На правах рукописи
Анишева Варвара Евгеньевна ^
Ш./Ю
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО
НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШАХМАТАМ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва-2002 г.
Работа выполнена в Российской государственной академии физической
культуры
Научный руководитель
кандидат военных наук, доцент
ЛИНОВИЦКИЙЕ. <...> 4
'•
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГАФК. <...> И.В.Чеботарева
3
1.0БЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования вызвана необходимостью в совершенст
вовании системы подготовки юных шахматистов и переосмыслении структу
ры и содержания учебного процесса. <...> Благодаря постоянному интересу к шахматам, в последние годы актив
но обсуждается проблема совершенствования всей системы шахматного обра
зования. <...> Общепризнанным является тот факт, что современная система подго
товки юных шахматистов должна строиться с учетом психических процессов
ребенка, его деятельности, его индивидуально-психологических особенностей. <...> Об актуальности данного подхода говорит то , что обучение юных шахмати
стов, учитывающее индивидуальные особенности развития психики, позволит
реализоваться каждому ученику, в максимальной степени раскрыть все внут
ренние ресурсы, даст возможность для самореализации. <...> Многолетние наблю
дения за юными спортсменами позволяют сделать вывод, что каждый ученик
должен иметь свою систему достижения спортивного результата. <...> Но это только поверхностная динамика про
цесса, которая отражает те трудности и препятствия, с которыми сталкивается
юный шахматист при усвоении учебного материала. <...> Вникнуть в суть проис
ходящего, разобраться, где и как помочь каждому ученику, является первосте
пенной задачей каждого тренера, работающего с детьми. <...> Возникающие <...>
Методические_особенности_индивидуализированного_начального_обучения_шахматам_детей_младшего_школьного_возраста..pdf
На правах рукописи
Анишева Варвара Евгеньевна ^ Ш./Ю
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО
НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШАХМАТАМ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва-2002 г.
Стр.1
Работа выполнена в Российской государственной академии физической
культуры
Научный руководитель
кандидат военных наук, доцент
ЛИНОВИЦКИЙЕ.П.
Официальные оппоненты:
.•
Доктор педагогических наук, профессор
Неверкович С. Д.
Кандидат психологических наук, доцент
Палий В.И.
Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский
институт физической культуры и спорта.
., Защита диссертации состоится « I» февраля 2003 года в « » часов на
заседаний диссертационного совета; К. 311Ю03.01 Российской государственной
академии физической культуры по адресу:::105122, Москва, Сиреневый бульвар,
д.4
' • С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГАФК.
Автореферат разослан « » января 2003 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат педагогических наук, доцент
И.В.Чеботарева
1111В111111111 Т000004794
ЦОБ по ФКиС
РГАсЪК
Стр.2
3
1.0БЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования вызвана необходимостью в совершенствовании
системы подготовки юных шахматистов и переосмыслении структуры
и содержания учебного процесса.
Благодаря постоянному интересу к шахматам, в последние годы активно
обсуждается проблема совершенствования всей системы шахматного образования.
Общепризнанным является тот факт, что современная система подготовки
юных шахматистов должна строиться с учетом психических процессов
ребенка, его деятельности, его индивидуально-психологических особенностей.
Об актуальности данного подхода говорит то , что обучение юных шахматистов,
учитывающее индивидуальные особенности развития психики, позволит
реализоваться каждому ученику, в максимальной степени раскрыть все внутренние
ресурсы, даст возможность для самореализации. Многолетние наблюдения
за юными спортсменами позволяют сделать вывод, что каждый ученик
должен иметь свою систему достижения спортивного результата. Материалом
для таких выводов служат ,как правило, сроки достижения спортсменом того
или иного спортивного разряда. Но это только поверхностная динамика процесса,
которая отражает те трудности и препятствия, с которыми сталкивается
юный шахматист при усвоении учебного материала. Вникнуть в суть происходящего,
разобраться, где и как помочь каждому ученику, является первостепенной
задачей каждого тренера, работающего с детьми.
"Шахматы - это наука, спорт, искусство". Такая всеобъемлющая характеристика
шахмат, как определенного вида деятельности, показывает, что шахматы
представляют собой тот особый конгломерат, который требует от
индивида максимальных внутренних затрат, интеллектуальных, эмоциональных,
личностных, физических. Возникающие трудности в обучении юных
шахматистов могут крыться в любой из сфер.
Стр.3