МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Казанский институт (филиал)
Е.В. Безлипкина
ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Учебное пособие
Казань – 2013
Стр.1
УДК 334(075.8)
ББК 65.29я.73
С17
Рекомендовано к печати учебно-методическим советом по качеству образовательного
процесса КИ (филиала) ФГБОУ ВПО РГТЭУ
Составитель: Е.В. Безлипкина
Рецензенты:
Е.С. Дубровская, к.э.н., доцент кафедры Экономической теории и права
КНИТУ им. Туполева,
О.А. Шипшова, к.э.н., доцент, заведующий кафедрой Коммерческой
деятельности на рынке товаров и услуг Казанского института
(филиала) РГТЭУ.
Безлипкина Е.В. Основы предпринимательства. Учебное пособие. –
Казань: 2013. – 76 с.
Данное учебное пособие по «Основам предпринимательства» предназначено для
студентов всех форм обучения (бакалавриат), соответствует требованиям Федерального
государственного образовательного стандарта нового поколения, предъявляемым к методическому
обеспечению дисциплин ООП по направлениям 100700 «Торговое дело» профилю
подготовки «Коммерция», 080200 «Менеджмент» профилю подготовки «Организация
торговли» и «Экономика и управление организацией», изучающим «Основы бизнеса».
Учебное пособие охватывает основные проблемы и вопросы, которые должен знать
бакалавр, для занятия предпринимательством вообще и в сфере коммерческой деятельности,
в частности. В ходе изучения данного учебного пособия студенты познакомятся с базовыми
определениями, функциями, задачами, историей развития предпринимательства в
Казанской губернии; субъектами и объектами; внутренними и внешними факторами
предпринимательской среды; правами и обязанностями предпринимателей; особенностями
организации собственного дела; особенностями культуры и этики предпринимательства
и ведения бизнеса; с вопросами государственного регулирования и регламентации
предпринимательской деятельности; особенностями предпринимательства в сфере франшизы,
консалтинга, внутрифирменного предпринимательства.
Оно адресовано также студентам других экономических направлений и работникам
сферы торговли, общественного питания и услуг для формирования профессиональных
компетенций по данному направлению.
© Безлипкина Е.В., 2013
© Казанский институт (филиал) РГТЭУ,
2013
2
Стр.2
Содержание:
Введение
Глава 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности
1.1. Содержание и сущность предпринимательской деятельности
1.2. Объекты и субъекты предпринимательской деятельности
1.3. Типы предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности
1.4.
Принципы предпринимательства
Контрольные задания к Главе 1
Глава 2. Исторические аспекты развития предпринимательства
2.1. История развития предпринимательства в Казанской губернии в
XVII-XX вв.
Глава 3. Организация предпринимательской деятельности в условиях
рыночной экономики
3.1. Внутренняя и внешняя среда предпринимательства
3.2. Предпринимательская идея и ее выбор. Порядок создания собственного
предприятия
3.3. Бизнес-планирование как метод принятия предпринимательских решений.
Разделы бизнес-плана
3.4 Лицензирование предпринимательской деятельности в России
Контрольные задания к Главе 3
Глава 4. Этика и культура предпринимательства
4.1. Понятие, сущность и элементы культуры предпринимательства
4.2. Предпринимательская тайна как элемент профессиональной этики
предпринимателя
Практическое задание к главе 4
Глава 6. Современные формы бизнеса
6.1. Франчайзинг как вид предпринимательства: сущность, характеристика
видов
6.2. Факторинг как вид предпринимательства: сущность, характеристика
видов
6.3. Внутрифирменное предпринимательство: интерпринёрство. Венчурный
бизнес как вид интерпринёрства.
Глава 7. Риски в предпринимательской деятельности
7.1. Понятие рисков, их общая классификация. Виды потерь и рисков.
Итоговые тесты для самоконтроля
Литература
56
65
69
69
73
75
76
76
78
78
79
81
84
85
85
87
93
4
5
5
10
17
24
25
29
29
39
39
44
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Основы предпринимательства» («Основы бизнеса»)
направлена на освоение знаний и формирование умений по основным вопросам
предпринимательской деятельности, включающим такие, как: субъекты и
объекты предпринимательской деятельности, организация собственного дела
в сфере коммерции, механизм организации предпринимательства на предприятиях
различных форм собственности; пути повышения эффективности этих
процессов на всех стадиях; процессы построения предпринимательской деятельности
. Она направлена на получение знаний студентами в области организации
предпринимательства в коммерции, его развития, об особенностях
предпринимательства в торговле на современном этапе; знакомства с правовыми
основами и вопросами культуры и этики предпринимательства; изучения
организационных основ предпринимательской деятельностью, механизма
выбора стратегии и тактики бизнеса.
В процессе изучения дисциплины формируются различные общекультурные
и профессиональные компетенции, позволяющие находить организационно-управленческие
решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно
принимать решения ; осознавать социальную значимость своей будущей
профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной
деятельности, анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
применять экономические законы и теории, определять экономические показатели;
пользоваться нормативными документами в своей профессиональной
деятельности, соблюдать действующие законодательства и требования нормативных
документов; прогнозировать бизнес-процессы и оценивать их эффективность;
выбирать деловых партнеров, проводить с ними деловые переговоры,
заключать договора и контролировать их выполнение; разрабатывать
проекты в профессиональной деятельности (торгово-технологические, маркетинговые,
рекламные и другие ),владеть технологией создания собственного
дела, его регистрации в органах государственного контроля и налоговых
органах.
4
Стр.4
Глава 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности
1.1. Содержание и сущность предпринимательской деятельности
Впервые понятие «Предприниматель» в экономический оборот ввел
известный английский экономист Ричард Кантильон в конце XVII-начале
XVIII вв. «Предприниматель – это человек, действующий в условиях риска,
который за определенную цену покупает средства производства, чтобы произвести
какую-либо продукцию и продать её в целях получения прибыли»
(1725г.). Позже (1761г.), известный французский экономист Жан-Батист Сэй
сформулировал такое понятие «предприниматель – это экономический
агент, который комбинирует факторы производства, направляя их на эффективное
использование всех ресурсов и получение наивысших результатов.
В 1920 г. Американский экономист Алан Маршалл дал впервые дал определение
предпринимательства: «Предпринимательство – организация производства,
а предприниматель способен налаживать её как отдельный фактор
производства наряду с трудом, землёй, капиталом».
В современном понимании «предпринимательство – это деятельность,
осуществляемая частными лицами, а также юридическими лицами –
предприятиями, организациями по производству продукции, оказанию услуг
или приобретению и продаже товаров и обмену на др. товары или деньги к
взаимной выгоде заинтересованных лиц ,предприятий или организаций.
Предпринимательство – свободное экономическое хозяйствование в
различных сферах деятельности (кроме запрещенных законом), осуществляется
субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей
конкретных потребителей и общества в товарах, работах, услугах для получения
дохода (прибыли) и необходимые для саморазвития собственного дела
и обеспечение финансовых обязательств перед бюджетом, кредиторами и
другими хозяйствующими субъектами.
Предпринимательство – новый тип хозяйствования базируется на инновационном
поведение собственников предприятия, на умение находить и
5
Стр.5