На правах
рукописи
Д Е М Е Н Т Ь Е В Владимир Львович
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ТРЕНЕРСКИХ КАДРОВ ПО СПОРТИВНОЙ
Б О Р Ь Б Е В Ф И З К У Л Ь Т У Р Н Ы Х ВЫСШИХ
У Ч Е Б Н Ы Х ЗАВЕДЕНИЯХ
13.00.04— Теория и методика физического воспитании,
спортивном тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической к у л ь т у р ы
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук
Манкой-2004
Работа выполнена на кафедре теории и методики борьбы и восточных
единоборств Российского государственного университета физической
культуры, спорта и туризма
Научный консультант
член-корреспондент РАО. доктор педагогических
паук, профессор Кобле» Я.К.
Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО, доктор педагогических
наук, профессор Невсрковнч С.Д.
доктор педагогических наук,
профессор Чсрмнт К.Д.
доктор педагогических наук,
профессор Чернышепко IO.K. <...> В нашей стране проблема совершенст
вования подготовки тренерских кадров становится еще более значимой в
связи с существующим государственным заказом на резкое улучшение физ
культурно-массовой и спортивной работы, на совершенствование системы
подготовки спортсменов, начиная от детско-юношеского спорта до спорта
высших достижений. <...> Исходя из теории и практики спортивной борьбы, одним из главных на
правлений в подготовке тренерских кадров по спортивной борьбе является
совершенствование тактико-технической подготовки (ТТП), которая выступа
ет интегрирующим фактором по отношению к другим видам подготовки сту
дентов в физкультурных вузах (Г.С. Туманян; 1997, Ю.А. Шахмурадов, 1997). <...> Существующая система профессиональной ТТП студентов в физкультур
ных вузах характеризуется прямой зависимостью между уровнем спортив
ной подготовки абитуриентов и успешностью подготовки тренеров, осуще
ствляемой за счет накопления и осмысления личного спортивного опыта
студентов (Г.С. Туманян, 1997). <...> Эмпирический подход в подготовке специалиста-тренера <...>
Методология_профессиональной_тактико-технической_подготовки_тренерских_кадров_по_спортивной_борьбе_в_физкультурных_высших_учебных_заведениях..pdf
На правах рукописи
ДЕМЕНТЬЕВ Владимир Львович
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ТРЕНЕРСКИХ КАДРОВ ПО СПОРТИВНОЙ
БОРЬБЕ В ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВЫСШИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
13.00.04— Теория и методика физического воспитании,
спортивном тренировки, оздоровительной и адаптивной
физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук
Манкой-2004
Стр.1
Работа выполнена на кафедре теории и методики борьбы и восточных
единоборств Российского государственного университета физической
культуры, спорта и туризма
Научный консультант член-корреспондент РАО. доктор педагогических
паук, профессор Кобле» Я.К.
Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО, доктор педагогических
наук, профессор Невсрковнч С.Д.
доктор педагогических наук,
профессор Чсрмнт К.Д.
доктор педагогических наук,
профессор Чернышепко IO.K.
Ведущая организация Всероссийский научно-исследовательский
институт физической культуры и спорта
Зашита состоится «/S»
Qftfitl/fJ*
2004 г. в /0 часов на заседании
диссертационного совета Д.212.001.01 в конференц-зале Адыгейского государственного
университета по адресу. 358000, Республика Адыгея,
i. Майкоп, ул. Университетская, 208.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.
Автореферат разослан «
»
2004 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат педагогических наук, доцент
М.Х. Коджсшау
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ. Достижения в теории и практике в любой сфере человеческой
деятельности, в частности, физической культуры и спорта, в полной
мере зависят от качества подготовки специалистов в высшей школе. Уровень
же выпускаемых специалистов далеко не всегда соответствует требованиям
современности. Проблема совершенствования подготовки специалистов в
высшей школе приобретает особую значимость в процессе формирования
социально-ценностных ориентиров. В нашей стране проблема совершенствования
подготовки тренерских кадров становится еще более значимой в
связи с существующим государственным заказом на резкое улучшение физкультурно-массовой
и спортивной работы, на совершенствование системы
подготовки спортсменов, начиная от детско-юношеского спорта до спорта
высших достижений.
Исходя из теории и практики спортивной борьбы, одним из главных направлений
в подготовке тренерских кадров по спортивной борьбе является
совершенствование тактико-технической подготовки (ТТП), которая выступает
интегрирующим фактором по отношению к другим видам подготовки студентов
в физкультурных вузах (Г.С. Туманян; 1997, Ю.А. Шахмурадов, 1997).
Существующая система профессиональной ТТП студентов в физкультурных
вузах характеризуется прямой зависимостью между уровнем спортивной
подготовки абитуриентов и успешностью подготовки тренеров, осуществляемой
за счет накопления и осмысления личного спортивного опыта
студентов (Г.С. Туманян, 1997). Ограниченность данной системы обусловлена
эмпирическим подходом и доминированием прикладных аспектов в разработке
всего содержания образования и методики обучения (И.Д. Свищев,
1998). Эмпирический подход в подготовке специалиста-тренера приводит к
недостаточности теоретических знаний и преобладанию практического опыта
студента-спортсмена, в процессе обучения происходит формирование интуитивного,
а не теоретического понимания борьбы.
Содержание ТТП тренера аналогично подготовке спортсмена высокой
квалификации и сводится в основном к изучению приемов борьбы, а не к
изучению способов ведения борьбы. При этом тактический аспект подготовки
решается за счет увеличения вариативности использования приемов
борьбы. Студенты осваивают тактику эмпирически, методом проб и ошибок,
тактико-технический арсенал формируется стихийно, что значительно
сдерживает рост спортивно-педагогического мастерства и создает трудности
в совершенствовании и управлении ТТП (Р. Петров, 1998).
Методика ТТП, основанная на применении объяснительно-иллюстративного
метода, используемая как при подготовке спортсмена, так и при
подготовке тренера, закрепляет существующие эмпирические традиции в
обучении и не стимулирует разработку нового содержания образования.
В то же время совершенствование подгототкСсшгщадастЬр; в .области физической
культуры и спорта связано с набирающей силу т'енденцией|перехода
от профессиональной подготовки студентов физкультурных вузов^осДюван
Стр.3