В.М. Шулятьев
Москва
Российский университет дружбы народов
2009 <...> В.М. Шулятьев
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Курс лекций
Москва
Российский университет дружбы народов
2009
1
ББК 75
Ш 95
Утверждено
РИС Ученого совета
Российского университета
дружбы народов
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор Ю.Д. Железняк,
доктор педагогических наук, профессор О.Н. Степанова
Шулятьев В.М. <...> Освещены вопросы методики формирования навыка здорового образа жизни,
психофизической подготовки, врачебно-педагогических наблюдений
при организованных и самостоятельных формах занятий физической
культурой. <...> Физическая культура и спорт –
составляющие общей культуры общества
В системе общечеловеческих культурных ценностей
одной из главных составляющих является уровень здоровья и
физической подготовленности всей популяции в различные
возрастные периоды, и особенно в первую половину жизни,
определяющую возможности освоения всех остальных ценностей. <...> 8
Показателями состояния физической культуры в обществе являются: массовость ее развития; степень использования средств физической культуры в сфере образования и
воспитания; уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей; уровень спортивных достижений; наличие и уровень квалификации профессиональных
и общественных физкультурных кадров; пропаганда физической культуры и спорта. <...> С мотивациями, уровнем физкультурной образованности и объемом накопленного опыта связана и непосредственно осуществляемая каждым физическая активность. <...> Другой физкультурной ценностью является накопленный обществом опыт физического воспитания и физической
подготовки молодежи, опыт организации физической активности. <...> Деятельность
государственных и общественных институтов, политическая,
организационная, пропагандистская, образовательная и воспитательная, финансово-экономическая и производственная,
направленная на создание условий для полноценной физической <...>
_Физическая_культура.pdf
В.М. Шулятьев
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Курс лекций
Москва
Российский университет дружбы народов
2009
1
Стр.2
ББК 75
Ш 95
Утверждено
РИС Ученого совета
Российского университета
дружбы народов
Рецензенты :
доктор педагогических наук, профессор Ю.Д. Железняк,
доктор педагогических наук, профессор О.Н. Степанова
Шулятьев В.М.
Ш 95 Физическая культура: Курс лекций. – М.: РУДН, 2009. –
279 с.: ил.
ISBN 978-5-209-03051-5
Настоящее издание включает цикл лекций обязательного теоретико-методического
материала для итоговой аттестации по дисциплине
«Физическая культура», позволяющих систематизировать и углубить
знания по основам теории и методике физического воспитания. Освещены
вопросы методики формирования навыка здорового образа жизни,
психофизической подготовки, врачебно-педагогических наблюдений
при организованных и самостоятельных формах занятий физической
культурой.
Для студентов высших учебных заведений, а также преподавателей
физической культуры.
ISBN 978-5-209-03051-5
ББК 75
© В.М. Шулятьев, 2009
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2009
2
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………..
Тема 1. Физическая культура в общекультурной
и профессиональной подготовке студентов.................................
1.1. Физическая культура и спорт – составляющие общей
культуры общества.............................................................................
3
5
5
1.2. Ценности физической культуры................................................. 10
1.3. Основные понятия и терминология............................................ 13
1.4. Понятие о системе физической культуры.................................. 16
1.5. Содержание и функции физической культуры студентов
в структуре профессионального образования.................................. 17
1.6. Организация физического воспитания в вузе............................ 20
Тема 2. Социально-биологические основы
физической культуры (часть 1)..................................................... 29
2.1. Анатомо-морфологические особенности и основные
физиологические функции организма.............................................. 29
2.2. Функциональные системы организма....................................... 31
2.2.1. Костная система....................................................................... 31
2.2.2. Мышечная система.................................................................. 32
2.3. Физиологические системы организма...................................... 35
2.3.1. Кровеносная система.............................................................. 35
2.3.2. Сердечно-сосудистая система............................................... 37
2.3.3. Дыхательная система.............................................................. 38
2.3.4. Системы пищеварения и выделения..................................... 40
2.3.5. Нервная система...................................................................... 43
2.3.6. Эндокринная система.............................................................. 45
Тема 2. Социально-биологические основы
физической культуры (часть 2)..................................................... 47
2.4. Организм человека как единая саморазвивающаяся
и саморегулирующаяся система....................................................... 47
2.5. Внешняя среда – природные и социально-экологические
факторы, их влияние на организм и жизнедеятельность............... 54
2.6. Биологические ритмы и работоспособность............................ 57
2.7. Гипокинезия и гиподинамия, их неблагоприятное влияние
на организм......................................................................................... 60
274
Стр.275
2.8. Средства физической культуры в совершенствовании
организма, обеспечении его устойчивости к физической
и умственной деятельности.............................................................. 61
2.9. Физиологические механизмы и закономерности
совершенствования отдельных систем организма
под воздействием направленной физической тренировки............ 62
2.10. Двигательная функция и повышение уровня адаптации
и устойчивости организма человека к различным условиям…… 64
Тема 3. Основы здорового образа жизни студента.
Физическая культура в обеспечении здоровья........................... 66
3.1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии.................... 66
3.2. Функциональные возможности проявления здоровья
человека в различных сферах жизнедеятельности.......................... 67
3.3. Влияние образа жизни на здоровье........................................... 68
3.4. Факторы риска и здоровье.......................................................... 70
3.5. Направленность поведения человека на обеспечение
своего здоровья................................................................................... 74
3.5.1. Адекватное и неадекватное отношение к здоровью,
его самооценка студентами............................................................... 74
3.5.2. Индивидуально-психологические особенности личности... 75
3.6. Содержательные особенности составляющих здорового
образа жизни: режим труда и отдыха, личная гигиена………….. 78
3.6.1. Режим труда и отдыха............................................................. 78
3.6.2. Сон и профилактика его нарушений...................................... 80
3.6.3. Личная гигиена и закаливание............................................... 82
3.6.4. Культура сексуального поведения......................................... 83
Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда
и интеллектуальной деятельности. Средства физической
культуры в регулировании работоспособности........................ 86
4.1. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция
на них организма студента................................................................. 86
4.2. Типичные особенности жизнедеятельности студентов
в период экзаменов............................................................................. 89
4.3. Работоспособность и общие закономерности
ее изменения у студентов.................................................................. 92
4.4. Объективные и субъективные признаки усталости,
утомления и переутомления, их причины и профилактика............ 94
4.5. Формы и методы психорегуляции в учебном и спортивном
видах деятельности............................................................................. 98
275
Стр.276
4.6. Особенности рационального использования малых форм
физической культуры в режиме учебного труда студентов........... 100
4.7. Средства физической культуры в регулировании
психоэмоционального и функционального состояния студентов 101
4.7.1. Понятие о релаксации и аутотренинге...................................
104
4.7.2. Оперативная тонизация............................................................ 105
4.8. Роль оздоровительно-спортивного лагеря в оптимизации
условий жизнедеятельности студентов............................................. 106
Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка
в системе физического воспитания (часть 1)..............................
5.1. Общая физическая подготовка...................................................
5.2. Специальная физическая подготовка........................................
108
108
110
5.2.1. Спортивная подготовка............................................................ 110
5.2.2. Профессионально-прикладная физическая подготовка
как разновидность специальной физической подготовки..............
5.3. Интенсивность физических нагрузок........................................
5.4. Энергозатраты при физических нагрузках
разной интенсивности........................................................................
5.5. Значение мышечной релаксации (расслабления)....................
5.6. Коррекция физического развития телосложения,
двигательной и функциональной подготовленности
средствами физической культуры и спорта.....................................
5.7. Формы занятий физическими упражнениями..........................
5.8. Построение и структура учебно-тренировочного занятия…..
5.9. Общая и моторная плотность занятия.......................................
114
115
117
120
122
126
127
128
Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка
в системе физического воспитания (часть 2)............................... 130
5.10. Методические принципы физического воспитания...............
5.11. Средства и методы физического воспитания ......................... 137
5.11.1. Средства физического воспитания ....................................... 137
5.11.2. Методы физического воспитания.........................................
5.12. Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям 141
5.13. Развитие физических качеств..................................................
5.14. Формирование психических качеств, черт,
свойств личности в процессе физического воспитания.................. 152
Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий
физическими упражнениями.......................................................... 155
6.1. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие
на организм, здоровье и работоспособность.................................... 155
276
138
144
130
Стр.277
6.2. Формирование мотивов и организация самостоятельных
занятий физическими упражнениями..............................................
6.5. Планирование объема и интенсивности физических
упражнений с учетом умственной учебной деятельности.............
6.6. Возрастные особенности самостоятельных занятий
для женщин.........................................................................................
6.7. Гигиена самостоятельных занятий: уход за кожей,
питьевой режим, питание..................................................................
Тема 7. Индивидуальный выбор видов спорта
или системы физических упражнений........................................
Определение понятия «спорт». Его принципиальное
156
6.3. Управление процессом самостоятельных занятий………….. 157
6.4. Формы и содержание самостоятельных занятий
физическими упражнениями.............................................................
158
162
164
165
6.8. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных
занятий……………………………………………………………… 167
170
отличие от других видов занятий физическими упражнениями.... 170
7.2. Массовый спорт. Спорт высших достижений……………….. 171
7.3. Спортивная классификация.......................................................
7.4. Национальные виды спорта.......................................................
7.5. Студенческий спорт...................................................................
172
173
175
7.6. Специальные зачетные требования и нормативы.
Спорт в свободное время........................................................ ……. 177
7.7. Спортивные соревнования.......................................................
7.8. Нетрадиционные виды спорта.................................................
7.9. Мотивы индивидуального выбора студентом
конкретного вида спорта.................................................................
7.10. Характеристика основных групп видов спорта,
развивающих определенные физические качества.......................
177
179
180
182
Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта
(системой физических упражнений)............................................ 184
8.1. Краткая историческая справка о видах спорта……………… 184
8.1.1. Волейбол.................................................................................... 184
8.1.2. Баскетбол...................................................................................
8.1.3. Футбол........................................................................................ 185
8.1.4. Плавание....................................................................................
8.1.5. Лыжный спорт..........................................................................
8.1.6. Легкая атлетика........................................................................
8.1.7. Борьба........................................................................................
8.1.8. Пауэрлифтинг...........................................................................
277
185
186
186
187
188
188
Стр.278
8.1.9. Аэробика...................................................................................
8.2. Влияние различных видов спорта на физическое развитие,
функциональную подготовленность, психические качества
и свойства личности...........................................................................
189
189
8.3. Определение целей и задач спортивной подготовки.
Перспективное и текущее планирование…………………………. 193
8.4. Основные пути достижения необходимой структуры
подготовленности: физической, технической, тактической
и психической……………………………………………………….. 194
8.5. Специальные зачетные требования и нормативы
в избранном виде спорта …………………………………………… 197
Тема 9. Врачебно-педагогические исследования
и самоконтроль занимающихся физическими
упражнениями и спортом...............................................................
9.1. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям
физическими упражнениями и спортом, его содержание
и периодичность.................................................................................
9.2. Методы исследований, применяемые
во врачебном контроле.....................................................................
199
9.2.1. Антропометрические исследования ...................................... 201
9.2.2. Метод стандартов....................................................................
9.2.3. Метод корреляции..................................................................
9.2.4. Метод номограмм...................................................................
9.2.5. Метод индексов......................................................................
9.3. Исследование функционального состояния организма
и физической работоспособности...................................................
9.4. Исследование функции дыхания..............................................
9.5. Исследование нервной системы..............................................
9.6. Объективные и субъективные показатели самоконтроля….
Тема 10. Профессионально-прикладная физическая
подготовка (ППФП) студентов......................................................
10.1. Краткая историческая справка.................................................
199
201
202
202
203
204
205
209
211
212
215
215
10.2. Личная и социально-экономическая необходимость
специальной физической подготовки человека к труду
в современных условиях..................................................................... 217
10.3. Место ППФП в системе физического воспитания
студентов…………………………………………………………….. 222
10.4. Основные факторы, определяющие содержание ППФП…... 228
10.5. Дополнительные факторы, влияющие
на содержание ППФП......................................................................... 230
278
Стр.279
10.6. Методика подбора средств ППФП и видов спорта………… 231
10.7. Организация, формы и средства ППФП в вузе....................... 235
10.8. Особенности ППФП студентов на учебных занятиях
и во внеурочное время.......................................................................
10.9. Система контроля ППФП студентов......................................
236
240
Тема 11. Физическая культура в производственной
деятельности бакалавра и специалиста.....................................
11.1. Производственная физическая культура (ПФК)...................
11.2. Методические основы ПФК....................................................
11.2.1. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор
форм, методов и средств ПФК в рабочее и свободное время.......
11.2.2. Производственная физическая культура
в рабочее время (производственная гимнастика)...........................
11.2.3. Методика составления комплексов в различных видах
производственной гимнастики и определение их места
в течение рабочего дня......................................................................
11.2.4. Профилактические комплексы физических упражнений
для работников умственного труда и студентов
технического вуза.............................................................................
11.3. Физическая культура и спорт специалиста в свободное
от работы время................................................................................
11.3.1. Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ)......................
11.3.2. Утренние специально направленные занятия
физическими упражнениями...........................................................
11.3.3. Попутная тренировка............................................................
11.3.4. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха
и повышения функциональных возможностей...............................
244
244
246
247
250
255
256
259
264
265
266
267
11.4. Использование дополнительных средств повышения
общей и профессиональной работоспособности в процессе
занятий физическими упражнениями............................................... 269
11.5. Профилактика профессиональных заболеваний
и травматизма средствами физической культуры............................ 270
11.6. Влияние индивидуальных особенностей,
географо-климатических факторов на содержание
производственной физической культуры........................................
271
11.7. Роль личности руководителя во внедрении физической
культуры в производственный коллектив ...................................... 272
279
Стр.280