Действительно, за последнее
время в России приняты важные
документы в области противодействия коррупции. <...> В Бельгии сведения о своем финансовом положении и конфликтах интересов
представляют также работники
центральных банков, в Южной Корее – руководители государствен-
2
ЛОББИСТ ¨ 2012 ¨ №3
В настоящее время практически все федеральные органы
власти приняли собственные
нормативные правовые акты, утверждающие перечни соответствующих должностей. <...> Источник публикации:
Аналитический вестник №10
(453) Совета Федерации
25.04.2012 г. –
www.council.gov.ru
Семинар по вопросам организации и
правового регулирования лоббистской деятельности
г. Москва, 8 июня 2012 г.
Тезисы выступления
заместителя Министра экономического развития РФ О. В. <...> В Российской Федерации
лоббистские
формы защиты законных интересов допускаются статьями 30 и
45 Конституции Рос-
ЛОББИСТ ¨ 2012 ¨ №3
сийской Федерации, которыми
установлено,
что каждый имеет право на объединение,
включая право создавать профессиональные
союзы для защиты своих интересов, при этом
свобода
деятельности
общественных объединений гарантируется, а
каждый также вправе
защищать свои права и
свободы всеми способами, не запрещенными законом. <...> 3609. (далее также
ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе»)
Национальной стратегии противодействия коррупции и др. <...> Его сторонниками выступают Ю. А. Нисневич,
В. В. Астанин, чьи работы отличаются системностью и добросовестным анализом не только и не
столько положений действующего законодательства, сколько
практики правоприменения и мер
антикоррупционной
политики. <...> Интересны разработки Ю. А. Нисневича по проблемам определения места и роли институтов гражданского общества в формировании антикоррупционной политики, в частности, по вопросам
использования такого механизма,
как гражданский контроль. <...> Исключением из правил
является институт антикоррупционной экспертизы. <...> Однако и в
этой сфере пока не происходит
перехода количественных изменений <...>
Лоббист_№3_2012.pdf
ЛОББИСТ
ПРАВИЛА ИГРЫ
Н. Лукьянова
Вопросы нормативно-правового обеспечения антикоррупционных механизмов на государственной
гражданской службе..................................................................................................1
Е. Вандышева
Правовое регулирование участия институтов гражданского общества в противодействии
коррупции..................................................................................................................................5
ИГРОКИ – ФЕДЕРАЛЫ
Д. Медведев
Интервью программе «Познер»
на Первом канале....................................................................................................................10
А. Кынев
Ловушки партийного единства................................................................................................19
ИГРОКИ – РЕГИОНАЛЫ
Из разных источников
Дальневосточная конфедерация............................................................................................22
Фонд Свободы Информации
Результаты мониторинга официальных сайтов высших исполнительных органов государственной
власти субъектов РФ...............................................................................................27
ИГРОКИ – МУНИЦИПАЛЫ
Екатеринбург
Предоставление субсидий малым предприятиям агропромышленного комплекса муниципального
образования.............................................................................................................33
Ю. Кузнецов
Муниципальное окно возможностей ......................................................................................38
ИГРОКИ – БИЗНЕС
Lobbying.Ru
Лоббистская кампания «Законопроект «О защите здоровья населения от последствий потребления
табака»..................................................................................................................41
Общероссийская общественная организация малого и
среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»
Дополнения к докладу ФАС России
«О состоянии конкуренции в Российской Федерации».........................................................46
ИГРОКИ – ГРАЖДАНЕ
А. Сокуров
Политика вранья – это прошлое.
Это яма. Это грех ....................................................................................................................53
Б. Немцов
День России. Итоги. ................................................................................................................58
МЕТОДЫ ИГРЫ
Е. Аничкин
Альтернативные способы разрешения правовых споров: состояние и
пути совершенствования ........................................................................................................60
В. Гавел
Сила бессильных.....................................................................................................................65
ИГРОВАЯ ПРАКТИКА
Л. Гевелинг
Зарубежный опыт борьбы с коррупцией:
Федеративная Республика Нигерия.......................................................................................98
МАТЕРИАЛЫ ВНЕ РУБРИК
2012 ¨ №3
Тезисы выступления заместителя Министра экономического
развития РФ О.В. Фомичева................................................................................... 4, 18, 21, 26
Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка создал специальное подразделение по надзору за
соблюдением прав предпринимателей............................................................................ 40, 64
На первой странице обложки:
Источник: Дурасов. В. Дуэльный
кодекс. – М.: РИПОЛ КЛАССИК,
ЛАМАРТИС, 2002. – 178 с., иллюстрации
В. Власова.
На третьей странице обложки:
Использована карикатура
Источник картинки
http://old.fedpress.ru/35/polit/vlast/id_1
50572.html
На последней странице обложки:
Источник: Дурасов. В. Дуэльный
кодекс. – М.: РИПОЛ КЛАССИК,
ЛАМАРТИС, 2002. – 178 с., иллюстрации
В. Власова.
Для фона обложки использованы рисунки из
книг: Бердслей О. Рисунки. Проза. Стихи. Афоризмы.
Письма. Воспоминания и статьи о Бердслее.
М.: Игра-техника, 1992. Твен М. Афоризмы. М.:
ЭКСМО-Пресс, ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000.
Стр.2
ВОПРОСЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ
МЕХАНИЗМОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
Н. ЛУКЬЯНОВА*
*Согласно выводам международных
экспертов ситуация в
сфере борьбы с коррупцией в
Российской Федерации улучшилась
по сравнению с предыдущим
годом: по уровню коррумпированности
Россия поднялась со
154-го на 143-е место1. Конечно,
говорить о больших положительных
сдвигах еще рано, но стоит
признать, что даже приведенный
факт, безусловно, – шаг в сторону
решения этой большой проблемы
и свидетельство тому, что в нашей
стране ей уделяется серьезное
внимание.
Действительно, за последнее
время в России приняты важные
документы в области противодействия
коррупции. Мы ратифицировали
ряд значимых международных
документов. Приняты
законы в этой сфере2. Базовый из
ветник отдела государственного
строительства
управления Аппарата Совета Федерации
Федерального Собрания
РФ.
* Н. И. Лукьянова, главный соАналитического
1
По данным международной организации
«Transparency International».
2
В 2006 году Россия ратифицировала
Конвенцию ООН против
коррупции. Были приняты основополагающие
законы:
коррупции»,
25.12.2008
г. №273-ФЗ «О противодействии
от
от
17.07.2009
г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной
экспертизе нормативных
правовых актов и проектов
нормативных правовых актов». В
связи с принятием перечисленных
нормативных правовых актов внесены
изменения и дополнения в
них, конечно, – закон о противодействии
коррупции.
Важным шагом на пути совершенствования
мер по борьбе с
коррупцией стал подписанный
Президентом России в ноябре
2011 года федеральный закон,
направленный на совершенствование
государственного управления
в области противодействия
коррупции3. Повышается эффективность
деятельности по проверке
достоверности сведений о
доходах. Закон ввел важные новеллы,
согласно которым уполномоченные
должностные лица
теперь смогут в рамках проверки
деклараций получать необходимые
сведения от налоговых органов
и кредитных организаций.
Например, банки должны будут
представлять проверяющим органам
справки по операциям, счефедеральные
законы
от
27.05.2003
г. №58-ФЗ «О системе
государственной службы РФ», от
27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной
гражданской службе РФ»,
от 2.03.2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной
службе в РФ». В 2010 году
была утверждена Национальная
стратегия противодействия коррупции
в качестве последовательно
осуществляемой и постоянно совершенствуемой
системы мер организационно-экономического,
правового,
информационного и
кадрового характера.
3 Федеральный закон от
21.11.2011 г. №329-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные
акты РФ в связи с совершенствованием
государственного
управления в области противодействия
коррупции».
там и вкладам госслужащих и
членов их семей.
Таким образом, была проделана
колоссальная работа по
формированию современной, отвечающей
международным принципам,
отечественной нормативной
правовой базы в сфере противодействия
коррупции. Однако
коррупционные схемы постоянно
совершенствуются. Это объективно
требует постоянной работы
по актуализации и совершенствованию
нашего законодательства.
Вот
наиболее важные и типичные
проблемы, требующие
скорейшего правового урегулирования.
Первое.
Это вопросы, связанные
с процедурой декларирования
доходов. О проблеме определения
круга лиц, которые
должны декларировать свои доходы,
говорилось уже давно, однако
она не решена до сих пор.
Неслучайно Президент Российской
Федерации Д. А. Медведев в
своем Послании Федеральному
Собранию вновь упомянул об
этой проблеме.
В 2009 году Указом Президента
был утвержден соответствующий
перечень должностей федеральной
государственной службы,
при назначении на которые и
при замещении которых необходимо
представлять сведения о
своих доходах4. Представляется,
4 Указ Президента РФ от
18.05.2009 г. №557 «Об утверждении
перечня должностей федеральной
государственной службы,
при назначении на которые граждане
и при замещении которых феН.
Лукьянова. ВОПРОСЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ…
1
Стр.3