Т. Ю. Быстрова
ФИЛОСОФИЯ ДИЗАЙНА
Рекомендовано методическим советом УрФУ
в качестве учебно-методического пособия для студентов,
обучающихся по программе бакалавриата
по направлению подготовки
031600 «Реклама и связи с общественностью»,
по специальности 030602 «Связи с общественностью»
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2012
Б Б К Ю251.1я7
Б955
Р е ц е н з е н т ы:
кафедра технологий социального проектирования Екатеринбургской академии современного искусства (заведующий кафедрой <...> А. В. Коротич, доктор архитектуры, заслуженный изобретатель
Российской Федерации (Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт Российской академии архитектуры
и строительных наук)
Быстрова, Т. Ю.
Философия дизайна : [учеб.-метод. пособие] / Т. <...> ISBN 978-5-7996-0691-6
Для освоения базовых тем курса «Философия дизайна» предлагаются теоретический минимум, семинары, а также контрольные вопросы и задания, включающие тесты и фрагменты методологически
значимых текстов теоретиков и практиков дизайна. <...> Адаптируя курс именно к
коммуникативным специальностям, можно выделить три основные точки пересечения дизайна и PR-деятельности:
— Взаимодействие специалиста по коммуникациям с дизайнером в каком-либо общем графическом или веб-проекте (оформление буклета компании, каталога, подготовка рекламного макета для журнала, работа над сайтом компании и т. п. ) <...> . В данном
случае знающему правила и технологии оформления текста дизайнеру необходимо разъяснить, какие именно коммуникативные
задачи решаются в проекте, чтобы он смог найти выразительные и
композиционные средства для достижения этих целей. <...> Их использование делает текст бесцветным и неинтересным, тогда как, будучи грамотно описанными и представленными читателю, разнообразные решения и подходы, нюансы формообразования, особенности проектирования открывают целый мир, которому теоретики
уделяют не слишком много внимания. <...> Отсюда целью курса «Философия <...>
Философия_дизайна.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА
Т. Ю. Быстрова
ФИЛОСОФИЯ ДИЗАЙНА
Рекомендовано методическим советом УрФУ
в качестве учебно-методического пособия для студентов,
обучающихся по программе бакалавриата
по направлению подготовки
031600 «Ðåêëàìà и связи с îáùåñòâåííîñòüþ»,
по специальности 030602 «Связи с общественностью»
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2012
Стр.2
ББК Þ251.1ÿ7
Á955
Рецензенты:
кафедра технологий социального проектирования Екатеринбургской
академии современного искусства (заведующий кафедрой
Ï. À. Ïóòèíöåâ);
А. В. Коротич, доктор архитектуры, заслуженный изобретатель
Российской Федерации (Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский
институт Российской академии архитектуры
и строительных наук)
Á955
Áûñòðîâà, Ò. Þ.
Философия дизайна : [учеб.-метод. пособие] / Т.Ю. Быстрова.
Екатеринбург : Èçä-âî Óðàë. óí-òà, 2012. 80 ñ.
ISBN 978-5-7996-0691-6
Для освоения базовых тем курса «Философия дизайна» предлагаются
теоретический минимум, семинары, а также контрольные вопросы
и задания, включающие тесты и фрагменты методологически
значимых текстов теоретиков и практиков дизайна.
Адресована студентам гуманитарных специальностей и направлений
подготовки.
ББК Þ251.1ÿ7
ISBN 978-5-7996-0691-6
2
© Уральский федеральный университет, 2012
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Содержание курса «Философия дизайна»
В предлагаемой версии курс «Философия дизайна» предназначен
студентам, обучающимся по специальностям «Связи с общественностью»
и «Реклама». Естественен вопрос о том, зачем
специалистам по коммуникациям необходимо иметь представление
о дизайне и дизайнерах, что именно им нужно знать из этой
обширной и бурно развивающейся области деятельности, в каком
объеме и формате нужны эти сведения. Адаптируя курс именно к
коммуникативным специальностям, можно выделить три основные
точки пересечения дизайна и PR-деятельности:
Взаимодействие специалиста по коммуникациям с дизайнером
в каком-либо общем графическом или веб-проекте (оформление
буклета компании, каталога, подготовка рекламного макета
для журнала, работа над сайтом компании и т. п. ). В данном
случае знающему правила и технологии оформления текста дизайнеру
необходимо разъяснить, какие именно коммуникативные
задачи решаются в проекте, чтобы он смог найти выразительные и
композиционные средства для достижения этих целей.
Такое же взаимодействие с дизайнером, но в предметной
сфере (выставочный стенд, входная группа, интерьер для ведения
переговоров, бизнес-сувениры и т. п. ). Здесь PR-специалист
попадает в непривычную для себя предметную сферу, где
необходимо ориентироваться в стилях, материалах и технологиях,
представлять объемно-пространственное решение, знать психологию
восприятия форм, цветов, фактур и т. п.
Необходимость написания текстов различного характера
по поводу достоинств или недостатков дизайн-продукции.
3
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ....................................................................... 3
Содержание курса «Философия äèçàéíà» ................. 3
Категориальный àïïàðàò.......................................... 5
Основные проблемы курса ....................................... 6
Тема 1. Философское представление о äèçàéíå................ 15
Тема 2. Понятие «âåùü» в философии äèçàéíà................ 28
Тема 3. Эстетическая природа дизайна ........................... 31
Тема 4. Специфика проектирования вещи в дизайне ........ 39
Тема 5. Понятие «ôîðìà» в философии дизайна ............. 47
Тема 6. Функциональность вещи. Роль техники в дизайне 54
Тема 7. Смысловая структура вещи ................................ 56
Тема 8. Специфика стилеобразования в дизайне .............. 62
Тема 9. Проблемы дизайнерского творчества ................... 67
Этапы работы над креативным текстом о продуктах
дизайна ....................................................................... 71
Примерные темы рефератов и вопросы к экзамену ............ 73
Список рекомендуемой ëèòåðàòóðû................................. 75
Стр.79