МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ПГУ)
Факультет экономики и управления
Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»
А. И. Дралин, С. Г. Михнева
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ОТНОШЕНИЯ
Учебное пособие
Рекомендовано
УМО вузов России по образованию в области финансов,
учета и мировой экономики в качестве учебного пособия
для студентов, обучающихся по направлению «Экономика»
В двух частях
ЧАСТЬ I
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Пенза
Издательство ПГУ
2012
1
Стр.1
УДК 339.9(075)
Д72
Рец енз е нты :
доктор экономических наук, профессор,
заведующая кафедрой мировой экономики и экономической теории
Волгоградского государственного технического университета
Л. С. Шаховская;
доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики и управления
Пензенского государственного университета
В. М. Володин;
кандидат экономических наук, профессор кафедры теоретической экономики
и международных экономических отношений
Самарского государственного экономического университета
Л. В. Левченко;
кандидат экономических наук, доцент кафедры международных
валютно-кредитных отношений Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации (г. Москва)
А. А. Новицкая
Дралин, А. И.
Д72
Мировая экономика и международные экономические отношения
: учеб. пособие : в 2 ч. Ч. I. Мировая экономика / А. И. Дралин,
С. Г. Михнева. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2012. – 208 с.
ISBN 978-5-94170-474-4 (ч. 1)
ISBN 978-5-94170-473-6
Пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего
поколения по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация
(степень) «бакалавр»).
В основу формирования пособия положен компетентностный подход и
использование методов современных образовательных технологий. Издание
содержит темы учебной дисциплины и их содержание; лекции в виде содержательно-логических
схем и понятийно-категориального аппарата, отражающих
логику рассматриваемых вопросов; методические указания по организации
аудиторной и самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов; темы
семинарских занятий и задания для самостоятельной работы; примерную
тематику курсовых работ и методические указания по выполнению курсовой
работы; тесты и задания для проверки знаний, экзаменационные вопросы;
список рекомендуемой литературы и предметный указатель.
Подготовлено на кафедре «Экономическая теория и мировая экономика»
Пензенского государственного университета. Рекомендуется для студентов
экономических специальностей и направления подготовки 080100
«Экономика» (квалификация «бакалавр»), а также для студентов других
специальностей, изучающих дисциплину «Мировая экономика», преподавателей,
аспирантов и специалистов по мировой экономике, международным
экономическим отношениям и внешнеэкономическим связям.
УДК 339.9(075)
ISBN 978-5-94170-474-4 (ч. 1)
ISBN 978-5-94170-473-6
2
© Пензенский государственный
университет, 2012
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................. 4
ТЕМЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ .................................. 7
ЛЕКЦИИ ................................................................................................................... 11
Тема 1. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: СУЩНОСТЬ, СУБЪЕКТЫ
И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ..................................................................... 11
Тема 2. ТЕОРИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ ....................................................... 22
Тема 3. СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ ................. 26
Тема 4. ЭКОНОМИКА ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН МИРА ......................................... 41
Тема 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА .......................................... 50
Тема 6. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ ..................................................................................... 58
Тема 7. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
И ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ ......... 72
Тема 8. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ........................ 93
Тема 9. РЕСУРСНАЯ БАЗА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ:
ПРИРОДНО- РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ......................................................... 106
Тема 10. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ ................... 111
Тема 11. РЕСУРСЫ ЗНАНИЙ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ ............................ 115
Тема 12. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ................................. 123
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРНОЙ
И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ........ 126
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ................................................................... 139
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ............................................................... 141
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ .............................................. 181
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ...................................................... 184
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ (ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ) ......................... 193
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ................................................. 195
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ .................................................................................... 198
СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ ....................................................................................... 202
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
«Мировая экономика» («МЭ») является частью учебной дисциплины
«Мировая экономика и международные экономические отношения» («Мировая
экономика и МЭО») и относится к базовой части профессионального
цикла (Б.3.1.11) Федерального государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования третьего поколения
по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень)
«бакалавр»).
Дисциплина «Мировая экономика и МЭО» основывается на ранее
изученных студентами дисциплинах «Макроэкономика», «Статистика»
и является основой для изучения дисциплин профессионального цикла
(вариативная часть): «Международный бизнес», «Внешнеэкономическая
деятельность», «Международные валютно-кредитные отношения» – и дисциплин
профиля «Мировая экономика», таких как «МЭО глобальной экономики»,
«Таможенное регулирование», «Регулирование внешнеэкономической
деятельности» и др.
Целью курса является формирование фундаментальных знаний
об основных направлениях и особенностях развития мировой экономики и
международных экономических отношений в условиях глобализации.
Задачи курса:
формирование знаний о становлении и сущности мирового хозяйства,
его основных субъектах, о системе и формах международных экономических
отношений;
выработка системного подхода к анализу международного разделения
труда как движущей силы развития производственных, инвестиционных,
торговых и других мирохозяйственных связей;
осмысление глобализации экономической деятельности как качественно
нового этапа развития мировой экономики, ее позитивных и негативных
сторон для международных экономических отношений на глобальном
и региональном уровнях;
формирование знаний об особенностях национальных и региональных
моделей экономического развития, о положении в мировом хозяйстве
различных групп государств;
уяснение теории и оценки современных концепций развития мирового
хозяйства.
В основу формирования учебного пособия (УП) положен компетентностный
подход, который подразумевает способность применять знания,
умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной
области, продуктивно действовать в различных проблемных, в том числе
профессиональных, ситуациях.
4
Стр.4
Дисциплина «Мировая экономика и МЭО» направлена на формирование
следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
–
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу,
восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
(ОК-1);
– умеет использовать нормативные правовые документы в своей
деятельности (ОК-5);
– способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную
и письменную речь (ОК-6);
– владеет основными методами, способами и средствами получения,
хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером
как средством управления информацией, способен работать с информацией
в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
– способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых
для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
– способен анализировать и интерпретировать данные отечественной
и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях,
выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
(ПК-8);
– способен, используя отечественные и зарубежные источники информации,
собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить
информационный обзор и (или) аналитический отчет (ПК-9);
– способен использовать для решения аналитических и исследовательских
задач современные технические средства и информационные
технологии (ПК-10);
– способен использовать для решения коммуникативных задач современные
технические средства и информационные технологии (ПК-12).
В результате усвоения дисциплины студент должен:
знать:
систему основных показателей, характеризующих экономический
потенциал стран, для определения их места в мировой экономике;
вопросы ресурсного обеспечения экономического развития мирового
хозяйства;
систему современных международных экономических отношений
(МЭО) и их основные формы;
уметь:
использовать систему знаний о формах и направлениях развития
МЭ в решении конкретных вопросов обеспечения экономической безопасности
России;
определять основные проблемы, связанные с интегрированием
российской экономики в мировую;
5
Стр.5
выявлять проблемы национальных экономик отдельных стран
и регионов с точки зрения взаимоотношений мирового экономического
центра и мировой периферии;
характеризовать взаимозависимость и взаимообусловленность
развития различных форм МЭО;
владеть:
основными приемами анализа статистических данных о состоянии
МЭ на основе публикаций государственных статистических органов,
национальных и международных экономических организаций;
основными методами анализа статистических данных о состоянии
мирохозяйственных связей на основе публикаций национальных
и международных экономических организаций.
В УП представлена структура и формы организации практических
(семинарских) занятий, в том числе с использованием методов современных
образовательных технологий: докладов, рефератов, эссе, вопросов
для обсуждения, кейсов, дискуссий, тестовых заданий, аналитических задач.
УП содержит рекомендации по организации аудиторной и самостоятельной
работы студента, требования по балльно-рейтинговой оценке текущих
и промежуточных знаний, написанию курсовой работы, темы курсовых
работ, вопросы экзаменов и зачетов по МЭ.
6
Стр.6