Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Основы индийской религиозности: диалектика личного-безличного (231,00 руб.)

0   0
Первый авторАникеева Е. Н.
ИздательствоМ.: РУДН
Страниц257
ID221309
АннотацияВ монографии рассматриваются основы индийской религиозности в ракурсе проблемы личное - безличное, взятой в диалектическом аспекте. Индийская философия, метафизика индийских религий анализируются в свете философско-религиозных категорий: пантеизма, панентеизма, теизма, наилучшим образом выражающих аспекты личного - безличного в любой религии. В работе выявлены адекватность и границы применения данных категорий к индийской религиозности как политеистической в ходе ее сравнения с монотеистической религиозностью (христианством). Сформулировано положение о безличностно-пан(ен)теистической основе индийских религий в противовес абсолютно-теистическому фундаменту монотеизма.
Кому рекомендованоКнига предназначена для философов, религиоведов - научных сотрудников, преподавателей и студентов, а также всех интересующихся индийской философией и культурой.
ISBN978-5-209-03525-1
УДК23/24
ББК86.39
Аникеева, Е. Н. Основы индийской религиозности: диалектика личного-безличного : [монография] / Е. Н. Аникеева .— Москва : РУДН, 2010 .— 257 с. — Библиогр.: с. 244-255 (144 назв.) .— ISBN 978-5-209-03525-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/221309 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Е.Н. Аникеева ОСНОВЫ ИНДИЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ: ДИАЛЕКТИКА ЛИЧНОГО – БЕЗЛИЧНОГО Москва Российский университет дружбы народов 2010 Посвящаю светлой памяти моего отца Аникеева Николая Петровича Anikeeva Elena FUNDAMENTALS OF INDIAN RELIGIOSITY: DIALECTICS OF PERSONAL – IMPERSONAL Moscow Peoples` Friendship University of Russia 2010 2 <...> Индийская философия, метафизика индийских религий анализируются в свете философско-религиозных категорий: пантеизма, панентеизма, теизма, наилучшим образом выражающих аспекты личного – безличного в любой религии. <...> В работе выявлены адекватность и границы применения данных категорий к индийской религиозности как политеистической в ходе ее сравнения с монотеистической религиозностью (христианством). <...> В данной связи не составляет исключения и индийская философия, особенно ее современные интерпретации: споры возникают в определении ее сущности, границ в соотношении с религией, мифом, гносисом, в допустимости ее анализа совместно с до- и нефилософским сознанием. <...> Напротив, здесь предпринимается попытка исследовать мировоззренческое содержание традиционной (т.е. периода древности и средневековья) индийской религиозности с точки зрения или в ракурсе некоторых общих философских и религиоведческих категорий, таких как пантеизм, панентеизм, теизм (в которых существенным признаком является учение о личном или безличном сверхъестественном) и др. <...> В порядке обоснования содержания данного труда необходимо раскрытие и уточнение определений базовых понятий, которые звучат в его названии: во-первых, диалектика личного и безличного, во-вторых, индийская религиозность, или традиционные индийские религии, в-третьих, основы религиозности, в частности индийской. <...> Чтобы анализировать ее и любую другую религиозность в спекулятивном ключе, нельзя обойтись без таких философских и религиоведческих категорий, как пантеизм, панентеизм, теизм, деизм. <...> Напротив, пантеизм, панентеизм и теизм, хотя и появились также в новоевропейскую эпоху, весьма <...>
_Основы_индийской_религиозности_диалектика_личного-безличного.pdf
Anikeeva Elena FUNDAMENTALS OF INDIAN RELIGIOSITY: DIALECTICS OF PERSONAL – IMPERSONAL Moscow Peoples` Friendship University of Russia 2010 2
Стр.3
Е.Н. Аникеева ОСНОВЫ ИНДИЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ: ДИАЛЕКТИКА ЛИЧНОГО – БЕЗЛИЧНОГО Москва Российский университет дружбы народов 2010 3
Стр.4
ББК 86.39 А 67 Утверждено РИС Ученого совета Российского университета дружбы народов Рецензенты: доктор философских наук, профессор СПбГУ А.С. Колесников, кандидат философских наук, ст. научный сотрудник Н.А. Канаева А 67 Аникеева Е.Н. Основы индийской религиозности: диалектика личного – безличного: Монография / Под ред. Н.С. Кирабаева. – М: РУДН, 2010. – 256 с. ISBN 978-5-209-03525-1 В монографии рассматриваются основы индийской религиозности в ракурсе проблемы личное – безличное, взятой в диалектическом аспекте. Индийская философия, метафизика индийских религий анализируются в свете философско-религиозных категорий: пантеизма, панентеизма, теизма, наилучшим образом выражающих аспекты личного – безличного в любой религии. В работе выявлены адекватность и границы применения данных категорий к индийской религиозности как политеистической в ходе ее сравнения с монотеистической религиозностью (христианством). Сформулировано положение о безличностно-пан(ен)теистической основе индийских религий в противовес абсолютно-теистическому фундаменту монотеизма. Книга предназначена для философов, религиоведов – научных сотрудников, преподавателей и студентов, а также всех интересующихся индийской философией и культурой. ISBN 978-5-209-03525-1 ББК 86.39 © Аникеева Е.Н., 2010 © Российский университет дружбы народов, Издательство, 2010
Стр.5
Содержание ВВЕДЕНИЕ..............................................................................11 I. ГЛАВНЫЕ АРХЕТИПЫ ИНДИЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ: ПРИНЦИПЫ КАРМЫ – САНСАРЫ В РАКУРСЕ ЛИЧНОГО – БЕЗЛИЧНОГО.................................37 1. ЗАКОН КАРМЫ – НРАВСТВЕННОНАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ЦИКЛИЗМ........................................37 Распределение школ и учений индийской философии в отношении закона кармы........................................................45 Закон кармы и личностное бытие....................................53 2. САНСАРНОСТЬ КАК АРХЕТИП ПЕРЕРОЖДЕНИЯ ..70 Принцип перерождения в индийских и иных религиях..........................................................................70 «Диагностика» сансарного субъекта на личностность ..........................................................................90 II. ПОНИМАНИЕ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОГО В ИНДИЙСКИХ РЕЛИГИЯХ В РАКУРСЕ ЛИЧНОГО – БЕЗЛИЧНОГО................................................................................115 3. ХАРАКТЕРИСТИКИ МОКШИ/НИРВАНЫ КАК БЕЗЛИЧНОГО СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОГО В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ................................................115 Общие свойства мокши/нирваны..................................115 Частное в мокше/нирване...............................................125 4. ИНДИЙСКИЙ СОТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ И ИНДИЙСКИЙ ТЕИЗМ – ИШВАРА-ВАДА...............................145 Мокше- и нирваноцентричность в противоположность теоцентричности: границы индийского теизма.....................145 Исторический смысл индийского теизма – ишвара-вады в диалектическом аспекте...........................................................156 Архетип божественной личности как относительной в индийском религиозном сознании.......171 5
Стр.6
5. ОТ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОГО К ЕСТЕСТВЕННОМУ: КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В ИНДИЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ..........................................................................193 Панентеистический эманатизм......................................194 Индийская демиургическая модель ..............................206 Женский принцип как космогенетический в метафизике индийских и других политеистических религий.......................................................................................215 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................................................................228 Приложение № 1 ...............................................................................234 Приложение № 2 ...............................................................................235 ЛИТЕРАТУРА.................................................................................244 6
Стр.7