Композиция цикла «Последние элегии» Н.А. Некрасова
В статье анализируется композиция цикла «Последние элегии» <...> Рассматривается
структура каждого стихотворения, определяется его роль в построении
цикла в целом. <...> В ряде работ мы исследовали композицию жанра элегий <...> [2],
нами
были
продемонстрированы традиции Пушкина, Баратынского и Жуковского. <...> Создавая типологию композиционных типов элегий Некрасова, мы выявили
следующие типы: «расчленяющий» тип, в котором просматриваются
традиции Баратынского; «совмещающий» - по типу элегий Пушкина;
«блочный» тип, отражающий особенности школы Жуковского»;
«разрастающийся», созданный самим Некрасовым. <...> В настоящей статье мы
хотим выяснить, будет ли композиция элегий, входящих в цикл,
соответствовать описанным нами типам отдельных элегий поэта. <...> В корпус текстов элегий Некрасова входят два цикла: «Последние
элегии» и «Три элегии (А.Н. Плещееву)» [3]. <...> Ю.М. Лотман анализировал цикл «Последние
элегии» с точки зрения его фразеологии, «организации стилистического
уровня» [4]. <...> Е.Н. Опришко исследовала специфику романтической поэтики в
«Последних элегиях» [6]. <...> Наиболее ценна для нас работа известного
некрасоведа А.М. Гаркави «Композиция стихотворных циклов Н.А.
Некрасова» [7], в которой, среди прочих циклов, рассматриваются
«Последние элегии» и «Три элегии». <...> Принимая во внимание результаты наблюдений литературоведов, мы
в данной статье проанализируем цикл «Последние элегии», который состоит
из трёх стихотворений: I. <...> .
Мы, солидаризируясь с Гаркави, считаем, что «рассматривать первое
стихотворение как экспозицию, второе – как завязку и т.п.» не имеет смысла,
«ибо сквозной фабулы в цикле нет» [7, с. <...> Гаркави изучил «Последние
элегии» с точки зрения «характера связи» стихотворений, входящих в цикл. <...> . В «Последних элегиях»
связь между стихотворениями осуществляется на нескольких уровнях:
«тематическом» [7], «ритмико-синтаксическом», «стилистическом» [4]. <...> Композиция каждого стихотворения <...>
Композиция__цикла_«Последние_элегии»_Н.А._Некрасова.pdf
Вестник ОГУ. – Оренбург, 2007. - № 11. – С. 49-52
(реестр ВАК)
Слонь О.В.
Композиция цикла «Последние элегии» Н.А. Некрасова
В статье анализируется композиция цикла «Последние элегии»
Н.А. Некрасова, состоящего из трёх стихотворений. Рассматривается
структура каждого стихотворения, определяется его роль в построении
цикла в целом.
В ряде работ мы исследовали композицию жанра элегий
Н.А. Некрасова [1]. Анализируя тематическую композицию элегий по
методике, предложенной М.Л. Гаспаровым [2], нами были
продемонстрированы традиции Пушкина, Баратынского и Жуковского.
Создавая типологию композиционных типов элегий Некрасова, мы выявили
следующие типы: «расчленяющий» тип, в котором просматриваются
традиции Баратынского; «совмещающий» - по типу элегий Пушкина;
«блочный» тип, отражающий особенности школы Жуковского»;
«разрастающийся», созданный самим Некрасовым. В настоящей статье мы
хотим выяснить, будет ли композиция элегий, входящих в цикл,
соответствовать описанным нами типам отдельных элегий поэта.
В корпус текстов элегий Некрасова входят два цикла: «Последние
элегии» и «Три элегии (А.Н. Плещееву)» [3]. Оба они уже привлекали
внимание исследователей. Ю.М. Лотман анализировал цикл «Последние
элегии» с точки зрения его фразеологии, «организации стилистического
уровня» [4]. И.Г. Савостин описал сюжет дороги в «Последних элегиях»
[5]. Е.Н. Опришко исследовала специфику романтической поэтики в
«Последних элегиях» [6]. Наиболее ценна для нас работа известного
некрасоведа А.М. Гаркави «Композиция стихотворных циклов Н.А.
Некрасова» [7], в которой, среди прочих циклов, рассматриваются
«Последние элегии» и «Три элегии».
Принимая во внимание результаты наблюдений литературоведов, мы
в данной статье проанализируем цикл «Последние элегии», который состоит
из трёх стихотворений: I. «Душа моя мрачна, мечты мои унылы…», II. «Я
рано встал, не долги были сборы…», III. «Пышна в разливе гордая река…».
Мы, солидаризируясь с Гаркави, считаем, что «рассматривать первое
стихотворение как экспозицию, второе – как завязку и т.п.» не имеет смысла,
«ибо сквозной фабулы в цикле нет» [7, с. 39]. Гаркави изучил «Последние
элегии» с точки зрения «характера связи» стихотворений, входящих в цикл.
О значимости связей стихотворений в цикле говорят многие цикловеды:
Л.Е. Ляпина, М.Н. Дарвин, С.А. Фомичёв и др. [8]. В «Последних элегиях»
связь между стихотворениями осуществляется на нескольких уровнях:
«тематическом» [7], «ритмико-синтаксическом», «стилистическом» [4].
Композиция каждого стихотворения, насколько нам известно, не
рассматривалась учёными; мы восполним этот пробел.
1
Стр.1