Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

КЛАССИЧЕСКИЕ И НЕКЛАССИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ФИЛОСОФИИ (330,00 руб.)

0   0
АвторыКузнецов В.Ю.
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц10
ID220838
АннотацияВ статье рассматривается проблема установления различия классики и неклассики в философии, особенности возрастания порядков рефлексии и специфика постнеклассики — в продолжение и развитие подхода Мамардашвили, который практически одновременно с Фуко (и независимо о него) выстроил альтернативную концепцию, выделяющую фундаментальные эпохи в эволюции философской традиции.
УДК101.1
КЛАССИЧЕСКИЕ И НЕКЛАССИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ФИЛОСОФИИ / В.Ю. Кузнецов .— Идеи и идеалы .— Москва : ПРОМЕДИА, 2013 .— 10 с. — (1 (т.2)) .— c.39-48 .— URL: https://rucont.ru/efd/220838 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Классические и неклассические стратегии философии ИДЕИ И ИДЕАЛЫ ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР УДК 101.1 КЛАССИЧЕСКИЕ И НЕКЛАССИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ФИЛОСОФИИ <...> М.В. Ломоносова vassilik@mail.ru В статье рассматривается проблема установления различия классики и неклассики в философии, особенности возрастания порядков рефлексии и специфика постнеклассики – в продолжение и развитие подхода Мамардашвили, который практически одновременно с Фуко (и независимо о него) выстроил альтернативную концепцию, выделяющую фундаментальные эпохи в эволюции философской традиции. <...> Ключевые слова: стратегии философии, современная философия, классические стратегии философии, неклассические стратегии философии. <...> К последней четверти ХХ века философия (прежде всего, конечно, речь идет о западной традиции) все сильнее начинает обращаться на саму себя – не то чтобы раньше она этого не делала, наоборот, рефлексивность всегда ее отличала; просто оказалось уже невозможно и дальше осуществлять простой перенос или прямое распространение оригинальной онтолого-гносеологической концепции на историко-философский процесс (в духе, к примеру, Аристотеля или Гегеля). <...> Наверное, первым, кто отчетливо тематизировал подобное проблемное поле, был Фуко, который еще в 1966 году в своей книге «Слова и вещи» обнаружил и описал «два крупных разрыва в эпистеме западной культуры: во-первых, разрыв, знаменуюИдеи и идеалы № 1(15), т. <...> Порядок, на основе которого мы мыслим, имеет иной способ бытия, чем порядок, присущий классической эпохе… Дело не в предполагаемом прогрессе разума, а в том, что существенно изменился способ бытия вещей и порядка, который, распределяя их, предоставляет их знанию»1. <...> Уже здесь зафиксировано главное положение – принципиальное противопоставление, но осуществленное не внешним образом в духе классических бинарных оппозиций (порядок–беспорядок, разум–неразумие и т. п.), а внутри2 самого порядка, разума и т. д.: противопоставФуко <...>
КЛАССИЧЕСКИЕ_И_НЕКЛАССИЧЕСКИЕ_СТРАТЕГИИ_ФИЛОСОФИИ.pdf
В.Ю. Кузнецов. Классические и неклассические стратегии философии ИДЕИ И ИДЕАЛЫ ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР УДК 101.1 КЛАССИЧЕСКИЕ И НЕКЛАССИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ФИЛОСОФИИ В.Ю. Кузнецов МГУ им. М.В. Ломоносова vassilik@mail.ru В статье рассматривается проблема установления различия классики и неклассики в философии, особенности возрастания порядков рефлексии и специфика постнеклассики – в продолжение и развитие подхода Мамардашвили, который практически одновременно с Фуко (и независимо о него) выстроил альтернативную концепцию, выделяющую фундаментальные эпохи в эволюции философской традиции. Ключевые слова: стратегии философии, современная философия, классические стратегии философии, неклассические стратегии философии. К последней четверти ХХ века философия (прежде всего, конечно, речь идет о западной традиции) все сильнее начинает обращаться на саму себя – не то чтобы раньше она этого не делала, наоборот, рефлексивность всегда ее отличала; просто оказалось уже невозможно и дальше осуществлять простой перенос или прямое распространение оригинальной онтолого-гносеологической концепции на историко-философский процесс (в духе, к примеру, Аристотеля или Гегеля). Вместе с тем все отчетливее стали проявляться кризисные тенденции, заставляя критически переосмыслять в том числе и путь, уже пройденный философией. Наверное, первым, кто отчетливо тематизировал подобное проблемное поле, был Фуко, который еще в 1966 году в своей книге «Слова и вещи» обнаружил и описал «два крупных разрыва в эпистеме западной культуры: во-первых, разрыв, знаменуюИдеи и идеалы № 1(15), т. 1• 2013 щий начало классической эпохи (около середины XVII века), а во-вторых, тот, которым в начале XIX века обозначается порог нашей современности. Порядок, на основе которого мы мыслим, имеет иной способ бытия, чем порядок, присущий классической эпохе… Дело не в предполагаемом прогрессе разума, а в том, что существенно изменился способ бытия вещей и порядка, который, распределяя их, предоставляет их знанию»1 . Уже здесь зафиксировано главное положение – принципиальное противопоставление, но осуществленное не внешним образом в духе классических бинарных оппозиций (порядок–беспорядок, разум–неразумие и т. п.), а внутри2 го порядка, разума и т. д.: противопостав1 Фуко М. Слова и вещи. – СПб., 1994. – С. 35. 2 Подобно тому как геометрия, скажем, Лобачевского или Римана, например, ведь не менее геометрична, чем геометрия самого Евклида. 39 само
Стр.1