ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа курса «Экономика организаций (предприятий)» составлена в
соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего
профессионального образования по данной дисциплине для студентов очной
и заочной форм обучения специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет,
анализ и аудит», для студентов очной формы обучения специальности
080105.65 «Финансы и кредит». <...> Назначение курса: В курсе «Экономика организаций (предприятий)»
рассматривается комплекс вопросов, связанных с обеспечением устойчивой
работы предприятия в рыночной экономике. <...> Экономика организаций рассматривается как наука и одновременно как
совокупность практических приемов, которые позволяют выбирать стратегию
предприятия и формировать производственные программы с учетом
необходимости обеспечения устойчивой и прибыльной работы. <...> Должен знать:
- вопросы рационального планирования деятельности предприятия;
- расчет необходимых финансовых, материальных и трудовых ресурсов и
проблемы их эффективного использования;
- методы экономического анализа деятельности предприятия и
использования его результатов для планирования и оперативного управления
текущей деятельностью;
- совокупность отношений, возникающих в процессе продвижения товаров
от производителей к потребителям;
Должен уметь:
- формировать товарный ассортимент для торгового предприятия;
- организовать систему товароснабжения на торговом предприятии;
- рассчитать доходы и расходы торгового предприятия;
- рассчитать прибыль и рентабельность торгового предприятия. <...> Методы изучения численности и состава трудовых
ресурсов. <...> Состав и номенклатура издержек обращения по видам затрат. <...> Понятие
рентабельности предприятия и система ее показателей. <...> Понятие, классификация инноваций и их роль в развитии предприятий. <...> 14
4.1 КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ
Тема 1
Экономика организаций (предприятий) как учебная дисциплина
До настоящего времени нет общепринятого <...>
Экономика__организации_(предприятия)__учебно-методическое__пособие.___–_Казань_РИЦ_«Школа»,_2010._–_89_с..pdf
Министерство образования и науки РФ
Российский Государственный торгово-экономический
университет
Казанский институт (филиал)
Кафедра коммерческой деятельности
на рынке товаров и услуг
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ
(ПРЕДПРИЯТИЙ)
Учебно-методическое пособие
Казань
2010
Стр.1
УДК 658
ББК 65.422.1
ISBN 978-5-4233-0024-1
Рекомендовано к печати учебно-методическим советом по управлению
качеством образования КИ (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ»
Составители:
С.В. Маркова, к.э.н., доцент кафедры «Коммерческой деятельности на
рынке товаров и услуг» КИ (филиала) ГОУ ВПО «РГТЭУ»
М.С. Кузьмин, ассистент кафедры «Коммерческой деятельности на
рынке товаров и услуг» КИ (филиала) ГОУ ВПО «РГТЭУ»
Рецензенты:
Шипшова О.А., к.э.н., доцент кафедры «Коммерческой деятельности на
рынке товаров и услуг» КИ (филиала) ГОУ ВПО «РГТЭУ»;
Сафаргалиев М.Ф., к.э.н., доцент кафедры экономики и управления на
предприятии ГОУ ВПО «КГТУ им. А.Н.Туполева».
Экономика организации (предприятия): учебно-методическое
пособие. – Казань: РИЦ «Школа», 2010. – 89 с.
В учебно-методическом пособии рассмотрены экономические основы
функционирования предприятий в условиях рынка, комплекс вопросов,
связанных с обеспечением устойчивой работы предприятия в рыночной
экономике.
Пособие предназначено для студентов очной, заочной и заочной
сокращенной форм обучения по специальностям «Бухгалтерский учет,
анализ и аудит» и «Финансы и кредит».
© Маркова С.В., 2010
© Кузьмин М.С., 2010
© Казанский институт филиал РГТЭУ, 2010
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Цели и задачи дисциплины……………………………………………..4
2.Требования к уровню освоения дисциплины………………………...5
3. Объем дисциплины……………………………………………….……..6
3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы …………….…....6
3.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы….....7
4. Содержание курса………………………………………………..……..12
4.1 Краткий курс лекций………………………………..…………..15
5. Темы семинарских занятий…………………………………………54
6.Задания для самостоятельной работы студентов……………...…64
7.Темы контрольных работ …………………………………………..…83
8.Вопросы для подготовки к экзамену…………………………………86
9.Учебно-методическое обеспечение………………………………....…88
9.1.Литература…………………………………………………….….88
3
Стр.3
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа курса «Экономика организаций (предприятий)» составлена в
соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего
профессионального образования по данной дисциплине для студентов очной
и заочной форм обучения специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет,
анализ и аудит», для студентов очной формы обучения специальности
080105.65 «Финансы и кредит».
Назначение курса: В курсе «Экономика организаций (предприятий)»
рассматривается комплекс вопросов, связанных с обеспечением устойчивой
работы предприятия в рыночной экономике.
Экономика организаций рассматривается как наука и одновременно как
совокупность практических приемов, которые позволяют выбирать стратегию
предприятия и формировать производственные программы с учетом
необходимости обеспечения устойчивой и прибыльной работы.
Методология преподавания дисциплины должна исходить из
необходимости сочетания теоретических и практических положений с учетом
реальных ситуаций и действующих нормативно правовых актов,
регламентирующих деятельность предприятия. При чтении курса
целесообразно излагать основы деятельности торговых и промышленных
предприятий и специфических особенностей их функционирования.
Цель и задачи курса: Сформировать у будущих специалистов комплекс
знаний и практических навыков в области управления, теории и практики
экономической деятельности производственных и торговых предприятий в
сфере коммерции в условиях радикальных преобразований в общественной
жизни общества.
Взаимосвязь с другими курсами. Программа курса «Экономика
организаций (предприятий)» охватывает широкий круг вопросов, связанных с
теорией и практикой организации и обеспечения функционирования
предприятия в условиях перехода к рыночным отношениям. Курс «Экономика
организаций (предприятий)» тесно связан с такими специальными
дисциплинами как «Экономическая теория», «Статистика», «Основы
коммерческой деятельности предприятий», «Налоги и налогообложение»,
«Маркетинг», «Менеджмент», «Коммерческое товароведение и экспертиза»,
«Коммерческая логистика», «Коммерческое право» и др.
4
Стр.4
Налоги и
налогообложение
Схема межпредметных связей
Маркетинг
Экономичес
кая теория
Основы
коммерческой
деятельности
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ
(ПРЕДПРИЯТИЙ)
Статистика
Страхование
Менеджмент
Коммерческое
товароведение
и экспертиза
Управление
персоналом
2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучив учебную дисциплину, студент должен иметь представление:
- о механизмах функционирования предприятия в условиях рынка;
- о структуре национальной экономики: сферах, секторах, комплексах,
отраслях;
- о рыночной системе хозяйствования.
Должен знать:
- вопросы рационального планирования деятельности предприятия;
- расчет необходимых финансовых, материальных и трудовых ресурсов и
проблемы их эффективного использования;
- методы экономического анализа деятельности предприятия и
использования его результатов для планирования и оперативного управления
текущей деятельностью;
- совокупность отношений, возникающих в процессе продвижения товаров
от производителей к потребителям;
Должен уметь:
- формировать товарный ассортимент для торгового предприятия;
- организовать систему товароснабжения на торговом предприятии;
- рассчитать доходы и расходы торгового предприятия;
- рассчитать прибыль и рентабельность торгового предприятия.
Должен владеть:
- методиками расчета основных экономических показателей работы
предприятий;
- технологиями планирования на предприятии.
Форма контроля: По окончании семестра студенты сдают экзамен в
устной форме. Для текущего контроля знаний предусмотрены рефераты,
контрольные работы и тесты по отдельным темам.
5
Стр.5