Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Русский язык и культура речи: нормы современного русского литературного языка (150,00 руб.)

0   0
АвторыЩурина Ю. В., Филинкова Е. О., Трофимова О. В., Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц183
ID211579
АннотацияПособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине «Русский язык и культура речи», предназначено для самостоятельной работы студентов, а также может быть использовано для работы на аудиторных занятиях. Пособие представляет собой первую часть комплекса по дисциплине «Русский язык и культура речи», содержит теоретические сведения и практические задания по таким разделам программы, как «Язык, речь, речевая деятельность», «Понятие о современном русском литературном языке», «Нормы литературного языка», содержит тесты по представленным темам, включает приложения, предлагающие ортологический минимум.
Кому рекомендованоУчебно-методическое пособие предназначено для студентов филологических и нефилологических направлений. Пособие представляет интерес для филологов, редакторов, журналистов, учителей.
ISBN978-5-85158-734-4
УДК482(075.3)
ББКШ 141.2–923
Русский язык и культура речи: нормы современного русского литературного языка : учеб.-метод. пособие / Ю. В. Щурина, Е. О. Филинкова, О. В. Трофимова; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2011 .— 183 с. — ISBN 978-5-85158-734-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/211579 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Пособие представляет собой первую часть комплекса по дисциплине «Русский язык и культура речи», содержит теоретические сведения и практические задания по таким разделам программы, как «Язык, речь, речевая деятельность», «Понятие о современном русском литературном языке», «Нормы литературного языка», содержит тесты по представленным темам, включает приложения, предлагающие ортологический минимум. <...> В пособии изложены теоретические сведения по базовым для культуры речи вопросам: язык – речь – речевая деятельность; современный русский литературный язык; нормы современного русского литературного языка. <...> Осваивать их помогают вопросы и базовые понятия темы, знакомство с которыми предваряет работу с лингвистическими текстами, в которых авторы пособия изложили необходимые сведения по русскому языку и культуре речи. <...> Базовые понятия темы Аудирование (слушание) вид речевой деятельности, когда воспринимается содержание звучащей речи (на известном языке) Говорение вид речевой деятельности, когда говорящий использует язык, чтобы высказать нужную информацию Диалог разговор двух и более лиц Монолог высказывание одного лица Письмо вид речевой деятельности, когда содержание фиксируется с помощью графических знаков – букв Речевая деятельность деятельность человека, обеспечивающая общение на естественном языке Речь конкретное говорение, протекающее во времени и имеющее форму (звуковую или письменную) Чтение вид речевой деятельности, когда происходит декодирование графических знаков для получения информации Язык это социально обработанная, исторически изменчивая знаковая система, служащая основным средством общения 7 <...> Только к устной речи применимы орфоэпические нормы (нормы произношения). <...> Этапы речевой деятельности Речевая деятельность – это активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи или приема сообщения, т. е <...>
Русский_язык_и_культура_речи_нормы_современного_русского_литературного_языка_.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ: НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Учебно-методическое пособие Чита ЗабГГПУ 2011
Стр.2
УДК 482 (075.3) ББК Ш 141.2 – 923 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского Ответственный за выпуск С. Е. Старостина, канд. пед. наук, доцент, проректор по учебной работе ЗабГГПУ Рецензенты: Е. И. Пляскина, канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания ЗабГГПУ; Б. Б. Аюшеев, канд. филол. наук, ст. преподаватель Лингвистического центра Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В. Р. Филиппова Авторы: Ю. В. Щурина, Е. О. Филинкова, О. В. Трофимова, Ц. Р. Цыдендамбаева, Ю. В. Биктимирова Русский язык и культура речи: нормы современного русского литературного языка : учеб.-метод. пособие для студ. / Ю. В. Щурина [и др.] ; под общ. ред. Е. О. Филинковой, Ю. В. Щуриной ; предисл. Л. В. Черепановой ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2011. – 182 с. ISBN 978-5-85158-734-4 Учебно-методическое пособие предназначено для студентов филологических и нефилологических направлений; пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине «Русский язык и культура речи», предназначено для самостоятельной работы студентов, а также может быть использовано для работы на аудиторных занятиях. Пособие представляет собой первую часть комплекса по дисциплине «Русский язык и культура речи», содержит теоретические сведения и практические задания по таким разделам программы, как «Язык, речь, речевая деятельность», «Понятие о современном русском литературном языке», «Нормы литературного языка», содержит тесты по представленным темам, включает приложения, предлагающие ортологический минимум. Пособие представляет интерес для филологов, редакторов, журналистов, учителей. УДК 482 (075.3) ББК Ш 141.2 – 923 ISBN 978-5-85158-734-4 © ЗабГГПУ, 2011
Стр.3
Оглавление Предисловие Раздел 1. Язык, речь, речевая деятельность 5 7 Тема 1. Понятия «язык», «речь», «речевая деятельность» . . . . . . . . 7 Раздел 2. Понятие о современном русском литературном языке Тема 1. Понятие о современном русском литературном языке Раздел 3. Нормы современного русского литературного языка 16 16 29 Тема 1. Понятие «культура речи». Природа норм современного русского литературного языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 Тема 2. Орфоэпические нормы ............................. 56 Тема 3. Нормы словоупотребления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68 Тема 4. Морфологические нормы ......................... 100 Тема 5. Синтаксические нормы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116 Раздел 4. Тесты по нормам современного русского литературного языка и навыкам работы со словарями Инструкция по выполнению тестов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162 Список литературы Приложение 130 163 168 Приложение 1. Словарь терминов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168 Приложение 2. Акцентологический минимум. . . . . . . . . . . . . . . . 174 Приложение 3. Орфоэпический минимум ................... 176 Приложение 4. Лексический минимум. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179 3
Стр.4
Предисловие Издание адресовано студентам различных направлений, изучающим курс «Русский язык и культура речи» в рамках дисциплин гуманитарного цикла. Знание родного языка, речевая культура – неотъемлемые показатели культуры человека. Углубление знаний языка, совершенствование речевой культуры, навыков общения происходит на протяжении всей его жизни. Главная цель этого пособия – помочь студентам повысить собственную речевую культуру, научиться самостоятельно добывать знания, размышлять, анализировать, сопоставлять разные точки зрения, факты, мысли. В пособии изложены теоретические сведения по базовым для культуры речи вопросам: язык – речь – речевая деятельность; современный русский литературный язык; нормы современного русского литературного языка. Теоретические сведения отобраны с учетом потребностей студентов. Осваивать их помогают вопросы и базовые понятия темы, знакомство с которыми предваряет работу с лингвистическими текстами, в которых авторы пособия изложили необходимые сведения по русскому языку и культуре речи. Немаловажную роль в смысловой переработке текстов играют Вопросы для самоконтроля, отвечая на которые студенты смогут проверить свои знания, их осознанность. Расширяют объем теоретических сведений Тексты для чтения и анализа. Чтение научного лингвистического текста – сложная, необходимая человеку деятельность. Известно, что иногда человек не усваивает до 65% информации, заложенной в тексте. Поэтому умение понимать текст, извлекать из него необходимую информацию – важнейшие коммуникативные умения, которым нужно специально учиться. Для этого в пособии даны не только Тексты для чтения и анализа с вопросами, помогающими осмыслить их содержание, но и материалы К размышлению. Эти мате5
Стр.6
риалы занимают особое место в пособии. В них авторами представлены высказывания великих людей (Цицерона, Д. С. Лихачева и др.), над которыми предлагается подумать и высказать свое мнение. Обсуждение таких высказываний может стать началом дискуссии на занятии, участвуя в которой студенты могут совершенствовать свои коммуникативно-речевые умения, демонстрировать владение нормами русского литературного языка, коммуникативными стратегиями и тактиками, фигурами и тропами речи. Учебно-методическое пособие имеет ярко выраженную практическую направленность. Авторы по каждой теме предлагают большое число практических упражнений и задач, решая которые студенты осмысляют свою речевую деятельность, анализируют собственное владение русским языком. Представляется, что работа с этой учебной книгой позволит студентам обогатить свои знания о русском языке, культуре речи и риторике, совершенствовать умения и навыки речевого общения в разных сферах и ситуациях общения, умения и навыки информационной переработки текстов, самостоятельной учебно-познавательной деятельности и, в конечном счете, повысить свой уровень речевой культуры. Л. В. Черепанова, д-р пед. наук, проф. кафедры русского языка и методики его преподавания ЗабГГПУ 6
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.