Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Медицинское обслуживание школьников (190,00 руб.)

0   0
Первый авторПеревощикова
АвторыПеревощикова Н.К., Басманова Е.Д., Яворовская Т.В. и др.
ИздательствоКемГМА
Страниц80
ID214869
АннотацияМероприятия правительства по усилению участковой сети являются первым этапом укрепления первичного звена педиатрической службы. Одним из разделов первичного звена здравоохранения является организация медицинской помощи детям и подросткам в учреждениях образования. Низкий процент укомплектованности врачами детских образовательных учреждений ставит перед необходимостью совершенствования последипломного преподавания вопросов, направленных на ориентацию детских врачей в проблемах организации медицинской помощи детям и подросткам в учреждениях образования. Настоящее руководство предназначено для педиатров, школьных врачей и врачей общей практики.
Перевощикова, Н.К. Медицинское обслуживание школьников / Перевощикова Н.К., Басманова Е.Д., Яворовская Т.В. и др.; Н.К. Перевощикова .— Кемерово : КемГМА, 2006 .— 80 с. — URL: https://rucont.ru/efd/214869 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Кемерово – 2006 2 ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Перевощикова Н.К., Басманова Е.Д., Яворовская Т.В., Торочкина Г.П., Черных Н.С., Вавилова В.П. <...> МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Кемерово – 2006 УДК 614.2:33(075.8) Перевощикова Н.К., Басманова Е.Д., Яворовская Т.В., Торочкина Г.П., Черных Н.С., Вавилова В.П. <...> Одним из разделов первичного звена здравоохранения является организация медицинской помощи детям и подросткам в учреждениях образования. <...> Низкий процент укомплектованности врачами детских образовательных учреждений ставит перед необходимостью совершенствования последипломного преподавания вопросов, направленных на ориентацию детских врачей в проблемах организации медицинской помощи детям и подросткам в учреждениях образования. <...> Настоящее руководство предназначено для педиатров, школьных врачей и врачей общей практики. <...> Школа-интернат среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов <...> Институт Специальные коррекционные учреждения: 1 вида - для обучения и воспитания не слышащих детей 2 вида – для обучения и воспитания слабослышащих детей (частичная потеря слуха или поздно оглохших и сохранивших самостоятельную речь) 3 и 4 вида – обучение и воспитание воспитанников с нарушенным зрением; 3 – незрячие дети или с остаточным зрением (0,04 и ниже), 4 – косоглазие, амблиопия (острота зрения выше 0,4) для продолжения коррекции зрения 5 вида – для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией 6 вида – для обучения и воспитания детей с нарушением опорнодвигательного аппарата (ДЦП, врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата, вялые параличи и др.) <...> 2001 г. № 371) Должности врачей для обеспечения работы в учреждениях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, специального образования, начального и среднего <...>
Медицинское_обслуживание_школьников.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.11
Стр.25
Стр.39
Стр.48
Стр.58
Стр.66
Стр.71
Стр.72
Стр.80
Медицинское_обслуживание_школьников.pdf
ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Перевощикова Н.К., Басманова Е.Д., Яворовская Т.В., Торочкина Г.П., Черных Н.С., Вавилова В.П. МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Кемерово – 2006
Стр.3
УДК 614.2:33(075.8) Перевощикова Н.К., Басманова Е.Д., Яворовская Т.В., Торочкина Г.П., Черных Н.С., Вавилова В.П. Медицинское обслуживание школьников: Методические рекомендации. Кемерово, 2006. – 76 с. Мероприятия правительства по усилению участковой сети являются первым этапом укрепления первичного звена педиатрической службы. Одним из разделов первичного звена здравоохранения является организация медицинской помощи детям и подросткам в учреждениях образования. Низкий процент укомплектованности врачами детских образовательных учреждений ставит перед необходимостью совершенствования последипломного преподавания вопросов, направленных на ориентацию детских врачей в проблемах организации медицинской помощи детям и подросткам в учреждениях образования. Настоящее руководство предназначено для педиатров, школьных врачей и врачей общей практики. Рецензенты: • Е.В. Коськина – д.м.н., профессор, зав. кафедрой коммунальной гигиены, гигиены детей и подростков Кемеровской государственной медицинской академии; • Ф.К. Манеров – д.м.н., профессор, зав. кафедрой детских болезней Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей © Кемеровская государственная медицинская академия, 2006. 2
Стр.4
ТИПЫ И ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Изменение и совершенствование школьной программы привело к изменению типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений. В приложении к письму Минобразования России от 25.10.2001, № 22-06-1388 представлен перечень различных типов учреждений образования. I. Общеобразовательное учреждение Виды: 1. Начальная общеобразовательная школа 2. Основная общеобразовательная школа 3. Средняя общеобразовательная школа 4. Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 5. Гимназия 6. Лицей 7. Вечерняя общеобразовательная школа, в том числе вечерняя общеобразовательная школа при ИТУ и ВТК 8. Открытая (сменная) общеобразовательная школа 9. Центр образования II. Общеобразовательная школа-интернат Виды: 1. Школа-интернат начального образования 2. Школа-интернат основного общего образования 3. Школа-интернат среднего общего образования 4. Школа-интернат среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов 5. Гимназия-интернат 6. Лицей-интернат 7. Санаторно-лесная школа 8. Кадетская школа-интернат 9. Школа-интернат с первоначальной летной подготовкой
Стр.5
1. Средний медицинский Положение о фельдшере (медицинской сестре) детской городской поликлиники по оказанию лечебно-профилактической помощи детям в школе персонал, оказывающий лечебнопрофилактическую помощь детям в школе, работает под руководством врача-педиатра школы и выполняет все его назначения. 2. Средний медицинский персонал обязан: - оказывать помощь врачам в проведении медицинских осмотров школьников; - вести установленную Министерством здравоохранения медицинскую документацию; - осуществлять медицинский контроль за организацией питания, соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, выполнением санитарных требований, предъявляемых к пищеблоку; - осуществлять контроль за санитарно-гигиеническими условиями обучения и воспитания учащихся, организацией трудового обучения, внеучебных дополнительных занятий в группах продленного дня, проводить работу по профилактике травматизма; - следить за своевременным и полным прохождением персоналом школы обязательных медицинских профилактических осмотров; - проводить под контролем врача профилактические прививки; - вести наблюдение за бывшими в контакте с инфекционными больными детьми; - проводить совместно с врачом амбулаторный прием учащихся; - проводить занятия в санитарных кружках, осуществлять подготовку санпостов, принимать участие в их соревновании; - вести учет медицинского инвентаря, медикаментов, прививочного материала, следить за своевременным их пополнением: - повышать свою квалификацию, участвовать в работе совета медицинских сестер. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЯ МЕДИЦИНСКОГО КАБИНЕТА (СанПиН 2.4.1178 – 02, Приложение 1) Необходимым условием для правильной организации медицинских осмотров детей и всей работы медицинского персонала является хорошее оборудование медицинского кабинета. Ответственность за оборудование медицинских кабинетов необходимым оборудованием и инвентарем возложены на органы образования, директоров школ, при участии органов здравоохранения. 9
Стр.11
ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В ШКОЛЕ Национальный календарь профилактических прививок Приказ Министерства здравоохранения от 27.06.2001г. Возраст Новорожденные (в первые 12 часов жизни) Новорожденные (3-7 день жизни) 1 месяц 3 месяц 4,5 месяцев 6 месяцев 12 месяцев 18 месяцев 20 месяцев 6 лет 7 лет 13 лет 14 лет Взрослые Наименование прививки Первая вакцинация против вирусного гепатита В Вакцинация против туберкулеза Вторая вакцинация против вирусного гепатита В Первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита Третья вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита Вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита Первая ревакцинация против дифтерии, , коклюша, столбняка, полиомиелита Вторая ревакцинация против полиомиелита Ревакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита Ревакцинация против туберкулеза Вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка Вакцинация против краснухи (девочки) Вакцинация против вирусного гепатита В (ранее не привитых) Третья ревакцинация против дифтерии, столбняка Ревакцинация против туберкулеза Третья ревакцинация против полиомиелита Ревакцинация против дифтерии, столбняка каждые 10 лет от момента последней ревакцинации Примечение: 1. Иммунизация в рамках календаря профилактических прививок проводится вакцинами отечественного и зарубежного производства, зарегистрированными и разрешенными к применению в установленном порядке в соответствии с инструкциями по их применению. 2. Вакцинация против гепатита В в 13 лет проводится ранее не привитым по схеме 0-1-6 месяцев. 3. Вакцинация против краснухи проводится девочкам в 13 лет, ранее не привитым или получившим только одну прививку. 4. Ревакцинация против туберкулеза проводится не инфицированным микобактериями туберкулеза туберкулинотрицательным детям. 5. Ревакцинация против туберкулеза в 14 лет проводится не инфицированным микобактериями туберкулеза туберкулинотрицательным детям, не получившим прививку в 7 лет. 6. Применяемые в рамках национального календаря профилактических прививок вакцины (кроме БЦЖ) можно вводить одновременно разными шприцами в разные участки тела или с интервалом в 1 месяц. 23
Стр.25
3 день – Запеканка творожная со сладким соусом + ПЗХ, хлеб с маслом, какао с молоком 4 день – Капуста тушеная с колбасой + ПЗХ, хлеб с маслом и сыром, чай с сахаром 5 день – Картофельное пюре с терпугом + ПЗХ, хлеб, витаминизированное молоко 6 день – Каша гречневая, котлета мясная с соусом + ПЗХ, хлеб, сок, витаминизированное печенье 7 день – Рис отварной, куры в соусе + ПЗХ, хлеб, кефир, витаминизированные пряники 8 день – Каша молочная (овсяная, пшеничная или кукурузная) + яйцо отварное, ПЗХ, хлеб с маслом и сыром, пудинг «Мио» витаминизированный, какао с молоком 9 день – Рагу овощное, сарделька с соусом + ПЗХ, хлеб, творожок «Мио» витаминизированный, компот из сухофруктов 10 день – Картофельное пюре с жареной рыбой + ПЗХ, хлеб, желе «Мио» витаминизированное, чай с сахаром * ПЗХ – пшеничные зародышевые хлопья ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Профилактическими осмотрами в образовательных учреждениях должны быть охвачены дети с 1 по 11 класс. Нормативными документами Министерства здравоохранения Российской Федерации обеспечение профилактических осмотров возложено на дошкольно-школьные отделения амбулаторно-поликлинических учреждений. Организация и проведение профилактических осмотров основывается на документах: МЗ РФ и Мин Обр. РФ № 186/272 от 30,06,92; Пр. МЗ РФ № 60 от 14.03.95, Пр. МЗ РФ № 151 от 07. 05.98, Пр. МЗ РФ № 154 от 05.05.99, Пр. МЗ РФ №241 от 03.07.00. Периодичность профилактических осмотров: перед поступлением в школу, в конце первого года обучения, в 10 лет, 12 лет, 14-15 лет, 16 лет и 17 лет. В профилактических осмотрах должны принимать участие педагог и психолог. Этапы профилактического медицинского осмотра: I. Доврачебный (на основе базовой программы скрининг-тестов) 1. Анкетирование родителей и учащихся 2. Антропометрия 3. Измерение АД, динамометрия, спирометрия 37
Стр.39
Лабораторные и инструментальные исследования, обязательные при проведении профилактических осмотрах школьников Вид исследования Возраст Анализ крови Общий анализ мочи Анализ кала на я/гл 6-7 лет (перед поступлением в школу) + + + 10 лет (5 класс – переход на предметное обучение + + + 14-15 лет (пубертатный период) + + + 16-17 лет (11 класс – окончание школы) + + + + + Дополнительные лабораторные и инструментальные исследования проводятся по показания II. Врачебный этап (обязательный специализированный этап осмотра детей педиатром и врачами-специалистами: хирургом, ортопедом, неврологом, офтальмологом, отоларингологом, стоматологом, эндокринологом с 10 лет, детским гинекологом или урологом/андрологом с 12 лет). Важным разделом в работе школьного врача является оценка нервно-психического развития школьников 7-15 лет (Предлагаемая схема оценки взята из МЭС профилактических осмотров детей, Москва, 1993) Оценка нервно-психического развития школьников Эмоционально-вегетативная сфера Настроение – преобладает хорошее, устойчивое, колебания настроения, повышенная плаксивость, раздражительность, тревожность, сниженное настроение. Наличие страхов (темноты, одиночества, болезни, высоты и др.). Сомато-вегетативные проявления Сон и аппетит без отклонений или: Нарушение сна – затрудненное засыпание, беспокойный сон, ночные кошмары, сноговорение, трудности пробуждения. Нарушение аппетита – повышенный, пониженный, избирательный, извращенный, тошнота, рвота, связанная с едой. Нарушение навыков опрятности – энурез (ночной, дневной), энкопрез. Вегето-диэнцефальные проявления Наличие головной боли: возникает при соматических заболеваниях, физических нагрузках, утомлении; бывает часто или эпизодически; утром 46 Флюорография
Стр.48
МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ В ШКОЛЕ Основными задачами физического воспитания школьников являются: - улучшение состояния здоровья и физического развития - повышение работоспособности - расширение функциональных возможностей развивающегося организма - формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание и др.) -воспитание двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость) Медицинский контроль за физическим воспитанием учащихся в образовательном учреждении осуществляется согласно методическим рекомендациям и включает распределение школьников на группы для участия в учебных и внеучебных занятиях физической культурой и спортом - основная, подготовительная и специальная группы (Кардашенко В.Н., 1983). Основная группа – школьники без отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями в состоянии здоровья преимущественно функционального характера, но с достаточной физической подготовкой. Занятия по школьной программе в полном объеме Сдача норм ГТО Занятия в спортивных секциях и кружках, участие в соревнованиях Подготовительная группа – школьники, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, без достаточной физической подготовки. Занятия по школьной программе при условии исключения некоторых физических упражнений Сдача норм ГТО с особого разрешения врача Специальная группа – школьники, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья, не мешающие учебе в школе, но являющиеся противопоказанием для занятий физкультурой. Некоторые из них временно, до улучшения состояния здоровья освобождаются от участия в учебных занятиях по физкультуре. 56
Стр.58
Основные ориентиры для педиатров при врачебно-профессиональном консультировании школьников (Из приказа №60 от 14.03.95 г. МЗ РФ) При болезнях Нервной системы Органов дыхания Сердечно-сосудистой системы Органов зрения Органов слуха и равновесия (вестибулярного аппарата) Опорно-двигательного аппарата Почек Кожи Противопоказано Нервно-психическое напряжение, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами Неблагоприятный микроклимат, загазованность, контакт с токсическими веществами Значительное физическое напряжение, неблагоприятный климат, контакт с токсическими веществами, работа на высоте, у движущихся механизмов Работа с мелкими деталями, значительное физическое напряжение, запыленность Неблагоприятные метеорологические и микроклиматические факторы, шум, вибрация, работа на высоте на неустойчивых плоскостях, у движущихся механизмов, на транспорте Вынужденная рабочая поза, значительное физическое напряжение Органов пищеварения Контакт с токсическими веществами, работа, связанная с нарушением режима питания, вынужденная рабочая поза Неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, вынужденная рабочая поза, связанная с нарушением питания Контакт с токсическими веществами, раздражающими кожу, запыленность, неблагоприятный микроклимат, постоянное увлажнение и загрязнения воздуха ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОГО ТРАВМАТИЗМА Дети могут получить травму в школе на уроках, перемене, в учебных мастерских, на пришкольном участке. Частота травм зависит от возраста ребенка. Максимальное число травм приходится на 11-13 лет. Среди пострадавших 74% мальчики и 26% девочки. Наибольшее количество травм приходится на понедельник. Количество травм возрастает в постканикулярное время (сентябрь, октябрь), что очевидно связано с тем, что дети после каникул еще не вошли в привычный ритм жизни. По статистике до 46% травм дети получают на уроках физкультуры, 32% - приходится на перемены. Наиболее опасными являются уроки труда, физики, химии. Кроме обычных ушибов молотком, ссадин, порезов, нанесенных стамесками, напильниками, возможны взрывы колб с химическими реактивами, электротравмы. Основными причинами травматизма на уроках физкультуры являются: недисциплинированность, нарушение правил страховки, пренебрежение учетом физической и технической подготовленности, несоблюдение принципа индивидуальности, неудовлетворительное состояние снарядов, несоответствие их возрасту школьников, отсутствие или не64
Стр.66
Перечень знаний и практических навыков студентов VI курса педиатрического факультета Практические навыки По завершению цикла студент должен знать – содержание работы врача отделения (кабинета) по организации медицинской помощи детям и подросткам в учреждениях образования. Студент должен уметь: 1. Собрать и оценить социальный, биологический и генеалогический анамнез 2. Провести антропометрическое обследование ребенка, оценить его физическое развитие 3. Оценить нервно-психическое развитие ребенка 4. Оценить половое развитие ребенка 4. Определить группу здоровья ребенка на основании комплексной оценки состояния здоровья 5. Определить физкультурную группу 6. Определить степень готовности ребенка к поступлению в детское образовательное учреждение 9. Провести клиническое обследование здорового и больного ребенка 10. Оценить результаты лабораторных анализов и функциональных методов исследования 11. Составить режим дня для детей различных возрастных групп 12. Оценить степень тяжести адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению 13. Оценить адаптационные возможности первоклассника к образовательному учреждению 14. Составить индивидуальный календарь профилактических прививок 15. Составить меню для детей дошкольного и школьного возраста 16. Составить план работы медицинского персонала учреждения образования 17. Оказать неотложную помощь детям на догоспитальном этапе 18. Оформить медицинскую документацию врача отделения (кабинета) по организации медицинской помощи детям и подросткам в учреждениях образования. 19. Провести анализ работы врача отделения (кабинета) по организации медицинской помощи детям и подросткам в учреждениях образования. 69
Стр.71
Тестовый контроль для студентов 6 курса педиатрического факультета «Организация медицинского обслуживания детей в образовательных учреждениях» Укажите все правильные ответы 1. Критериями школьной зрелости, учитывающимися при подготовке детей к поступлению в школу, являются: 1) умение читать 2) психофизиологическое состояние организма 3) умение писать 4) состояние здоровья 5) биологический возраст 2. К критериям оценки биологического возраста школьников относят: 1) пропорции тела 2) количество постоянных зубов 3) психомоторное развитие 4) умения и навыки 5) вторичные половые признаки 6) число ядер окостенения 3. В чем заключается работа детской поликлиники по подготовке детей к поступлению в школу: 1) углубленное обследование детей 5-летнего возраста 2) углубленное обследование детей 4-летнего возраста 3) осмотр детей перед поступлением в школу 4) направление детей в дневной стационар 5) проведение закаливающих процедур Укажите один правильный ответ 4. Для определения готовности ребенка к началу обучения в школе используется тест: 1) Малиновского 2) Керна-Иерасика 3) Громбаха 5. Готовность ребенка к началу обучения в школе по тесту Керна-Иерасика должна составлять: 1) 1-5 баллов 2) 5-9 баллов 3) 10-15 баллов 70
Стр.72
Отпечатано редакционно-издательским отделом Кемеровской государственной медицинской академии 650029, Кемерово, ул. Ворошилова, 22а. Тел./факс. +7(3842)734856; epd@kemsma.ru Подписано в печать 07.11.2006. Гарнитура таймс. Тираж 200 экз. Формат 21×30/2. У.п.л. 4,4. Печать трафаретная. Требования к авторам см. на http://www.kemsma.ru/rio/forauth.shtml Лицензия ЛР №21244 от 22.09.97 78
Стр.80

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ