Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Учебник по истории средних веков в дискурсивном пространстве российского общества (вторая четверть XIX – начало XX вв.). Часть первая (290,00 руб.)

0   0
Первый авторФедорова Надежда Гергиевна
Издательство[Б.и.]
Страниц209
ID213256
АннотацияВ книге, обобщающей предыдущие исследования автора, рассматривается проблема создания и функционирования учебной литературы по истории в дискурсивном пространстве российского общества. Учебники истории изучаются как социокультурные феномены, выявляются и анализируются различные факторы социально-политической, духовной жизни общества, оказывающие влияние на формирование учебной литературы по всеобщей истории. Автор привлекает значительный материал, посвященный формированию и развитию учебной литературы по истории средних веков, демонстрирующий правомерность разработанной в книге методологии.
Кем рекомендованоПечатается по рекомендации Редакционно-издательского совета Института истории КФУ
Кому рекомендованоКнига предназначена для научных работников, преподава-телей, учителей, аспирантов и студентов высших учебных заведений, а также авторов учебных пособий по истории.
УДК94(100)
ББК63.3(0)
Федорова, Н. Г. Учебник по истории средних веков в дискурсивном пространстве российского общества (вторая четверть XIX – начало XX вв.). Часть первая : Монография / Н. Г. Федорова .— : [Б.и.], 2012 .— 209 с. — URL: https://rucont.ru/efd/213256 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Учебники истории изучаются как социокультурные феномены, выявляются и анализируются различные факторы социально-политической, духовной жизни общества, оказывающие влияние на формирование учебной литературы по всеобщей истории. <...> Школьные учебники по истории, которые, как отмечает И.И. Шарифжанов, «… благодаря занимательности и доходчивости, яркости изложения и убедительности служат в глазах детей непререкаемым авторитетом», являются не только 1 Студеникин М.Г. Методика преподавания истории в школе. <...> Как эффективно сочетать историческое образование и патриотическое воспитание? <...> 4 Право выбора: учебники истории не отвечают требованиям времени // Российская газета (далее – РГ). <...> 3 Автор исходит из той гипотезы, что учебник истории есть особое учебное средство, на создание которого оказывают непосредственное воздействие следующие взаимосвязанные факторы: государственная образовательная политика; развитие исторической науки; индивидуальные взгляды автора, составителя, его научно-исследовательская и педагогическая культура; господствующие общественные представления (в том числе педагогической общественности) о школьной учебной литературе – отражающего в различных формах это влияние, косвенно раскрывающего совокупность существующих в обществе духовных ценностей, и, в свою очередь, активно влияющего на складывание мировоззрения, исторических представлений нового подрастающего поколения через реализацию своей воспитательной функции. <...> 5 2) определить вклад российских историков – ученых и педагогов в разработку методологических и дидактикометодических проблем преподавания истории в средней школе; 3) рассмотреть дискурсивные практики научной, идейно-политической и культурной жизни российского общества, показать их влияние на процесс создания учебника по истории средних веков; 4) изучить разворачивавшиеся вокруг школьного учебника по истории средних веков дискуссии между заинтересованными <...>
Учебник_по_истории_средних_веков_в_дискурсивном_пространстве_российского_общества_(вторая_четверть_XIX_–_начало_XX_вв.)._Часть_первая_Монография._–_Казань_Отечество,_2012._–_208_с._(1).pdf
0
Стр.1
Н.Г. Федорова УЧЕБНИК ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ В ДИСКУРСИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (вторая четверть XIX – начало ХХ вв.) Часть первая Казань 2012 1
Стр.2
УДК ББК Ф Печатается по рекомендации Редакционно-издательского совета Института истории КФУ Научный редактор – доктор исторических наук, профессор Г.П. Мягков Федорова Н.Г. Ф Учебник по истории средних веков в дискурсивном пространстве российского общества (вторая четверть XIX – начало XX вв.). Часть первая. Монография / Н.Г. Федорова. – Казань: Отечество, 2012. – 208 с. ISBN В книге, обобщающей предыдущие исследования автора, рассматривается проблема создания и функционирования учебной литературы по истории в дискурсивном пространстве российского общества. Учебники истории изучаются как социокультурные феномены, выявляются и анализируются различные факторы социально-политической, духовной жизни общества, оказывающие влияние на формирование учебной литературы по всеобщей истории. Автор привлекает значительный материал, посвященный формированию и развитию учебной литературы по истории средних веков, демонстрирующий правомерность разработанной в книге методологии. Книга предназначена для научных работников, преподавателей, учителей, аспирантов и студентов высших учебных заведений, а также авторов учебных пособий по истории. ББК ISBN © Федорова Н.Г., 2012 г. 2
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Сегодня одной из актуальных проблем российского образования, которая привлекает внимание не только педагогического сообщества, но и широкой общественности, является состояние и перспективы подготовки качественной, отвечающей современным требованиям учебной литературы по истории. В разные периоды к школьному учебнику истории предъявлялись разные требования. В российских методических пособиях по истории утвердилось мнение, что «школьный учебник – это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей»1. Школьный учебник должен выполнять четыре традиционные функции: информационную, систематизирующую, обучающую, воспитательную. Основная дилемма, волнующая общество на протяжении двух столетий и с особенной остротой проявляющаяся в современной России, заключается в том, должен ли школьный учебник по истории прежде всего обеспечивать воспитание истинного гражданина и патриота Отечества, или он должен быть свободным от государственной идеологии, учить учеников в первую очередь мыслить критически и самостоятельно, оценивать факты, помогать развивать историко-аналитические умения, а возможно даже «давать целостную картину мира»? Это важный вопрос, так как значимость учебника истории велика. «Образ других народов или собственный образ, который живет в нашей душе, зависит от того, как в детстве нас учили истории. Это запоминается на всю жизнь»2 – отмечал известный исследователь национальных программ преподавания истории М. Ферро. Школьные учебники по истории, которые, как отмечает И.И. Шарифжанов, «… благодаря занимательности и доходчивости, яркости изложения и убедительности служат в глазах детей непререкаемым авторитетом», являются не только 1 Студеникин М.Г. Методика преподавания истории в школе. М., 2004. С. 21. 2 Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. Изд. 2. М., 2010. С. 5. 3
Стр.4
главным инструментом исторического образования, но и в итоге важным компонентом многопланового процесса «социализации личности в обществе, особенно личности детского возраста»1. Классическим утверждением является, что наряду с общей целью выработки нравственного сознания и поведения, изучение истории позволяет формировать знания о происхождении некоторых нравственных понятий (честь, благородство и т.д.), вызывать определенные нравственные чувства и вырабатывать убеждения: «…через восприятие школьниками прошлого… происходит формирование определенных социальных норм, морали, которые на данный момент преобладают в обществе»2. История является уникальной дисциплиной, которая по-своему формирует сознание и воображение, стереотипы мышления и поведения нового поколения граждан страны3 – считают современные российские и западные ученые, исследователи, педагоги. Какими должны быть учебники по истории XXI века? Как отразить в них современное и постоянно изменяющееся положение в мире и ситуацию в стране? Как эффективно сочетать историческое образование и патриотическое воспитание? Эти важнейшие вопросы в настоящее время не ограничиваются сферой умозрительных рассуждений и активно реализуются в области практической издательской деятельности. Поэтому разработка содержательной основы и принципов построения современных учебников по истории становится особенно актуальной и безотлагательной. Важность данной проблемы обуславливается и тем, что она признается органами власти как одна из общегосударственных4. 1 Шарифжанов И.И. Современные западные школьные учебники как фактор воспитания гражданской позиции // Детство в научных, образовательных и художественных текстах: Опыт прочтения и интерпретации: сб. науч. статей и сообщений / Сост. и отв. редактор А.А. Сальникова. Казань, 2011. С. 45–46. 2 Золотарев О.В. О некоторых проблемах исторического образования в современной России // Историческая наука и образование в России и на Западе: судьбы историков и научных школ. М., 2012. С. 97. 3 См.: Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX–XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М., 2011; Эксле О.Г. «История памяти» – новая парадигма исторической науки // Историческая наука сегодня: Теории, методы, перспективы / Под ред. Л.П. Репиной. М., 2011; Белов М.В. Стереотипы, ментальные карты, имагология: методологические апории // Там же; Eklof B. Russia and the Soviet Union: Schooling, Citizenship and Reach of the State (1870–1945) // Mass Education and the Limits of State-Building, 1870–1945. Basingstoke, 2011. 4 Право выбора: учебники истории не отвечают требованиям времени // Российская газета (далее – РГ). 2012. № 5781 (108) (15 мая 2012 г.); Учебники 4
Стр.5