Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Лингвистическое краеведение Забайкалья (150,00 руб.)

0   0
Первый авторАбросимова О. Л.
АвторыЗабайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц87
ID211515
АннотацияВ учебно-методическом пособии рассмотрены различные аспекты лингвистического краеведения Забайкалья: особенности забайкальских говоров, топонимика Забайкалья, язык забайкальского фольклора и произведений забайкальских писателей.
Кому рекомендованоИздание, безусловно, будет полезно как студентам, так и учителям-словесникам при реализации национально-регионального компонента образования.
ISBN978-5-85158-463-3
УДК913(Заб)(075.3)
ББКШ 1я73
Абросимова, О. Л. Лингвистическое краеведение Забайкалья : учеб.-метод. пособие / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; О. Л. Абросимова .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2009 .— 87 с. — ISBN 978-5-85158-463-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/211515 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О. Л. Абросимова ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ЗАБАЙКАЛЬЯ Учебно-методическое пособие Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. <...> О.Л. Абросимова ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ЗАБАЙКАЛЬЯ Учебно-методическое пособие Чита 2009 УДК 913(Заб)(075.3) ББК Ш 1я73 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского гуманитарнопедагогического университета им. <...> Н.Г. Чернышевского Рецензенты: Е.И. Пляскина, канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания ЗабГГПУ; <...> Л.М. Любимова, канд. филол. наук, доцент, зав. кафедрой теоретической и прикладной лингвистики ЧитГУ Ответственный за выпуск А.А. Томских, канд. геогр. наук, доцент, первый проректор ЗабГГПУ Абросимова О.Л. <...> Региональные памятники деловой письменности ………………...... Упражнения к разделу «Говоры Читинской области в диахронном аспекте. <...> Упражнения к разделу «Язык произведений забайкальских авторов. <...> В процессе изучения лингвистического краеведения в вузе студенты должны: – ознакомиться с основными и дополнительными направлениями лингвокраеведческой работы в школе; – овладеть разнообразными формами её организации; – усвоить фонетические, грамматические, лексические особенности говоров Читинской области в синхронном и диахронном аспектах; – определить пути развития говоров Читинской области; – выявить языковые элементы, заимствованные из монгольского, бурятского, тунгусского языков, говора ононских хамниган; – научиться анализировать языковые черты забайкальских скорописных памятников XVII–XVIII вв.; – рассмотреть использование региональных языковых элементов в художественных произведениях забайкальских авторов и в фольклоре; – получить знания по региональной топонимике. <...> Материал в пособии скомпонован в соответствии с 4 основными разделами программы: «Говоры Читинской области в синхронном аспекте», «Говоры Читинской области в диахронном аспекте. <...> Региональные памятники деловой письменности <...>
Лингвистическое_краеведение_Забайкалья.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского О.Л. Абросимова ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ЗАБАЙКАЛЬЯ Учебно-методическое пособие Чита 2009
Стр.2
УДК 913(Заб)(075.3) ББК Ш 1я73 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского гуманитарнопедагогического университета им. Н.Г. Чернышевского Рецензенты: Е.И. Пляскина, канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания ЗабГГПУ; Л.М. Любимова, канд. филол. наук, доцент, зав. кафедрой теоретической и прикладной лингвистики ЧитГУ Ответственный за выпуск А.А. Томских, канд. геогр. наук, доцент, первый проректор ЗабГГПУ Абросимова О.Л. Лингвистическое краеведение Забайкалья: учебно-методическое пособие / О.Л. Абросимова; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2009. – 86 с. ISBN 978-5-85158-463-3 В учебно-методическом пособии рассмотрены различные аспекты лингвистического краеведения Забайкалья: особенности забайкальских говоров, топонимика Забайкалья, язык забайкальского фольклора и произведений забайкальских писателей. Издание, безусловно, будет полезно как студентам, так и учителям-словесникам при реализации национально-регионального компонента образования. УДК 913(Заб)(075.3) ББК Ш 1я73 ISBN 978-5-85158-463-3 ©Абросимова О.Л., 2009 ©ЗабГГПУ, 2009
Стр.3
Содержание Введение …………………………………………………………….. Программа курса «Лингвистическое краеведение Забайкалья» Библиографический список ………………………………………… Понятие о лингвистическом краеведении ………………………... Раздел 1. Говоры Читинской области в синхронном аспекте. Структура русских говоров Забайкалья ……………………………......... Упражнения к разделу «Говоры Читинской области в синхронном аспекте» …………………………………………………………. Раздел 2. Говоры Читинской области в диахронном аспекте. Региональные памятники деловой письменности ………………...... Упражнения к разделу «Говоры Читинской области в диахронном аспекте. Региональные памятники деловой письменности» Раздел 3. Топонимия Забайкалья …………………………….......... Упражнения к разделу «Топонимия Забайкалья» ………........... Раздел 4. Язык произведений забайкальских авторов. Язык забайкальского фольклора ………………………………………………. Упражнения к разделу «Язык произведений забайкальских авторов. Язык фольклора» ……………………………………………... Приложение ……………………………………………………....... 4 5 8 15 17 28 38 42 44 51 53 61 64 3
Стр.4
ВВедение Лингвистическое краеведение в последнее время прочно вошло в программы вузов. Этот курс имеет очень большое значение, так как помогает обратиться к истокам русской национальной культуры, осознать богатсво русского национального языка, осмыслить региональные языковые особенности. В процессе изучения лингвистического краеведения в вузе студенты должны: – ознакомиться с основными и дополнительными направлениями лингвокраеведческой работы в школе; – овладеть разнообразными формами её организации; – усвоить фонетические, грамматические, лексические особенности говоров Читинской области в синхронном и диахронном аспектах; – определить пути развития говоров Читинской области; – выявить языковые элементы, заимствованные из монгольского, бурятского, тунгусского языков, говора ононских хамниган; – научиться анализировать языковые черты забайкальских скорописных памятников XVII–XVIII вв.; – рассмотреть использование региональных языковых элементов в художественных произведениях забайкальских авторов и в фольклоре; – получить знания по региональной топонимике. Сложность этого предмета заключается в том, что многие вопросы до конца не изучены лингвистами. Проблемность, гипотетичность стали самыми главными его чертами. Пособие состоит из авторской программы по лингвистическому краеведению Забайкалья, теоретической части, комплекса упражнений, который был разработан в соответствии с основными положениями программы, и приложения, представляющего собой тексты, предназначенные для самостоятельного анализа. В пособии мы попытались представить тот теоретический материал, который позволит студентам увидеть многообразие подходов в решении некоторых проблем лингвистического краеведения и получить знания по основным пунктам программы. Некоторые части программы, которые требуют только систематизации опубликованного в разных источниках материала, вынесены для самостоятельного изучения. Материал в пособии скомпонован в соответствии с 4 основными разделами программы: «Говоры Читинской области в синхронном аспекте», «Говоры Читинской области в диахронном аспекте. Региональные памятники деловой письменности», «Региональная ономастика (топонимика)», «Язык произведений забайкальских авторов. Язык фольклора». В каждом разделе после теоретической части приводится система упражнений, которая позволит студентам закрепить полученные знания на практике. Пособие предназначено для студентов филологического факультета, учителей русского языка и литературы. 4
Стр.5