Федеральная целевая программа
«Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России на 2009– 2013 годы»
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского
ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И ТВОРЧЕСТВО
(вербализация культурных смыслов в тексте)
Коллективная монография
Чита
ЗабГГПУ
2011
Стр.2
УДК 81+82+070
ББК Ш10+Ш40+Ч612.18
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского
государственного гуманитарно-педагогического университета
им. Н. Г. Чернышевского
Рецензенты:
М. А. Маслин, д-р филос. наук, заслуженный профессор,
зав. кафедрой истории русской философии
Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова;
С. С. Имихелова, д-р филол. наук, профессор кафедры русской литературы
Бурятского государственного университета;
Н. В. Орехова, канд. пед. наук, директор Забайкальской краевой универсальной
научной библиотеки им. А. С. Пушкина;
Т. В. Воронченко, д-р филол. наук, профессор, директор Института
филологии и межкультурной коммуникации
Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета
Редакционная коллегия:
И. В. Ерофеева, д-р филол. наук;
А. Е. Горковенко, канд. филол. наук;
С. В. Петухов, канд. филол. наук;
И. А. Романов, канд. филол. наук
Ценности культуры и творчество (вербализация культурных смыслов
в тексте) : коллективная монография / отв. ред. И. В. Ерофеева; Забайкал. гос.
гум.-пед. ун-т. – Чита, 2011. – 291 с.
ISBN 978-5-85158-764-1
Монография посвящена проблеме репрезентации культурных ценностей в
творческом пространстве разных типов текста: художественном и поэтическом,
медиатексте, речевом дискурсе. В центре интереса исследователей находятся вопросы
особенностей языковой личности творца, языковой картины мира, вербализации
культурных смыслов в русской и зарубежной литературе, аксиологического
и когнитивного потенциала медиатекста, диалектики стандарта и творчества, педагогики
креативной деятельности.
Коллективная монография выполнена в рамках федеральной целевой программы
«Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на
2009–2013 годы, при поддержке Министерства образования и науки Российской
Федерации (ГК №П729).
Материалы монографии будут интересны специалистам в области филологии,
межкультурной коммуникации, журналистики, политологии, учащимся
филологических факультетов и факультетов журналистики.
УДК 81+82+070
ISBN 978-5-85158-764-1
ББК Ш10+Ш40+Ч612.18
© ЗабГГПУ, 2011
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................................................................5
МЕНТАЛЬНО-ЯЗЫКОВОЕ ПРОСТРАНСТВО
ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА ....................................................................7
Ахметова Г. Д. Творческая языковая личность как феномен
живого литературного текста ...................................................................7
Камедина Л. В. Духовные смыслы русской культуры
в творчестве Михаила Вишнякова ........................................................36
Горковенко А. Е., Петухов С. В. Дар: художник и творчество.
От Владимира Набокова и Патрика Уайта до Гипертекста .........48
КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕДИАТЕКСТА .......61
Виноградова С. М., Мельник Г. С. Журналистика в системе
современных ценностей ............................................................................61
Ерофеева И. В. Медиатекст как продукт творчества и
пространство национальной культуры ...............................................82
Нигматуллина К. Р. Политические ценности в структуре
медиатекста: имидж и образ страны на телеэкране .......................104
Алефиренко Н. Ф. Культурно-прагматический креатив
медиадискурса .............................................................................................118
ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА И ТВОРЧЕСКАЯ
ЛИЧНОСТЬ .................................................................................................158
Плотникова Л. И. Словотворчество в современном
социокультурном контексте ..................................................................158
Хакимова Е. М. Стандарт и творчество в употреблении лексикофразеологических
единиц современного русского языка
(на материале текстов массовой коммуникации) ............................171
Игнатович Т. Ю. Языковые трансформации в русской
региональной языковой картине мира ..............................................205
ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСТВА ................................................................232
Шестеркина Л. П. Формирование профессиональной
культуры журналистов в процессе обучения...................................232
3
Стр.4
Димитриева В. Д. Становление духовно-нравственной
культуры личности студентов-филологов в условиях
диалога культур ..........................................................................................244
Сергеева В. А. Развитие творческих возможностей
дошкольников и младших школьников при обучении
выразительному чтению на основе преемственности ..................259
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...........................................................................................278
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..................................................281
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ........................................................................289
4
Стр.5
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее время в российском обществе активизируется процесс
восстановления духовных ценностей народов в их историческом
развитии, что обусловливает, в том числе, и научную рефлексию относительно
ценностей культурного наследия. Вертикальная глобализация,
ориентированная на стирание культурных и этнических
различий, ситуация информационно-психологической войны в условиях
проницаемости государственных границ запускают активные
механизмы трансформации духовно-исторического кода нации, что
приводит к противоречивым последствиям. С одной стороны, происходит
интенсификация межкультурного диалога; с другой, размывание
идентичности на всех уровнях ее существования.
Наиболее ярко сфера воздействия представлена в пространстве
текста. Текстопостроение – процесс сложный и не однозначный. Творческая
личность, будучи носителем определенного этно/национального
самосознания, вербализированного в языковой картине мира,
нацелена на репрезентацию исконных смыслов, в результате текст
предстаёт как средство передачи и хранения культурных ценностей,
в адекватных условиях он призван аккумулировать национальную
память. Но закономерности определённой социально-политической
реальности, а также принципы вертикальной глобализации значительно
корректируют традиционную философию.
В условиях необходимости укрепления национальной безопасности
социальная идентичность выступает и объектом её защиты,
и эффективным средством ее реализации. Это означает, что первостепенное
значение приобретают сегодня вопросы, связанные с изучением
аксиологии культуры, языковой (и наивной) картины мира
народа, его исторического пути развития, национальных языков и
литератур, фольклора, массмедиа, выявлением накопленных культурных
традиций, изучением их специфики. Человечество полифонично
и многогранно. Планетарной цивилизации мы интересны
лишь в той мере, в какой сохранили самобытную культуру, вне национального
бытия невозможно существование многоликого мира.
5
Стр.6
Нельзя не учитывать и тот факт, что историческая память органически
связана с менталитетом человека и его национальной картиной
мира. Категоризация действительности, её восприятие и отражение
в продуктах творчества обусловлены ядерными константами отечественной
культуры, чуждые смыслы глобальных информационных
потоков не могут «заставить организм иметь других предков».
Конечно, в процессе реформирования социально-экономической
парадигмы языковая картина мира проявляет себя как относительно
подвижная иерархическая структура, объединяющая некую
совокупность ценностей и идеалов конкретной культуры. Но национальная
модель мира допускает только такую формальную динамику
ценностей, которая соответствует ее базовым структурам, насильственные
видоизменения приводят к аксиологической дезориентации.
Ответ общества на проблемы и вызовы современной социальной
реальности становится созидательным и конструктивным лишь
при условии адекватной культурной артикуляции.
А. Е. Горковенко, И. В. Ерофеева, С. В. Петухов, С. И. Чугунова
(участники федеральной целевой программы
«Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России» на 2009–2013 годы
по проблеме: «Языковая картина мира и творческая личность
в условиях трансграничья»).
6
Стр.7