Классические и неклассические стратегии философии
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР
УДК 101.1
КЛАССИЧЕСКИЕ И НЕКЛАССИЧЕСКИЕ
СТРАТЕГИИ ФИЛОСОФИИ <...> М.В. Ломоносова
vassilik@mail.ru
В статье рассматривается проблема установления различия классики и неклассики в философии, особенности возрастания порядков рефлексии и специфика постнеклассики – в продолжение и развитие подхода Мамардашвили, который практически одновременно с Фуко (и независимо
о него) выстроил альтернативную концепцию, выделяющую фундаментальные эпохи в эволюции
философской традиции. <...> Ключевые слова: стратегии философии, современная философия, классические стратегии
философии, неклассические стратегии философии. <...> К последней четверти ХХ века философия
(прежде всего, конечно, речь идет о западной
традиции) все сильнее начинает обращаться
на саму себя – не то чтобы раньше она этого не делала, наоборот, рефлексивность всегда ее отличала; просто оказалось уже невозможно и дальше осуществлять простой перенос или прямое распространение оригинальной онтолого-гносеологической концепции
на историко-философский процесс (в духе,
к примеру, Аристотеля или Гегеля). <...> Наверное, первым, кто отчетливо тематизировал подобное проблемное поле,
был Фуко, который еще в 1966 году в своей
книге «Слова и вещи» обнаружил и описал
«два крупных разрыва в эпистеме западной
культуры: во-первых, разрыв, знаменуюИдеи и идеалы № 1(15), т. <...> Порядок, на основе которого мы мыслим, имеет иной способ бытия, чем порядок, присущий классической эпохе… Дело не в предполагаемом
прогрессе разума, а в том, что существенно
изменился способ бытия вещей и порядка,
который, распределяя их, предоставляет их
знанию»1. <...> Уже здесь зафиксировано главное положение – принципиальное противопоставление, но осуществленное не
внешним образом в духе классических бинарных оппозиций (порядок–беспорядок,
разум–неразумие и т. п.), а внутри2 самого порядка, разума и т. д.: противопоставФуко <...>
КЛАССИЧЕСКИЕ_И_НЕКЛАССИЧЕСКИЕ_СТРАТЕГИИ_ФИЛОСОФИИ.pdf
В.Ю. Кузнецов. Классические и неклассические стратегии философии
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР
УДК 101.1
КЛАССИЧЕСКИЕ И НЕКЛАССИЧЕСКИЕ
СТРАТЕГИИ ФИЛОСОФИИ
В.Ю. Кузнецов
МГУ им. М.В. Ломоносова
vassilik@mail.ru
В статье рассматривается проблема установления различия классики и неклассики в философии,
особенности возрастания порядков рефлексии и специфика постнеклассики – в продолжение
и развитие подхода Мамардашвили, который практически одновременно с Фуко (и независимо
о него) выстроил альтернативную концепцию, выделяющую фундаментальные эпохи в эволюции
философской традиции.
Ключевые слова: стратегии философии, современная философия, классические стратегии
философии, неклассические стратегии философии.
К последней четверти ХХ века философия
(прежде всего, конечно, речь идет о западной
традиции) все сильнее начинает обращаться
на саму себя – не то чтобы раньше она этого
не делала, наоборот, рефлексивность всегда
ее отличала; просто оказалось уже невозможно
и дальше осуществлять простой перенос
или прямое распространение оригинальной
онтолого-гносеологической концепции
на историко-философский процесс (в духе,
к примеру, Аристотеля или Гегеля). Вместе с
тем все отчетливее стали проявляться кризисные
тенденции, заставляя критически переосмыслять
в том числе и путь, уже пройденный
философией.
Наверное, первым, кто отчетливо тематизировал
подобное проблемное поле,
был Фуко, который еще в 1966 году в своей
книге «Слова и вещи» обнаружил и описал
«два крупных разрыва в эпистеме западной
культуры: во-первых, разрыв, знаменуюИдеи
и идеалы № 1(15), т. 1• 2013
щий начало классической эпохи (около середины
XVII века), а во-вторых, тот, которым
в начале XIX века обозначается порог
нашей современности. Порядок, на основе
которого мы мыслим, имеет иной способ
бытия, чем порядок, присущий классической
эпохе… Дело не в предполагаемом
прогрессе разума, а в том, что существенно
изменился способ бытия вещей и порядка,
который, распределяя их, предоставляет их
знанию»1
. Уже здесь зафиксировано главное
положение – принципиальное противопоставление,
но осуществленное не
внешним образом в духе классических бинарных
оппозиций (порядок–беспорядок,
разум–неразумие и т. п.), а внутри2
го порядка, разума и т. д.: противопостав1
Фуко
М. Слова и вещи. – СПб., 1994. – С. 35.
2 Подобно тому как геометрия, скажем, Лобачевского
или Римана, например, ведь не менее
геометрична, чем геометрия самого Евклида.
39
само
Стр.1