Н.С. Гегелова
КУЛЬТУРНАЯ МИССИЯ
ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Москва
Российский университет дружбы народов
2011
1
ББК 76.32
Г 27
Утверждено
РИС Ученого совета
Российского университета
дружбы народов
Р е ц е н з е н т ы:
доктор филологических наук, профессор В.Л. Цвик,
доктор филологических наук, профессор Г.Н. Трофимова
Г 27
Гегелова Н.С. <...> ISBN 978-5-209-03533-6
В данной монографии системно исследуется деятельность советского и постсоветского телевидения в аспекте реализации им культурнопросветительской миссии в обществе. <...> Анализируется содержание телепрограмм и эволюция жанров на основе сравнительного анализа деятельности двух моделей отечественного телевидения – советского и постсоветского. <...> Автор монографии тактично замечает, что после распада
СССР, вступления России в новую, капиталистическую формацию телевидение уверенно пошло по пути коммерциализации,
что сказалось не только на качестве телепрограмм, но и на качестве телевизионной речи. <...> Новая федеральная целевая программа «Развитие цифрового телевидения в РФ на 2009-2015 годы», реализовывая концепции цифрового телевидения, направленные на создание трех
мультикомплексов – по восемь каналов в каждом, все же предусматривает включение в первый блок и канала «Культура», наряду с Первым каналом, каналом «Россия-2», «Вести-24», НТВ,
«Петербург – Пятый канал», детско-юношеским каналом (на
базе «Бибигона» и «Теленяни»), «Радио России», «Маяк» и
«Вести FM». <...> Автор
совершенно справедливо полагает, что немаловажную роль в
осуществлении этой сложной, многогранной задачи может сыграть интенсивный культурно-просветительский телевизионный
обмен, являющийся, по сути дела, непрерывным деловым и духовным диалогом между народами – действенной формой межнационального общения, углубленного взаимопознания и взаимообогащения культур. <...> Предмет исследования – культурно-просветительское направление деятельности отечественного телевидения, возможности
его творческого потенциала <...>
_Культурная_миссия_телевидения.pdf
Н.С. Гегелова
КУЛЬТУРНАЯ МИССИЯ
ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Москва
Российский университет дружбы народов
2011
1
Стр.2
ББК 76.32
Г 27
Утверждено
РИС Ученого совета
Российского университета
дружбы народов
Рецензен ты:
доктор филологических наук, профессор В.Л. Цвик,
доктор филологических наук, профессор Г.Н. Трофимова
Гегелова Н.С.
Г 27 Культурная миссия телевидения: Монография. – М.:
РУДН, 2011. – 263 с.
ISBN 978-5-209-03533-6
В данной монографии системно исследуется деятельность советского
и постсоветского телевидения в аспекте реализации им культурнопросветительской
миссии в обществе. Анализируется содержание телепрограмм
и эволюция жанров на основе сравнительного анализа деятельности
двух моделей отечественного телевидения – советского и постсоветского.
Телевидение рассматривается как современное средство консолидации
общества, укрепления стабильности и спокойствия, как средство
повышения его культуры.
Для исследователей средств массовой коммуникации, аспирантов,
студентов факультетов журналистики университетов, работников средств
массовой информации.
ISBN 978-5-209-03533-6
ББК 76.32
© Н.С. Гегелова, 2011
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2011
2
Стр.3
В культуре основанием
служит вершина.
Ю.Лотман
ПРЕДИСЛОВИЕ
Культурно-просветительская миссия телевидения
как альтернатива возвращению
в «акустическое пространство»1
Мировой опыт доказал, что всевозможные концепции об
абсолютном всемогуществе технических средств массовой коммуникации
– СМК, и в частности телевидения, об их определяющем
значении в развитии общества, о безвозвратно потерянных
связях между техническими и естественными СМИ оказываются
в конце концов мифами, стереотипами широких, но
все же ограниченных действительностью масштабов.
Вместе с тем подмечено, что, когда человек входит в комнату,
где работает телевизор, его внимание автоматически переключается,
хотя еще несколько мгновений назад он совершенно
не интересовался темой передачи. Притягательная сила
телеэкрана способна длительное время удерживать внимание
зрителя, даже когда он в принципе и не желает этого.
Современная система СМК связана с аудиторией с помощью
технической коммуникации, состоящей из трех блоков:
адресант – текст – адресат. Если адресант не принимает участие
в фиксированном на пленке действии, а текст включает в себя
технические текстовые средства, собственно исполнение, текстовое
действие и воспринимаемую, материально закрепленную
форму действия, то адресат включает в себя аудиторию, отчужденную
от подготовки, исполнения и передачи текстов и часто
адресантов, выступающих в качестве адресатов. Если на зрелых
1 Термин М. Маклюэна. Mc Luhan Vfrshall. Verbi-Voco-Visual Exploration.
N.-Y. Something Else Press, Inc., 1967. P.44-45.
3
Стр.4
рынках – в США – уже к 1980-м годам большинство основных
средств связи оказались под контролем 50 гигантских корпораций,
то на российском рынке процессы консолидации, слияний
и поглощений только начали набирать обороты. Естественно,
мегакорпорации на зрелых рынках объединены общими финансовыми
интересами с другими видами крупной индустрии и с
рядом влиятельных международных банков.
Таким образом, уже в прошлом миллениуме в США «частное
министерство информации и культуры» контролировало
более половины всей информации и идеологии, получаемых
200-миллионным американским населением. Видимыми информаторами,
приносящими публике сведения о событиях, являются
ведущие-комментаторы. Их интонации, жесты и выражения
намеренно или ненамеренно могут иметь решающее значение
в возникновении и распространении реакции аудитории
на информационные видеосюжеты. Их личности «действуют
как фильтры».
В то же время и они нередко отчуждены от адресантов и
даже самих текстов. За их спинами стоят продюсеры, операторы,
другие функционеры, без которых невозможно монтировать
современные информационные блоки. Поэтому все разговоры о
личности на экране не совсем верны. Перед нами не сам человек,
а его изображение. Сама личность может смотреть на свое
же изображение, оценивая самого себя. Сумма личностных
ценностей человека, которая принадлежала до появления изображения
на экране только ему, затем как бы трансформируется
в ценности, оцениваемые массовой аудиторией. Таким образом,
в действие вступают установки социального, культурного, эстетического
и этического характера.
Автор монографии тактично замечает, что после распада
СССР, вступления России в новую, капиталистическую формацию
телевидение уверенно пошло по пути коммерциализации,
что сказалось не только на качестве телепрограмм, но и на качестве
телевизионной речи. Можно сказать и жестче: сегодня к
изображению человека на экране относятся как к герою, действующему
лицу, символу, который, в конечном счете, должен
оправдать свое появление на экране именно с этой точки зрения.
4
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ. Культурно-просветительская миссия
телевидения как альтернатива возвращению в «акустическое
пространство»
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОЦЕССА КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО
ТЕЛЕВИДЕНИЯ (исторический аспект)
1. Концептуальные положения зарубежных и отечественных
теорий коммуникации
2. Межреспубликанский обмен телевизионными программами
как сфера культурного межнационального общения
3. Телевидение – современное средство взаимопроникновения
культур
Глава II. ТЕЛЕВИДЕНИЕ ПОСТСОВЕТСКОЙ ЭПОХИ
(СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ)
1. Роль и место культурно-просветительских программ
в деятельности телевидения постсоветской России
2. Система телевизионных жанров, их типология
и трансформация на постсоветском телевидении
3. Сравнительный жанрово-тематический анализ программ
советского и постсоветского телевидения в аспекте реализации
культурно-просветительской миссии
4. Возможные пути оптимизации культурно-просветительской
миссии российского телевидения
5. Язык и стиль телевизионных программ как отражение уровня
культурно-просветительской миссии телевидения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
3
8
15
15
35
47
70
70
81
93
166
184
195
198
211
263
Стр.264