В.Н. ПРОКОФЬЕВА
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ДЕТЕЙ 5–7 ЛЕТ
С УЧЕТОМ СОМАТИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗМА
Забайкальский государственный гумнитарно-педагогический
университет им. <...> В.Н. ПРОКОФЬЕВА
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ДЕТЕЙ 5–7 ЛЕТ
С УЧЕТОМ СОМАТИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗМА
Чита 2008
УДК 372.212.1 (075.3)
ББК Ч 411.354 я73
П 805
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. <...> Моделирование физкультурно-оздоровительных
занятий с детьми 5–7-летнего возраста разных соматотипов ..........82
3.1. <...> Вырисовывается новая концепция однотипности
ответных реакций на физические нагрузки у детей, объединенных габаритным и компонентным варьированием их соматических показателей,
а также общностью ростовых процессов по скорости развертки их генетической программы (Бальсевич В.К., Запорожанов В.А., 1987; Губа В.П., 2003). <...> Поэтому следует ограничивать
применение силовых упражнений, тренировочных нагрузок на выносливость, строго регламентировать длительность занятий (Фарфель В.В., 1959;
Филин В.П., Фомин Н.А., 1980; Бальсевич В.К., Запорожанов В.А., 1987). <...> Возрастной интервал 5–7 лет, как показали
исследования многих авторов (Бальсевич В.К., Запорожанов В.А., 1987;
Гужаловский А.А., 1987; Лях В.И., 1990), наиболее благоприятен для
закладки практически всех физических и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности человека. <...> В этот период активно происходит морфологическая перестройка
и совершенствование органов и систем организма, психическое развитие,
адаптация к внешней среде физиологических систем, в едином комплексе
развиваются нервная система и двигательный аппарат (Волков Л.В.,
1975; Гужаловский А.А., 1987; Бальсевич В.К., 1987; Бальсевич В.К., Запорожанов В.А., 1987 и др.) <...> Процесс физического воспитания детей необходимо строить с учетом всех этих особенностей, которые объединены в конституциональных типах детей и создают резервные возможности их организма (Безруких М.М <...>
Физическое_воспитание_детей_5-7_лет_с_учетом_соматических_особенностей_организма_учебное_пособие__А.А._Кореневская,_В.Н._Прокофьева_;_Забайкал._гос._гум-пед._ун-т._.pdf
А.А. КОРЕНЕВСКАЯ
В.Н. ПРОКОФЬЕВА
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ДЕТЕЙ 5–7 ЛЕТ
С УЧЕТОМ СОМАТИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗМА
Стр.1
Забайкальский государственный гумнитарно-педагогический
университет им. Н.Г. Чернышевского
А.А. КОРЕНЕВСКАЯ
В.Н. ПРОКОФЬЕВА
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ДЕТЕЙ 5–7 ЛЕТ
С УЧЕТОМ СОМАТИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗМА
Чита 2008
Стр.2
УДК 372.212.1 (075.3)
ББК Ч 411.354 я73
П 805
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического
университета им. Н.Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск: М.В. Константинов, доктор исторических наук,
профессор, проректор по научной работе ЗабГГПУ
Рецензенты: К.Г. Эрдынеева, доктор педагогических наук, профессор, ЧитГУ;
А.А. Сахиуллин, доктор педагогических наук, доцент,
директор Иркутского техникума физической культуры
Кореневская А.А.
П 805. Физическое воспитание детей 5-7 лет с учетом соматических особенностей
организма: учебное пособие / А.А. Кореневская, В.Н. Прокофьева ; Забайкал.
гос. гум-пед. ун-т. – Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2008. – 250 с.
ISBN 978-5-85158-350-6
Учебное пособие разработано в научно-исследовательской лаборатории
«Моделирование содержания и медико-биологическое обоснование физической
культуры и спорта» Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического
университета. В пособие рассматривается модель построения занятий по физическому
воспитанию у детей 5−7 лет в дошкольных образовательных учреждениях с
учетом соматических особенностей организма. Модель учебно-воспитательного
процесса прошла апробацию и рекомендуется для воспитателей физического воспитания,
методистов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений,
учителей физической культуры, а также для студентов, аспирантов, преподавателей
средних и высших учебных заведений физической культуры.
УДК 372.212.1 (075.3)
ББК Ч 411.354 я73
ISBN 978-5-85158-350-6
© А.А. Кореневская, 2008
© В.Н. Прокофьева, 2008
©ЗабГГПУ, 2008
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .......................................................................................................... 5
ГЛАВА I. Обоснование содержания процесса .................................... 14
1.1. Инновационные подходы к физическому воспитанию детей в
дошкольных образовательных учреждениях ......................................... 14
1.2. Регуляция сердечно-сосудистой системы у детей 5−7 лет ............ 23
1.3. Энергетика мышечного сокращения в дошкольном возрасте .......... 42
ГЛАВА II. Индивидуальный и дифференцированный подход
в физическом воспитании детей дошкольного возраста .................... 54
ГЛАВА III. Моделирование физкультурно-оздоровительных
занятий с детьми 5–7-летнего возраста разных соматотипов .......... 82
3.1. Двигательная активность детей 5–7 лет в дошкольном
образовательном учреждении .................................................................. 82
3.2. Содержание занятий по физическому воспитанию у детей
дошкольного возраста ............................................................................... 97
ГЛАВА IV. Динамика показателей физического развития,
физической подготовленности и функциональных возможностей
организма детей дошкольного возраста............................................... 147
4.1. Особенности изменения физического развития детей различных
соматотипов в течение учебного года ................................................... 147
4.2. Динамика физической подготовленности детей 5−7 лет разных
соматотипов ............................................................................................. 165
4.3. Динамика функциональных возможностей организма
дошкольников на протяжении учебного года ...................................... 193
Заключение ................................................................................................ 220
Библиографический список .................................................................... 221
3
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время на смену индивидуального подхода, который
полностью оправдал себя при работе со спортсменами высокого уровня,
формируется типовой конституциональный подход для работы с детскими
коллективами. Вырисовывается новая концепция однотипности
ответных реакций на физические нагрузки у детей, объединенных габаритным
и компонентным варьированием их соматических показателей,
а также общностью ростовых процессов по скорости развертки их генетической
программы (Бальсевич В.К., Запорожанов В.А., 1987; Губа
В.П., 2003).
Однако при дозировании физических нагрузок необходимо проявлять
определенную осторожность: у ребенка ещё не завершился процесс
формирования двигательного аппарата. Поэтому следует ограничивать
применение силовых упражнений, тренировочных нагрузок на выносливость,
строго регламентировать длительность занятий (Фарфель В.В., 1959;
Филин В.П., Фомин Н.А., 1980; Бальсевич В.К., Запорожанов В.А., 1987).
На занятиях с дошкольниками для развития ловкости и координации
необходимо чаще применять разнообразные, новые или необычные сочетания
движений. Одно и то же упражнение можно использовать как для
обучения двигательному умению, так и для развития координационных и
физических способностей. Иначе говоря, по своему воздействию применяемые
упражнения в дошкольном возрасте должны носить генерализованный
характер, а их воздействие на двигательные умения (бег, прыжки,
метания и т.д.) или физические способности – определяться только методической
направленностью. Умелое сочетание на занятиях по физическому
воспитанию развития координационных и физических способностей,
особенно скоростных и скоростно-силовых, – отличительная черта хорошо
организованного педагогического процесса и предпосылка гармоничного
психомоторного развития ребенка.
По мнению многих авторов, основными методами развития двигательных
способностей в дошкольном возрасте являются стандартноповторный
и вариативный (переменный). Необходимым условием при
развитии физических способностей у детей выступает варьирование выполнения
движений и условий выполнения упражнения (Матвеев Л.П.,
1964; Лях В.И., 1990; Матвеев Л.П., 1991).
5
Стр.7