Поліщук Н. В. Науково-технічний прогрес і духовно-моральне становлення молоді : монографія. <...> Поліщук Н. В. Науково-технічна творчість як важливий елемент формування
особистості в епоху науково-технічного прогресу // Трудова підготовка в закладах освіти. <...> С. А. Смирнов (Новосибирск)
В статье рассматривается институт образования как институт
человека. <...> Автор предлагает вернуться к базовым задачам образования,
понимая его как пространство, где должны выстраиваться образова172 <...> В статье вводится понятие автопоэзиса как базового метода и принципа образовательной практики практик преображения человека, отличного от
принципов мимезиса и экстазиса. <...> The author proposes to come back to the basic goals of education,
understanding it as a space where the educational practices should be built, the
practices of transfiguration of human being. <...> The notion of autopoiesis is
introduced in the article as the basic method and principle of the educational
practice, the practices of transfiguration of human being. <...> Key words: anthropology of education, institute of human being, autopoiesis. <...> Наше образование давно «забыло» человека: рассматриваются модели
университетов, компетентностный подход, кредитная система, ЕГЭ и пр. <...> В основании любого образовательного дискурса и образовательной практики (если они себя так позиционируют) закладывается вполне определенный антропологический проект. <...> Сразу хотелось бы отметить, что все педагогические концепции, созданные и запущенные в ХХ в. и бывшие «локомотивами» педагогической
мысли и практики, имели в своем основании устаревшие антропологические проекты и модели. <...> Если говорить о современной, так называемой массовой, школе, то в
ней формируются фактически два типа человека: человек тоталитарный
и человек маргинальный. <...> Либо формируется человек, встраиваемый в социальную мегамашину
(вне учебного конвейера иного и не бывает), «человек-функция». <...> Он писал следующее: «задача философской антропологии раскрыть сознание человека как целое, то есть показать связность его
органов, проявлений и определений <...>
АНТРОПОЛОГИЯ_ОБРАЗОВАНИЯ_ДИСКУРС_И_ПРАКТИКА.pdf
Философия образования, ¹ 2(47), 2013
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гершунский Б. С. Философия образования. – М. : Московский психолого-социальный
³íñòèòóò : Ôëèíòà, 1998. – 432 ñ.
2. Клепко Ñ. Ô³ëîñîô³ÿ îñâ³òè в ïåäàãîã³÷í³é îñâ³ò³ // Ô³ëîñîô³ÿ îñâ³òè. – 2007. –
¹ 1 (6). – Ñ. 252–259.
3. Пол³щук Н. В. Науково-техн³чний прогрес ³ духовно-моральне становлення молод³
: ìîíîãðàô³ÿ. – гâíå : Î. Çåíü, 2012. – 464ñ.
4. Богат Å. Ì. Ничто человеческое… – Ì. : Политиздат, 1989. – 430 ñ. – (Ëè÷íîñòü.
Мораль. Воспитание).
5. Абдулатипов Ð. Ã. ×åëîâåê. Íàöèÿ, Îáùåñòâî. – Ì. : Политиздат, 1991. – 224 ñ.
6. Пол³щук Н. В. Науково-техн³чна творч³сть як важливий елемент формування
особистост³ в епоху науково-техн³чного прогресу // Трудова п³дготовка в закладах
îñâ³òè. – 2011. – ¹ 7. – Ñ. 20–23.
7. Бех В. П. Человек и Вселенная; когнитивный анал³з. – Запорожье : Тандем-У,
1998. – 148 ñ.
8. Бестужев-Лада И. В. Прогнозирование социальных последствий научно-технической
революции // Будущее науки : ìåæäóíàð. ежегодник. – Ì. : Çíàíèå, 1985. –
Âûï. 18. – 272 ñ.
9. Кремень В. Г. Трансформац³i особистост³ в осв³тньому простор³ сучасноi
öèâ³ë³çàö³i // Ïðîôåñ³éíî-òåõí³÷íà îñâ³òà. – 2009. – ¹ 1. – Ñ. 3–6.
10. Губерський Ë. Â., Надольний ². Ô., Андрущенко Â. Ï. Ô³ëîñîô³ÿ : навчальний
ïîñ³áíèê; / за ðåä. ². Ô. Надольного. – Киев : ³êàð, 2008. – 534 ñ.
11. Философский ñëîâàðü. / ñîñò. È. Â. Андрущенко, Î. À. Âóñàòþê, Ñ. Â. Ëèíåöêèé,
À. Â. Øóáà. – Киев : À.Ñ.Ê., 2006. – 1056 ñ.
12. Ô³ëîñîô³ÿ: навчальний ïîñ³áíèê / за ðåä. Ò. Î. ѳëàåâîi. – Òåðíîï³ëü : Àñòîí,
2008. – 360 ñ.
13. Основи ф³лософських çíàíü. – [Электронный ðåñóðñ]. – URL : http://subiect/
com.ua/philosophy/osnovi/163.htmi
14. Педагогика и философия образования. – [Электронный ðåñóðñ]. – URL : http://
www.bestreferat.ru/referat-210246.html
15. Кулешова Г. М. Инновация как новая философия образования. – [Электронный
ðåñóðñ]. // Интернет-журнал «Ýéäîñ». – URL : http://www.eidos.ru/journal/2005/
0910-20.htm
16. Ф³лософська сутн³сть сусп³льного духовного життя. – [Электронный ресурс]. –
URL : http:// osvita/ua/ vnz/reports/philosophy/13184
17. Петрушенко Â. Ë. Ô³ëîñîô³ÿ : íàâ÷. ïîñ³á. – Ëüâ³â : Новий ñâ³ò. – 2000, 2011.– 647 ñ.
18. Наливайко Н. В. Глобализация и изменение ценностных ориентиров российского
образования // Философия образования. – 2012. – ¹ 6(45). – Ñ. 27–33.
Принята редакцией: 30.12.2013
УДК 13 + 37.0
АНТРОПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ДИСКУРС И ПРАКТИКА
(Новосибирск)
В статье рассматривается институт образования как институт
человека. Автор предлагает вернуться к базовым задачам образования,
понимая его как пространство, где должны выстраиваться образова172
Ñ.
А. Смирнов
Стр.1