Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Культурология. В вопросах и ответах. Учебное пособие. (220,00 руб.)

0   0
АвторыШалашников Геннадий Васильевич
ИздательствоИнститут законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации
Страниц94
ID209461
АннотацияВ издании в краткой, конспективной форме изложены ответы на вопросы, выносимые на экзамен по курсу "Культурология". Используя данное издание, студенты смогут формализировать и конкретизировать свои знания по предмету, получить целостное представление об изучающем предмете, повторить основные понятия, сформулировать примерный план ответа.
Кому рекомендованостудентам, аспирантам, преподавателям высших учебных заведений, научным работникам
Культурология. В вопросах и ответах. Учебное пособие. / Г.В. Шалашников .— Тула : Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации, 2013 .— 94 с. — URL: https://rucont.ru/efd/209461 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В итоге, в настоящее время насчитывается не менее четырёхсот научных определений культуры, которые культурология, как междисциплинарная наука, обязана учитывать при исследовании культуры. <...> Передача культуры заключается не только в прививании технических навыков (умения), но и в подавлении, ограничении, направлении в нужное русло биологических импульсов ребенка. <...> Культура всегда направлена на удовлетворение базисных биологических потребностей и основанных на них вторичных потребностей. <...> Развитие философских представлений о культуре Философско-антропологические основания культуры. <...> Одно из них состоит в необходимости для людей (за отсутствием готовой ниши в природе) трудиться и творить, создавая культурную предметность. <...> В качестве объекта философского рассмотрения культура представлена в ее философии. <...> Можно сказать, что в соответствии с природой философии, как учения о первоначалах и истоках общемировых и родовых форм сущ его при философском рассмотрении культуры, в первую очередь, должны осмысляться основания последней – то, чем культура детерминирована, то, откуда она проистекает и какими связями с сущим в целом и его родовыми формами определяется, а также то, что она, в свою очередь, обусловливает. <...> Если культура как целое выступает одним из объектов философского рассмотрения, то ее основания составляют предмет ее философии. <...> В теоретической репрезентации видов конечных оснований культуры философское содержание должно, естественно, находиться в синтезе с культурологическим. <...> Должной систематизации материала поможет структурирование оснований культуры по главным разделам философии как теоретической дисциплины и соответственно можно говорить об аксиологических, онтологических, гносеологических, философско-антропологических и социально-философских основаниях культуры. <...> Постоянное и взыскательное оценивание человеком окружающего, самого себя, своих действий и их последствий <...>
Культурология._В_вопросах_и_ответах._Учебное_пособие..pdf
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КУЛЬТУРЫ 1. Понятие и фундаментальные характеристики культуры Своим появлением слово «культура» (лат. cultura) обязано древним римлянам, которые обозначали им возделывание, обработку почвы. Со временем термин «культура» был перенесен на процесс «возделывания» человека через воспитание, формирование нравственных и гражданских добродетелей, что в древнегреческом языке выражалось словом «пайдейя». Окончательное становление «культуры» как самостоятельной научной и философской категории произошло во второй половине XIX в. В итоге, в настоящее время насчитывается не менее четырёхсот научных определений культуры, которые культурология, междисциплинарная наука, обязана учитывать при исследовании культуры. 1. Одним из наиболее распространённых подходов к определению культуры является антропологический. Согласно ему культура представляет собой всё, что создано человеком. Определение строится на оппозиции «естественный – искусственный», разграничивая вещи и явления, имеющие исключительно природное происхождение («натура») и связанные с человеческой активностью и деятельностью (культура). Первым строго научным определением, сформулированным в рамках данного подхода, стало определение культуры Э. Тайлора. 2. Аксиологический подход избегает выше упомянутой проблемы, поскольку исходит из оппозиции «культурный – некультурный», разделяя социальные и культурные аспекты в жизни человека. В качестве основы культуры здесь берётся система ценностей (название подхода происходит от философской науки о ценностях – аксиологии). В таком случае сами по себе общественные отношения и социальные группы относятся к жизнедеятельности общества, а всё, что связано с ценностным освоением мира – к культуре. 3. Достаточно близки к аксиологическим нормативные определения культуры, очень распространенные в западной культурной (социальной) антропологии (Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун, М. Мид и др.). Согласно данному направлению культура – это социальные нормы, определяющие поведение человека. 4. Принципиально иной взгляд на культуру предлагает нам деятельностный подход, достаточно распространенный в отечественной культурологии (Э.С. Маркарян, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов и др.). Согласно данной научной позиции, в основе бытия человека лежит деятельность – целенаправленная, орудийная и продуктивная активность. 3 как
Стр.1
Если всё бытие человека представляет собой деятельность, то культура – это особый способ или технология деятельности человека. 5. Знаково-символический подход интерпретирует культуру как мир смыслов, либо особую негенетическую «память» человеческого общества, которая кодируется, хранится и передаётся из поколения в поколение с помощью знаков. Под знаком понимается материально воспринимаемый предмет (явление, действие), замещающий в сознании человека другой предмет или представляющий некий смысл, отношение к чему-либо. Знаком может выступать слово, жест или вещь Американский ученый-антрополог Дж. Мердок следующим образом сформулировал фундаментальные характеристики культуры: 1. Культура не является врожденным качеством человека; культура передается новому поколению ее носителей посредством процесса научения, воспитания. 2. Передача культуры заключается не только в прививании технических навыков (умения), но и в подавлении, ограничении, направлении в нужное русло биологических импульсов ребенка. Поведение человека всегда носит культурный характер, то есть обусловлено культурой. 3. Культура носит социальный характер, то есть ее носители живут в организованных коллективах и под воздействием социальных факторов, члены такого коллектива сохраняют единообразие. 4. Культура по преимуществу идеационна, то есть групповые стереотипы поведения в той или иной степени отражены в нормах, то есть относительно устойчивы, регламентированы. 5. Культура всегда направлена на удовлетворение базисных биологических потребностей и основанных на них вторичных потребностей. 6. Культура имеет адаптивный характер, то есть она постоянно приспосабливается к среде существования, в которой живет коллектив ее носителей (природная среда, другие коллективы), к биологическим и психологическим потребностям и особенностям своих носителей. 7. Культура интегративна, то есть она образует согласованное целое, способна встраивать в систему своих норм, понятий, форм новые элементы, изменять уже существующие, постоянно воссоздавая целостность структуры. 2. Философия и культурология. Развитие философских представлений о культуре Философско-антропологические основания культуры. Одно из них состоит в необходимости для людей (за отсутствием готовой ниши в природе) трудиться и творить, создавая культурную предметность. Культура, развертываясь, компенсирует биологическую слабость человека 4
Стр.2