На правах рукописи
ОРЛОВ ЮРИЙ ЛЕОНИДОВИЧ
ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «КАРАТЭДО»
В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Специальность 13.00.08 - Теория и методика профессионального
образования
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2003
2
Работа выполнена на кафедре теории и методики борьбы и
восточных единоборств Российского государственного университета
физической культуры, спорта и туризма. <...> Специа
лист любой отрасли сейчас поставлен в такие условия, когда ему
необходимо не только «знать и уметь», но и быть подготовленным к
поиску наиболее эффективных решений в проблемных ситуациях конк
ретной практики. <...> Уровень профессиональной подготовленности специалиста находи
тся в прямой зависимости от того, насколько правильно будут заложе
ны основы профессионализма в высшем учебном заведении. <...> Одной из важнейших задач высшей школы является активизация
подготовки будущих специалистов, направленная на развитие их самос
тоятельности и творческой активности, способности использовать в
своей практической деятельности полученные знания и умения. <...> Обучение, как
правило, проводится по типовым тематическим программам и планам,
первостепенная роль отводится накоплению информации и разрознен
ным знаниям по тем или иным предметам, что, в свою очередь,
затрудняет оценку принимаемых решений и результатов работы с пози
ций реальной эффективности спортивно-педагогической деятельности. <...> Существующая традиционная система обучения формирует у
студентов, в основном, знания, а не умения и навыки, необходимые им
в их будущей профессиональной деятельности. <...> Здесь возникает
необходимость совершенствования подготовки специалистов в высших
учебных заведениях физической культуры (далее ВУЗФК) в направ
лении как организации процесса обучения, так и процесса активного
познания студентами профессиональной деятельности <...>
Инновационная_технология_преподавания_курса_специализации_каратэдо_в_высших_учебных_заведениях_физической_культуры..pdf
На правах рукописи
ОРЛОВ ЮРИЙ ЛЕОНИДОВИЧ
ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «КАРАТЭДО»
В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Специальность 13.00.08 - Теория и методика профессионального
образования
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2003
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре теории и методики борьбы и
восточных единоборств Российского государственного университета
физической культуры, спорта и туризма.
Научный руководитель
доктор педагогических наук,
профессор Игуменов Виктор
Михайлович.
Официальные оппоненты
доктор педагогических наук,
профессор Чесноков Николай
Николаевич.
доктор педагогических наук,
профессор Виленский Михаил
Яковлевич.
Ведущая организация
- Московская государственная
академия физической культуры
Защита состоится 17 июня 2003 г. в 16.00 часов на заседании
диссертационного совета К.311.003.01 при Российском государственном
университете физической культуры, спорта и туризма по адресу:
г.Москва, 105122, Сиреневый бульвар, д. 4.
С диссертацией молено ознакомиться в библиотеке Российского
государственного университета физической культуры, спорта и туризма.
Автореферат разослан 16 мая 2003 г.
Т000004813
ЦОБ по ФКиС
РГАСЬК
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат педагогических наук, доцент
Чеботарева И.В.
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. На современном этапе экономического развития
г'Ф от раоотников всех специальностей и уровней требуется высокая
профессиональная компетентность, желание и способность достичь
максимального успеха в сфере своей трудовой деятельности. Специалист
любой отрасли сейчас поставлен в такие условия, когда ему
необходимо не только «знать и уметь», но и быть подготовленным к
поиску наиболее эффективных решений в проблемных ситуациях конкретной
практики.
Уровень профессиональной подготовленности специалиста находи1Л**\
тся
в прямой зависимости от того, насколько правильно будут заложены
основы профессионализма в высшем учебном заведении.
Одной из важнейших задач высшей школы является активизация
подготовки будущих специалистов, направленная на развитие их самостоятельности
и творческой активности, способности использовать в
своей практической деятельности полученные знания и умения.
Наличие значительного объема научно-методической литературы
мало влияет на качество подготовки специалистов. Обучение, как
правило, проводится по типовым тематическим программам и планам,
первостепенная роль отводится накоплению информации и разрозненным
знаниям по тем или иным предметам, что, в свою очередь,
затрудняет оценку принимаемых решений и результатов работы с позиций
реальной эффективности спортивно-педагогической деятельности.
Существующая традиционная система обучения формирует у
студентов, в основном, знания, а не умения и навыки, необходимые им
в их будущей профессиональной деятельности. Здесь возникает
необходимость совершенствования подготовки специалистов в высших
учебных заведениях физической культуры (далее ВУЗФК) в направлении
как организации процесса обучения, так и процесса активного
познания студентами профессиональной деятельности и их включения в
решение проблем в рамках курса специализации.
Обучение мастерству и искусству педагогической деятельности
можно сделать эффективным в условиях специальных практических
имитаций комплекса ее многообразных проявлений с использованием
принципов и средств имитационного моделирования. Описание модели
предполагает определенную дидактическую обработку имитации и выделение
содержания, которое должно быть освоено обучаемыми. Моделирование
профессиональной деятельности является переходом от традиционного
репродуктивного обучения к продуктивной профессиональной
деятельности.
Все изложенное выше определяет своевременность и актуальность
настоящей работы» £. .также . необходимость проведения исследований в
ЭТОЙ Области.
* EUfi'Su-^ ».><."--'•
; ~ - ~
L .. РГАФ& .<
Стр.3