О. Б. СИМАТОВА
КАК ВОСПИТАТЬ
ПОКОЛЕНИЕ НЕЗАВИСИМЫХ
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. <...> О. Б. СИМАТОВА
КАК ВОСПИТАТЬ
ПОКОЛЕНИЕ НЕЗАВИСИМЫХ
(возможности участников образовательного процесса
в профилактике зависимого поведения детей и подростков)
Чита
ЗабГГПУ
2011
УДК 370. <...> М. И. Гомбоева, доктор культурологии,
проректор по научной работе ЗабГГПУ
Рецензенты <...> И. В. Ярославцева, доктор психологических наук, профессор, ИГУ
С 370
Симатова, О. Б.
Как воспитать поколение независимых (возможности участников образовательного процесса в профилактике зависимого поведения
детей и подростков) / О. Б. Симатова; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. <...> Зависимое поведение – специфический тип
поведенческих отклонений . <...> Профилактика зависимого поведения в образовательной среде . <...> Н. Г. Чернышевского совместно с Законодательным собранием и органами управления образованием Забайкальского края проводит масштабную работу, направленную на
воспитание молодого поколения, самостоятельно, ответственно и
творчески относящегося к своей жизни. <...> И. И. Катанаев
5
Предисловие
Высокая актуальность проблемы зависимого поведения обусловлена распространенностью данного вида поведенческих отклонений, постоянным появлением его новых форм, омоложением
контингента зависимых (аддиктов), а также низкой эффективностью профилактических и реабилитационных мероприятий. <...> Именно тогда человек и обращается к помощи своеобразных «костылей», в роли которых выступают различные объекты
зависимости (алкоголь, сигареты, наркотик, компьютер, азартные
игры и т. д.) <...> Отсутствие специальных
знаний и навыков здорового образа жизни, а также современных
социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения – родителей, педагогов – не позволяет им оказывать результативное воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку [50, с. <...> Причина развития аддиктивного поведения заключается <...>
Как_воспитать_поколение_независимых_(возможности_участников_образовательного_процесса_в_профилактике_зависимого_поведения_детей_и_подростков).pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского
О. Б. СИМАТОВА
КАК ВОСПИТАТЬ
ПОКОЛЕНИЕ НЕЗАВИСИМЫХ
(возможности участников образовательного процесса
в профилактике зависимого поведения детей и подростков)
Чита
ЗабГГПУ
2011
Стр.2
УДК 370. 153
ББК Ч 421. 33 + Ю 984. 01
С 370
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск
М. И. Гомбоева, доктор культурологии,
проректор по научной работе ЗабГГПУ
Рецензенты
Н. В. Говорин, доктор медицинских наук, профессор, ЧГМА;
Т. К. Клименко, доктор педагогических наук, профессор, ЗабГГПУ;
И. В. Ярославцева, доктор психологических наук, профессор, ИГУ
Симатова, О. Б.
С 370
Как воспитать поколение независимых (возможности участников
образовательного процесса в профилактике зависимого поведения
детей и подростков) / О. Б. Симатова; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита,
2011. – 144 с.
ISBN 978-5-85158-723-8
Книга посвящена проблеме зависимого поведения детей и подростков.
Особое внимание в ней уделено роли семьи и школы в предупреждении
разного рода зависимостей.
Материалы книги позволят родителям и сотрудникам образовательных
учреждений получить целостное представление о сущности проблемы
зависимого поведения, о собственных возможностях в его предупреждении,
помогут получить практические рекомендации по осуществлению профилактики
в образовательной среде и в семье.
Книга адресована, прежде всего, участникам образовательного процесса
(работникам образовательных учреждений, родителям, учащимся
подросткового и старшего школьного возраста). Работа может представлять
интерес для специалистов различного профиля, занимающихся вопросами
профилактики зависимого поведения детей и подростков.
УДК 370. 153
ББК Ч 421. 33 + Ю 984. 01
© ЗабГГПУ, 2011
ISBN 978-5-85158-723-8
© Симатова О. Б., 2011
Стр.3
Оглавление
Предисловие ...................................................... 6
Глава 1. Зависимое поведение – специфический тип
поведенческих отклонений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Зависимое поведение – что это?.................................... 8
Почему возникает зависимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Деструктивная сущность зависимости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Множество масок зависимости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Как развивается зависимость ..................................... 20
Что способствует и препятствует возникновению зависимости ........ 23
Что такое профилактика зависимости.............................. 26
Основные направления профилактики зависимого поведения.......... 30
Период взросления – адресат профилактики ........................ 34
Подростковые поведенческие реакции как фактор риска
зависимого поведения ........................................... 36
Глава 2. Профилактика зависимого поведения в образовательной среде . . . .41
Зависимое поведение как педагогическая проблема . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Школа как фактор риска зависимого поведения...................... 43
Сущность профилактической работы и проблемы
ее организации в образовательных учреждениях..................... 47
Принципы и условия эффективности профилактической работы . . . . . . . 50
Возможности профилактической деятельности
педагогических работников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Формы и методы профилактической работы ........................ 56
Профилактика на уроке.......................................... 58
Критерии эффективности педагогической профилактики . . . . . . . . . . . . . 61
Личность педагога, осуществляющего профилактику ................ 63
Работа в школе с детьми группы риска ............................. 67
Система профилактики зависимого поведения подростков в школе . . . . . 70
Глава 3. Семья как основной фактор профилактики
зависимого поведения ............................................ 79
Все начинается в семье… ........................................ 79
Проблемные семьи – путь к зависимости........................... 83
Как в семье поддерживается зависимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
Опасности неправильного семейного воспитания.................... 92
Дети – зеркало семьи............................................ 98
Сигналы тревоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
У нас одна цель… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
Семья – основное звено в системе профилактики зависимости........ 111
Принципы позитивного воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Заключение................................................... 119
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
3
Стр.4
Дорогие друзья!
2011 год в Забайкальском крае объявлен «Годом подростка –
поколения будущего».
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского совместно с Законодательным
собранием и органами управления образованием Забайкальского
края проводит масштабную работу, направленную на
воспитание молодого поколения, самостоятельно, ответственно и
творчески относящегося к своей жизни.
В этом деле мы стараемся всячески поддержать инициативу
всех неравнодушных к этому процессу. Так, в 2010 году результатом
взаимодействия Министерства образования, науки и молодежной
политики Забайкальского края, ЗабГГПУ и ЧГМА стали опубликованные
методические рекомендации для педагогических работников
«Основы первичной профилактики употребления психоактивных
веществ в образовательной среде».
Учитывая значимость и актуальность настоящей книги,
ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского советует использовать ее в своей
работе руководителям образовательных учреждений, педагогам,
психологам, воспитателям и, конечно, родителям.
Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество со всеми, кто
занимается обучением, воспитанием, развитием детей и подростков,
для достижения общей цели – воспитания здорового, духовно-нравственного
и независимого поколения.
С уважением, ректор ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского
И. И. Катанаев
5
Стр.6