МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА»
ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ
Пенза 2013
1
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА»
Кафедра «Общее земледелие и землеустройство»
ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ
Учебное пособие
для студентов, обучающихся
по направлению подготовки
250100 – Лесное дело
Пенза 2013
2
УДК 911.52 (о75)
ББК 26.82 (я7)
Л 22
Составители: С.В. Богомазов, кандидат с.-х. наук, доцент; <...> Высокая географическая широта определяет исключительную суровость природы ледяной зоны. <...> Мощность его сравнительно невелика – в среднем не более 40–50 см. Большая облачность, частые туманы и
сильные ветры усугубляют неблагоприятные для жизни черты
климата ледяной зоны. <...> По характеру растительности ледяная зона представляет собой арктическую пустыню, отличающуюся разорванным растительным покровом с общим покрытием около 65 %. <...> Для юга ледяной зоны характерны кустарничково-моховые арктические пустыни со сравнительно хорошо развитым кустарничковым ярусом из полярной ивы, арктической ивы (S. arctica) и
дриады (Dryaspunctata). <...> Средняя температура
января в западной части тайги, где преобладает западный перенос
воздушных масс, составляет –10... <...> Средняя
температура июля не ниже 10 °С на севере зоны и не выше 20 °С
на юге. <...> Это способствует обилию поверхностных вод, промывному водному режиму почв и заболачиванию территории не
только в речных долинах, но и на плоских водоразделах. <...> Северная тайга занимает значительную часть таежной зоны
от лесотундры на севере до 64° с. ш. на Русской равнине, до 62° с. ш.
в Западной Сибири и до 60° с. ш. на Среднесибирском плоскогорье. <...> Средняя температура июля
от 14 до 16°, безморозный период длится около 75–95 дней. <...> На Русской равнине самая распространенная ассоциация типичной
(средней) тайги – ельник-черничник. <...> Эта подзона отличается
наилучшими условиями для развития подзолообразовательного
процесса; главная роль в почвенном покрове принадлежит типичным <...>
Ландшафтоведение..pdf
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА»
ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ
Пенза 2013
1
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА»
Кафедра «Общее земледелие и землеустройство»
ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ
Учебное пособие
для студентов, обучающихся
по направлению подготовки
250100 – Лесное дело
Пенза 2013
2
Стр.2
УДК 911.52 (о75)
ББК 26.82 (я7)
Л 22
Составители: С.В. Богомазов, кандидат с.-х. наук, доцент;
О.А. Ткачук, кандидат с.-х. наук, доцент;
Е.В. Павликова, кандидат с.-х. наук, доцент.
Рецензент – кандидат биол. наук, доцент О.А. Володькина.
Печатается по решению методической комиссии агрономического
факультета от 4 марта 2013 г., протокол № 12.
Ландшафтоведение: учебное пособие / Сост.: С.В. БогоЛ22
мазов,
О.А. Ткачук, Е.В. Павликова. – Пенза: РИО ПГСХА,
2013. – 162 с.
Учебное пособие предназначено для изучения дисциплины
«Ландшафтоведение» студентами, обучающимися по направлению
подготовки 250100 – Лесное дело.
© ФГБОУ ВПО
«Пензенская ГСХА», 2013
© С.В. Богомазов,
О.А. Ткачук,
Е.В. Павликова, 2013
3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1 РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ........................... 6
ЛАНДШАФТОВ
1.1 Природные зоны Российской Федерации ................................ 6
1.2 Ландшафтный синтез на основе .............................................. 26
сопряжения природных компонентов ........................................... 26
Тема 2 АГРОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ
ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА .............................................................. 31
2. 1 Общие закономерности географического
распространения почв ..................................................................... 31
2.2 Структура почвенного покрова ............................................... 37
Тема 3 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЛЕСНЫХ ЗЕМЕЛЬ ......... 42
3.1 Экологические режимы лесных земель .................................. 43
Тема 4 РЕЛЬЕФ, ЕГО ФОРМЫ И ЭЛЕМЕНТЫ ........................... 55
Тема 5 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КЛИМАТА ........................................ 64
Тема 6 ЛАНДШАФТНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ............................... 75
СВОЙСТВА ОСНОВНЫХ ДРЕВЕСНЫХ ..................................... 75
ПОРОД-ЛЕСООБРАЗОВАТЕЛЕЙ .................................................. 75
6.1 Общие положения ..................................................................... 75
6.2 Сосна обыкновенная ................................................................. 76
6.3. Ель (европейская и сибирская) ............................................... 78
6.4. Береза бородавчатая, повислая ............................................... 81
6.5 Осина, тополь дрожащий ......................................................... 82
6.6 Ольха клейкая, черная .............................................................. 83
6.7 Дуб летний, черешчатый .......................................................... 85
Тема 7 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИРОДНЫХ ЛАНДШАФТОВ ... 88
Тема 8 СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ
ЛАНДШАФТНОЙ КАРТЫ .............................................................. 94
Тема 9 ЛАНДШАФТНО-ГЕОХИМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ...... 101
9.1 Элементарные ландшафтно-геохимические системы ........ 101
9.2 Каскадные ландшафтно-геохимические системы ............... 105
Тема 10 МЕТОДИКА ЛАНДШАФТНОГО ИЗУЧЕНИЯ ............ 116
И КАРТОГРАФИРОВАНИЯ ЛЕСОВ ........................................... 116
10.1 Сбор ландшафтных источников информации ................... 117
10.2 Ландшафтно-морфологическая интерпретация ЛИИ ....... 120
10.3 Ландшафтная интерпретация общегеографических карт 123
10.3.1 Рельеф и местоположение ................................................. 123
4
Стр.4
10.3.2 Рыхлые отложения и подстилающие горные породы ... 126
10.3.3 Эрозионно-гидрографическая сеть .................................. 129
10.3.4 Болота .................................................................................. 130
10.3.5 Растительность и древостой ............................................. 131
10.3.6 Хозяйственное использование земель ............................. 133
СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ ......................................... 136
ЛИТЕРАТУРА ................................................................................. 140
ПРИЛОЖЕНИЕ .............................................................................. 142
5
Стр.5