В. И. Кузнецов
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
В ПРОЦЕССЕ УРОКОВ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. <...> В. И. Кузнецов
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
В ПРОЦЕССЕ УРОКОВ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Часть I
Рекомендовано Учебно-методическим объединением
по специальностям педагогического образования
в качестве учебного пособия для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по специальности
050720.65 Физическая культура
Чита
ЗабГГПУ
2010
УДК 796-05.072.2(075.8)
ББК Ч510 Я73
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского
государственного гуманитарно-педагогического университета
им. <...> Учебно-методическое пособие предназначено для учителей физической культуры общеобразовательных школ, специалистов в области физической культуры и спорта, а также преподавателей, аспирантов и студентов высших и средних учебных заведений. <...> В итоге этого имеется низкий процент (2–5%) детей и подростков, активно осваивающих ценности физической культуры, и происходит процесс деградации российских детей (Бальсевич В. К., 2006; Спирин В. К.,
2008). <...> Повышение функциональных возможностей организма школьников, сохранение и укрепление их здоровья – важнейшая задача общества. <...> В соответствии с этим содержание государственного стандарта по
физической культуре (2004) направлено на формирование в начальной
школе культуры здоровья; в основной технической и в средней (полной)
школе социально-ориентированной ключевой компетенции (Примерные
программы по физической культуре, 2006). <...> Модернизация учебного процесса в подготовке учителей и тренеров по физической культуре и спорту в контексте Болонского процесса,
использования компетентной модели специалиста вместо квалификационной требует знания содержания инновационных технологий в области
преподавания физической культуры в образовательных учреждениях и
спортивной тренировки. <...> Специалист должен уметь <...>
Формирование_культуры_здоровья_в_процессе_уроков_физической_культуры_в_начальной_школе_учеб.-метод._пособие._В_2_ч..pdf
В. И. Кузнецов
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
В ПРОЦЕССЕ УРОКОВ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Стр.1
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского
В. И. Кузнецов
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
В ПРОЦЕССЕ УРОКОВ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Часть I
Рекомендовано Учебно-методическим объединением
по специальностям педагогического образования
в качестве учебного пособия для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по специальности
050720.65 Физическая культура
Чита
ЗабГГПУ
2010
Стр.2
УДК 796-05.072.2(075.8)
ББК Ч510 Я73
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского
государственного гуманитарно-педагогического университета
им. Н. Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск: И.И. Катанаев, канд. физ.-мат. наук,
ректор ЗабГГПУ
Рецензенты: А. Г. Покацкий, канд. пед. наук, доцент, заместитель
директора по научно-исследовательской работе
Иркутского филиала Российского государственного
университета физической культуры,
спорта и туризма;
Д. Ц. Дугарова, д-р пед. наук, профессор, директор
института управления развитием образования Забайкальского
государственного гуманитарнопедагогического
университета
Кузнецов В. И.
Формирование культуры здоровья в процессе уроков физической
культуры в начальной школе: учеб.-метод. пособие. В 2 ч. / Забайкал.
гос. гум.-пед. ун-т. – 2-е изд., стер. – Чита, 2010. – Ч. I. – 168 с.
ISBN 978-5-85158-670-5
В учебно-методическом пособии представлено обоснование
актуальности повышения целенаправленной двигательной активности
посредством обучения умениям и навыкам самостоятельного выполнения
физических упражнений по физической культуре, способствующих
формированию культуры здоровья, здоровому образу жизни
детей.
Раскрыты требования к моделированию учебновоспитательного
процесса по физической культуре на современном
этапе на основе использования ключевых компетенций, модульного
обучения, разработки модульных рабочих программ для детей
начальной школы.
Учебно-методическое пособие предназначено для учителей физической
культуры общеобразовательных школ, специалистов в области
физической культуры и спорта, а также преподавателей, аспирантов
и студентов высших и средних учебных заведений.
УДК 796-05.072.2(075.8)
ББК Ч510 Я73
ISBN 978-5-85158-670-5
© ЗабГГПУ, 2010
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .......................................................................................................... 5
Глава I. Ключевые компетентности в образовательном процессе по
физической культуре в школах ..................................................................... 8
Глава II. Модульное обучение в формировании ключевых
компетентностей по физической культуре ................................................ 22
Глава III. Формирование культуры здоровья в образовательном
пространстве школ ........................................................................................ 42
Глава IV. Характеристика содержания физической культуры в
начальной школе ........................................................................................... 62
Глава V. Педагогические основы моделирования образовательной
среды по физической культуре в начальной школе ................................. 77
Заключение .................................................................................................. 98
Библиографический список ...................................................................... 99
Приложение I ............................................................................................. 114
Приложение II ........................................................................................... 154
3
Стр.5