История
ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ПОВОЛЖСКИЙ РЕГИОН
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
№3
2008
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ
Казанина Л. Ю. <...> Информационная доминанта как интегральный
образ объект-субъектных отношений. <...> Основные направления
педагогического сопровождения адаптации
студентов-первокурсников к образовательному процессу вуза....................137
РЕЦЕНЗИИ
Рябова М. Э. <...> Считая реформы лишь плодом традиционного бюрократического волюнтаризма, кадетская печать осуждала правительство за игнорирование общественного мнения и проведение реформ в обход народного представительства
на основании статьи 87. <...> Законодательные проекты правительства по рабочему вопросу кадеты
рассматривали лишь как средство, которое использует бюрократия для того,
чтобы «повлиять на широкие слои населения в свою пользу, приподнося им
приятные законодательные подарки» [1]. <...> Все течения КДП, включая
левых и правых, занимали в рабочем вопросе единую позицию, с изложением
которой на страницах «Речи» чаще всего выступали правый лидер партии <...> Поволжский регион
традиции они часто переводили решение социально-экономических вопросов
в политическую плоскость. <...> Детальному разбору подверглись прежде всего два законопроекта от 15 ноября 1906 г.: «Об обеспечении нормального отдыха служащих в
ремесленных мастерских» и «Об обеспечении нормального отдыха служащих
в торговых заведениях, складах и конторах» в статьях П. Б. Струве под общим названием «Два новых закона об охране трудящихся», помещенных в
ноябрьских номерах «Речи» за 1906 г. Лидер кадетов считает, что «серьезное
сокращение законного времени функционирования торговых предприятий
(а стало быть и работы торговых служащих) против недавно еще существовавших чудовищных цифр и действительное проведение в жизнь нормального отдыха приказчиков будет иметь крупное значение для многих и многих
разрядов торговых служащих» [4]. <...> История
Через год после издания закона «Об обеспечении нормального <...>
Известия_высших_учебных_заведений._Поволжский_регион._Гуманитарные_науки_№3_2008.pdf
№ 3, 2008
Гуманитарные науки. История
ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ПОВОЛЖСКИЙ РЕГИОН
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
№ 3
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ
Казанина Л. Ю. Кадеты о социальной политике правительства
П. А. Столыпина (по материалам газеты «Речь») .............................................. 3
Лобеева В. М. Б. Н. Чичерин об основных направлениях
реформирования российской государственности ............................................ 13
Седугин В. И. Либералы Центральной России и рабочий класс............................. 19
ФИЛОСОФИЯ
Бабина В. Н. Сердечное познание в традициях
духовно-академической философии России XIX в.......................................... 28
Бакаева Ж. Ю. Информационная доминанта как интегральный
образ объект-субъектных отношений. .............................................................. 36
Кудряшова Е. В. О коммуникации в философском сообществе:
гносеологический аспект.................................................................................... 40
Розенберг Н. В. Феноменологический поворот в отечественном
социально-гуманитарном знании:
подходы к изучению повседневности ............................................................... 46
ФИЛОЛОГИЯ
Хомяков Е. А. Внутренняя форма фразеологизмов в жаргоне
русских и французских студентов ..................................................................... 56
Рубайло Ю. В. К вопросу об идиостилевых аспектах анафонии
в русской и французской художественной прозе............................................. 63
Дубровская Т. В. Образ судьи и судебной власти
в дискурсе английских СМИ.............................................................................. 72
Гудкова С. П. Поэма-воспоминание как жанр
современной русской поэзии ............................................................................. 82
Крючкова Н. В. Концепт престиж в отражении
системной и ассоциативной лексикографии..................................................... 91
Кезина C. В. Оценочность цветообозначений в русском языке
в сопоставлении с другими языками................................................................. 99
1
2008
Стр.1
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
ПЕДАГОГИКА
Хрусталькова Н. А. Педагогическая компетентность у родителей
в профессионально-замещающей семье: содержание, структура,
критерии и уровни сформированности............................................................108
Акимова З. И. Инновационная методическая работа
как условие развития современной гимназии.................................................116
Боликова Л. Ю., Баканова М. В., Кузнецова С. В., Сафонова О. Ю.
Реализация педагогического потенциала учебной дисциплины
«Иностранный язык» в процессе профессиональной подготовки
студентов вуза....................................................................................................124
Тишулин П. Б. Профессионально-ориентированное обучение иностранным
языкам в процессе профессиональной переподготовки в вузе......................130
Сергеева С. В., Воскрекасенко О. А. Основные направления
педагогического сопровождения адаптации
студентов-первокурсников к образовательному процессу вуза....................137
РЕЦЕНЗИИ
Рябова М. Э. ............................................................................................................. 145
Аннотации ................................................................................................................ 150
Сведения об авторах............................................................................................... 156
2
Стр.2
№ 3, 2008
Гуманитарные науки. История
ИСТОРИЯ
УДК 93/99(47)
Л. Ю. Казанина
КАДЕТЫ О СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
П. А. СТОЛЫПИНА (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ «РЕЧЬ»)1
В статье излагается позиция ведущей либеральной партии России начала
ХХ в. относительно одной из составляющих столыпинской программы модернизации
– социальной политики правительства П. А. Столыпина. На материалах
печатного органа конституционно-демократической партии газеты
«Речь» доказывается, что агитационно-пропагандистская деятельность кадетской
партии заключалась в критике наиболее уязвимых аспектов социальных
реформ П. А. Столыпина и формировании отрицательного по отношению к
ним общественного мнения, что, по мнению автора статьи, сыграло не последнюю
роль в неприятии обществом столыпинского варианта модернизации
России.
Испытывая личную неприязнь к П. А. Столыпину, отказавшему в легализации
партии народной свободы, кадеты отказали в доверии правительству,
которое, по их мнению, не способно осуществить объявленные реформы.
Они считали, что прежде чем проводить какие-либо преобразования, нужно
ввести в России народное представительство: истинные парламентаризм и
конституционализм, врагом которого они как раз и считали П. А. Столыпина.
Считая реформы лишь плодом традиционного бюрократического волюнтаризма,
кадетская печать осуждала правительство за игнорирование общественного
мнения и проведение реформ в обход народного представительства
на основании статьи 87. Решение большинства российских проблем, в том
числе и социально-экономических, кадеты переводили в политическую область.
Без парламента, по мнению кадетов, все готовящиеся правительством
реформы потерпят крах.
Законодательные проекты правительства по рабочему вопросу кадеты
рассматривали лишь как средство, которое использует бюрократия для того,
чтобы «повлиять на широкие слои населения в свою пользу, приподнося им
приятные законодательные подарки» [1]. Кроме того, сравнение положения
рабочих, вызвавшего 25 лет тому назад известный бунт на Морозовских фабриках,
с теперешними утеснениями подобно сравнению света сальной свечки
со светом электрического фонаря и потому «не может не тревожить бюрократию,
которая по долгому опыту знает, что подобная тактика хозяев промышленных
заведений чревата последствиями» [2]. Все течения КДП, включая
левых и правых, занимали в рабочем вопросе единую позицию, с изложением
которой на страницах «Речи» чаще всего выступали правый лидер партии
П. Б. Струве, А. Рыкачев, О. Е. Бужанский, Рад. По сложившейся у кадетов
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного
фонда, проект № 08-01-71101 а/Ц.
3
Стр.3