Микробиологические загрязнения (бактерии, грибки, пирогенные
вещества) попадают в нефтяные масла из атмосферы. <...> Таблица 1
Производственные загрязнения нефтяных масел [1]
Вид
Состав
Причины возникновения
Условия появления
Нефтяные
Окислы металлов
и кремния, асфальтосмолистые соединения
Наличие в исходном нефтяном сырье
Применение нефти,
содержащей загрязненные примеси
Атмосферные
Окислы металлов
и кремния, вода
Контакт с запыленным и
влажным воздухом
Негерметичность
технологического
оборудования
Технологические
Смолы
Полимеризация олефинов, конденсация ароматических углеводородов,
окислительные процессы
Наличие в нефти
реакционноспособных веществ
Атмосферные
Окислы металлов
и кремния, вода
Контакт с запыленным и
влажным воздухом
Негерметичность
технологического
оборудования
Контактные
Окислы металлов
Коррозия технологического оборудования
Применение оборудования из коррозионно-активных материалов, отсутствие защитных покрытий
4
Операционные загрязнения попадают или образуются в результате перевозки масел различными видами транспорта, хранения на
нефтебазах и складах, перекачки при приеме на складах и выдачи потребителям, заправки механизмов. <...> Кроме того,
вследствие окисления масла образуются низкомолекулярные кислоты,
которые способны улучшать смазочный эффект масла. <...> При повышении температуры
за счет испарения топлива и воды количество образующихся продуктов уменьшается, однако увеличивается скорость окисления масла. <...> К основным мероприятиям по снижению операционных загрязнений, попадающих в масла при транспортировании и хранении, относятся [1]:
• предотвращение контакта масла с воздухом, содержащим атмосферную пыль и влагу;
• уменьшение коррозионного взаимодействия масла и материала оборудования, применяемого при транспортировании и хранении
масла;
• своевременное удаление остаточных загрязнений из резервуаров, трубопроводов, железнодорожных и автомобильных <...>
Современные_методы_очистки_и_регенерации_отработанных_смазочных_материалов_монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский федеральный университет
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЧИСТКИ
И РЕГЕНЕРАЦИИ ОТРАБОТАННЫХ
СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ
Препринт
Красноярск
СФУ
2011
1
Стр.2
УДК 621.899
ББК 35.514.3
С56
C56
Современные методы очистки и регенерации отработанных
смазочных масел: препринт / Б. И. Ковальский, Ю. Н. Безбородов,
Л. А. Фельдман, А. В. Юдин, О. Н. Петров. – Красноярск:
Сиб. федер. ун-т, 2011. – 104 с.
ISBN 978-5-7638-2243-4
Представлена классификация загрязнений нефтепродуктов, рассмотрен
механизм изменения эксплуатационных свойств моторных масел и мероприятия
по ограничению количества загрязнений при транспортировании
и хранении нефтепродуктов. Изложены современные методы очистки и регенерации
отработанных масел.
Предназначен для инженерно-технических работников, занимающихся
восстановлением отработанных масел, эксплуатацией машин и механизмов,
аспирантов и студентов технических специальностей.
УДК 621.899
ББК 35.514.3
ISBN 978-5-7638-2243-4
© Сибирский федеральный университет, 2011
2
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Смазочные материалы находят широкое применение при эксплуатации
современной техники. В зависимости от назначения техники
и условий эксплуатации их делят на моторные, авиационные,
трансмиссионные, гидравлические, индустриальные и трансформаторные.
Исходя из базовой основы они подразделяются на нефтяные,
частично синтетические и синтетические.
Срок службы определяется заводами-изготовителями техники.
Отработанные масла в настоящее время используются в основном как
печное топливо, поэтому остро стоит проблема их повторного использования.
Для этих целей разработаны современные методы и устройства
для регенерации отработанных масел. В связи с этим целью настоящей
книги является проведение патентных исследований в области регенерации
отработанных смазочных материалов различного назначения, что
позволяет установить технический уровень решения этой проблемы.
Особое внимание уделялось технологиям регенерации моторных масел,
как особо подвергнутых температурной деструкции, а также методам их
очистки, вызванной загрязнениями при производстве, транспортировании,
хранении и технологических операциях.
1. ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЙ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ
ИХ НАКОПЛЕНИЙ В СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛАХ
Загрязнения нефтяных масел классифицируются по признакам,
характеризующим источники их загрязнения, к которым относятся
атмосферные, микробиологические, износные.
Атмосферные загрязнения (пыль, влага) попадают в масло на
всех этапах его производства, транспортирования и хранения.
Микробиологические загрязнения (бактерии, грибки, пирогенные
вещества) попадают в нефтяные масла из атмосферы. В настоящее
время известно более 100 видов микроорганизмов. Попадая в масло
с атмосферной пылью, они начинают размножаться. Питательной средой
для них являются присутствие в масле влаги и воздуха.
В нефтяных маслах присутствуют продукты химической и электрохимической
коррозии конструкционных материалов технологиче3
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................................................... 3
1. Виды загрязнений........................................................................... 3
2. Химические методы очистки ....................................................... 10
3. Физико-химические методы очистки ......................................... 26
4. Физические методы регенерации отработанных смазочных
масел .................................................................................................. 56
Cписок литературы ............................................................................ 97
103
Стр.104