№ 1, 2007
Гуманитарные науки. История
ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ПОВОЛЖСКИЙ РЕГИОН
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
№ 1
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ
Леонтьева Т. Г. Православные священники дореволюционной
России против «тупого разгула кабака» ..................................................3
Низамова М. С. К вопросу об определении географических рамок
в научном исследовании по земскому самоуправлению
на материалах Поволжского и Уральского регионов ..........................11
Сухова О. А. «Русский бунт» начала ХХ века как ритуал
крестьянской повседневности: реальность или мистификация? .........17
Сапон В. П. «Боевая радуга новой культуры»
(анархо-мистическое движение в Нижегородской провинции) ..........26
Сомов В. А. Бомбежки г. Горького и массовое сознание
в годы Великой Отечественной войны..................................................33
ФИЛОСОФИЯ
Стерледев Р. К. XXI век: проблема методологической
дополнительности в аспекте фундаментальных
гносеологических установок...................................................................40
Розенберг Н. В. Феноменология как методологическая основа
исследования повседневности ................................................................46
Налетова И. В. Становление и развитие европейского
образовательного пространства в рамках европейской
культурной традиции ..............................................................................52
Николаева Е. М. Социализация личности
как самоорганизующаяся система-процесс...........................................65
ФИЛОЛОГИЯ
Жаткин Д. Н., Шешнева Т. Н. А. К. Толстой как переводчик
произведений Г. Гейне на русский язык................................................73
Яковлева Э. Б. Полилог – третья форма речи?.............................................82
1
2007
Стр.1
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Тырыгина В. А. Жанровый потенциал субстантивных номинаций...........90
Гордеева Т. А. Фоностилистическая маркированность
немецкого литературного произношения .............................................98
РЕЦЕНЗИИ
Карнишина Н. Г. ..........................................................................................108
Аннотации .................................................................................................... 111
Сведения об авторах................................................................................... 116
2
Стр.2
№ 1, 2007
Гуманитарные науки. История
ИСТОРИЯ
УДК 930
Т. Г. Леонтьева
ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯЩЕННИКИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ
РОССИИ ПРОТИВ «ТУПОГО РАЗГУЛА КАБАКА»
Борьба с пьянством – актуальная для России проблема. Во второй полвине
XIX в. в ее решении активно участвовали православные священники. В
статье рассмотрена деятельность таких священников, как Н. Лебедев, Д. Казанцев,
Н. Поклонский и др., освещен вопрос организации обществ трезвости,
издания тематических журналов «Вестник трезвости», «К свету».
Проблема борьбы с пьянством была и остается актуальной как для старой,
так и новой России. Попытки ее преодоления не раз заводили сторонников
трезвости в лабиринты бесполезных дискуссий, а власть – в тупики «сухого
закона», но это не снижало энтузиазма желающих навсегда покончить
со зловредной привычкой русского человека «выпить или напиться с горя и
радости», «с устатку» или безделья. Можно ли в принципе одолеть порок,
объявленный национальным? Существовали ли в прошлом институты, способные
органично противостоять этой социальной напасти?
Эти вопросы особенно остро зазвучали во второй половине XIX в. в
связи с развитием производственного отходничества. Безусловно, необходимое
для модернизации России, оно повлекло за собой побочные негативные
последствия: более 80% мигрантов не находили постоянной работы в городе,
11% из них вслед за тем «скатывались на дно» [1]. Неудачливые «ходоки за
городским счастьем» приносили в свои деревни приобретенные в городе пороки.
Различные асоциальные явления: пьянство, пауперизация, бродяжничество,
рост преступности – разлагали патриархальную крестьянскую среду.
В самой деревне «зеленый змий» определенно вышел из-под контроля
как помещика, так и общины: непременным компонентом народного быта сделались
кабаки и трактиры, численность которых к 1890-м гг. на порядок превосходила
количество просветительских учреждений [2, с. 2; 3, с. 120–125].
Так, в Тверской губернии официально насчитывалось 105 трактирных заведений,
15 пивных лавок, 4 винных склада и 18 погребов [4, 5]. По мнению
знатоков крестьянского быта, сельское население употребляло алкоголь «неумеренно»,
встречались в деревне люди «запойные» и даже женщины, не уступавшие
в пьянстве мужчинам [6, 7]. Причинами спонтанных возлияний
становились как семейные радости, так и неурядицы, а православные священники
отмечали, что в селах и деревнях свадьбы зачастую превращаются в
разгул, «где пьют без просыпа по целой неделе сряду» [8].
Немаловажным можно считать и тот факт, что государство, получавшее
колоссальные прибыли от торговли спиртным, постоянно наращивало
его производство и продажу. По официальным данным, в это время в России
(включая Царство Польское) было 204 тыс. питейных заведений с продажей
3
Стр.3