западный эталон, а рассматривать ее сквозь национальную призму. По его мнению, не отождествляя цивилизованность только с Западной Европой, необходимо было признавать право других цивилизаций на существование и развитие в собственном, самобытном русле2. Обращение к национальному консерватизму, а также популярность установок этого направления в современном обществе объясняется, прежде всего, тенденцией глобализации и связанным с ней распространением некой универсальной парадигмы, имеющей явно западноевропейские корни. Таким образом, в современном мире обостряется реакция на подобные явления среди различных этнических общностей, в национальном самосоз1 Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. – М., 2003. – С. 5. 2 Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. Письма. В 6-ти томах. – М., 2000–2005. – Т. 3. – С. 117–118. 5
Стр.6
нании которых не последнюю роль играют традиции, культурно-нравственные ценности. Национальный консерватизм как в XIX, так и в XXI в. становится неким противодействием процессам интеграции, универсализации, способом сохранения культурного своеобразия нации. Эти идейные установки и являются превалирующими в общественно-политической и историософской доктрине мыслителя. Во-первых, в условиях современной России наблюдается всплеск интереса к консерватизму по весьма объективным причинам. Консервативная парадигма представляется некой идейной основой нового внутриполитического курса, призванного устранить разрушительные результаты псевдолиберальных реформ первой половины 1990-х гг., вернуть России статус великой державы. В современном обществе наблюдается тенденция к поиску путей синтеза отечественного исторического опыта с западноевропейскими установками и ценностями, а не слепое калькирование последних. И подобные попытки влекут за собой задачу определения сущности самой России, выявления ее специфических черт, общности и отличия от западноевропейских идейных основ. В этом смысле доктрина Ф.И. Тютчева приобретает особенную значимость и актуальность. Воззрения Ф.И. Тютчева помимо внутриполитических охватывают широкий спектр внешнеполитических проблем. Те аспекты международной жизни, которые анализировались Ф.И. Тютчевым, чрезвычайно актуальны и в современную эпоху, когда Россия создает новую линию своего внешнеполитического поведения. Так, в частности, довольно остро звучит вопрос о взаимоотношениях России со странами Западной Европы. Не утратила своей 6
Стр.7
актуальности и славянская тема, детально разработанная мыслителем. Несомненно, на исходе ХХ в., начало которого было отмечено всплеском интереса и сочувствия к славянским народам, данная проблема практически угасла. Зарубежные славяне выказывают все большее тяготение к Западной Европе, нежели к России, да и в «душе» самой России нет уже того «сокровенного славянского пламени, отблески которого ловили мечтатели»3: чешские, словацкие, польские, болгарские, сербские, словенские мыслители, или, как их называли в ХIХ в., славянские «будители». Кажется, что идеи славянского единства забыты навсегда, Европейский союз открыто символизирует себя с образом Карла Великого, и неофитов Евросоюза – славянские государства это нисколько не смущает. Однако, учитывая исторические и культурные связи, Россия должна выработать новый курс по отношению к славянским государствам, который будет, с одной стороны, отвечать ее национальным интересам, а с другой – органично вписываться в изменившуюся геополитическую ситуацию. На современном этапе Россия вынуждена пересмотреть свое отношение к славянским странам, которые явно тяготеют к Западной Европе, и найти новый курс во взаимном сотрудничестве. В этом плане идеи и воззрения Ф.И. Тютчева представляются весьма интересными и дающими возможность выработать оригинальную внешнеполитическую концепцию по отношению к славянским государствам и странам Западной Европы. 3 Мяло К.Г. Мифы и реальность славянского единства на грани веков // Наш современник. – 2004. – № 9. – С. 228. 7
Стр.8