Преобразовательная философия xviii века и теория
просвещенного деспотизма · · · · · · · · · · ·
·
·
· <...> Устойчивость этого движения идей вплоть до революции ·
vi. <...> Государственный социализм и его французский
предшественник — Дюпон Уайт
·
·
·
·
·
· <...> Государственный социализм — лишь возвращение
к просвещенному деспотизм <...> Одним из главных событий духовной жизни того времени был спор между сторонниками индивидуалистической и социалистической философии. <...> Идеи Анри Мишеля продолжают оставаться значимой частью наследия индивидуалистической философии. <...> 10
`_dg hgi]^j g ]kl _`em_l] _`n^]og]
***
Творческая биография Анри Мишеля представляет собой прекрасный
пример карьерных успехов, прижизненной, а не посмертной известности. <...> Философские воззрения Ренувье прошли долгий путь —
от идей, близких к социализму, до идеализма и продолжения философских построений Канта. <...> Он становится приверженцем идеализма и индивидуализма, признанным учеником и продолжателем идей Ренувье. <...> Мишель отмечает синкретический характер его
учения и прослеживает влияние на его философию целого ряда концепций: в первую очередь философии Сен-Симона, демократической
школы, Токвиля и идеологов революции 1848 года. <...> В 1903 г. Мишель активно включается в работу по созданию «Общества изучения истории революции 1848 г.» (Société d’histoire de la
révolution de 1848). <...> Sur l’histoire des théories politiques et sociales depuis la Révolution,
Paris, Hachette, 1895. <...> 12
`_dg hgi]^j g ]kl _`em_l] _`n^]og]
ства…», четко определил будущий объект исследований, и, наконец,
жестко высказался за то, что основу «Общества изучения революции
1848 г.» должны составить не политики, а профессиональные историки. <...> Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времен революции» — индивидуалистическая философия переживала глубокий
кризис. <...> Мишель сближает учение теократов, Гегеля и первых социалистов на том основании, что все они отстаивали необходимость усиления государства. <...> Этот новый индивидуализм <...>
Идея_государства._Критический_очерк_истории_социальных_и_политических_теорий_во_Франции_со_времен_революции_.pdf
63.3(4)
40
В. В. Анашвили, А. Л. Погорельский
-
В. Л. Глазычев, Л. Г. Ионин, А. Ф. Филиппов, Р. З. Хестанов
- :
М А. Идея государства. Критический опыт истории социальных
и политических теорий во Франции со времени революции / Пер. П. Рождественского
— М., 1909.
40
М А. Идея государства. Критический опыт истории социальных
и политических теорий во Франции со времени революции — М.: Издательский
дом «Территория будущего», 2008. (Серия «Университетская библиотека
Александра Погорельского»). — 536 с.
«Идея государства» — самая известная работа французского философа, историка государства
и права Анри Мишеля (1857 – 1904). В этой книге он стремился выявить естественные
связи учений о государстве у представителей различных направлений
философской и научной мысли и различных эпох, а также связи выдвигаемых ими
учений с общим развитием философии и общества в целом. В начале в. «Идея государства»
занимала почетное место среди наиболее актуальных философских трудов
и была настольной книгой для всех, кто сколько-нибудь серьезно интересовался философскими
учениями о государстве. Несомненным доказательством этой популярности
служит то, что за первые три года после первой публикации «Идеи государства»,
книга выдержала еще два издания, а всего во Франции «Идея государства» переиздавалась
более десяти раз. Последнее издание вышло в свет в 2003 г. в серии «Антология
французской философии». Неослабевающий интерес к наследию Анри Мишеля объясняется
тем, что его внимание было сосредоточено на непреходящих проблемах — соотношении
власти и свободы, прав и обязанностей личности, поиске оптимального
баланса между интересами общества и составляющих его людей. Книга может быть
интересна философам, историкам, политологам, а также всем, кто интересуется теорией
государственного устройства и философскими взглядами на государство.
isbn 5 – 91129 – 012 – x
© Издательский дом «Территория будущего», 2008
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Елена Браун. Анри Мишель и его научное наследие · · · · · 0%
Предисловие · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 12
Идея государства в эпоху административной
монархии xvii века · · · · · · · · · · · · · · · · · 2%
Преобразовательная философия xviii века и теория
просвещенного деспотизма · · · · · · · · · · · · · · 25
i. Вольтер ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
ii. Энциклопедия и Гольбах ·
iii. Физиократы ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
iv. Аналогичное движение за границей: Юм, Вольф ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
v. Устойчивость этого движения идей вплоть до революции ·
vi. Его характерные особенности ·
·
·
·
·
·
iv. Кондорсе, Кант, Фихте и философия права ·
v. Адам Смит и система естественной свободы ·
·
·
·
·
vii. Источники индивидуалистической мысли: ·
a) Картезианское влияние ·
b) Христианское влияние ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
viii. Моральный и политический априоризм:
разбор главных возражений ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 26
· 27
· 30
· 34
· 37
· 38
Индивидуалистическое движение в xviii веке · · · · · · · 41
i. Религиозный индивидуализм и американская революция ·
ii. Монтескье и теория политической свободы ·
iii. Руссо и народный суверенитет ·
vi. Каким образом соединение этих различных элементов дает
индивидуалистический тезис ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
ix. Пробелы индивидуалистического тезиса в xviii веке ·
·
·
·
·
·
·
· 41
· 42
· 46
· 53
· 60
·
·
·
·
·
·
· 63
· 67
· 67
· 72
· 73
· 76
5
Стр.3
Каким образом индивидуалисты xviii века понимали
взаимные отношения индивидуума и государства · · · · · · 78
Индивидуализм и французская революция · · · · · · · · 87
Заключительные выводы · · · · · · · · · · · · · · · 0%7
.
-
Глава i. Реакция во Франции· · · · · · · · · · · · · · 003
i. Теократы ·
ii. Галлер ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
iii. Дух и метод противореволюционной доктрины ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
ii. Английская историческая школа: Берк и теория политического
разума ·
·
·
·
·
·
·
·
·
Глава iii. Выводы из первой книги ·
.
-
Глава i. Сен-Симон и его школа·
i. Сен-Симон ·
·
ii. Пьер Леру
·
·
·
·
·
·
·
·
ii. Школа Сен-Симона ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Глава ii. Религия прогресса и религия человечества·
i. Бюше ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
ii. Первые французские коллективисты: Пеккер и Видаль ·
6
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 053
· 053
· 071
· 085
· 085
· 1%2
Глава iii. Авторитарный социализм · · · · · · · · · · · 100
i. Луи Блан и организация труда ·
· 100
· 11%
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
iii. Немецкая историческая школа: Савиньи и жизнь права
iv. Государственная теория Гегеля ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Глава ii. Реакция в Германии и Англии · · · · · · · · · · 023
i. Бентам и английская демократическая школа ·
· 003
· 013
· 018
· 023
· 03%
· 033
· 038
· 046
Стр.4
iii. Пробуждение коммунизма: Кабе ·
iv. Современный и античный социализм ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 113
· 116
Глава iv. Экономисты-диссиденты · · · · · · · · · · · 117
i. Сисмонди ·
ii. Христианская политическая экономия
и Вилльнев-Баржемон ·
iii. Бланки и Бюре ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 118
· 126
· 128
Глава v. Выводы из второй книги · · · · · · · · · · · · 132
.
- xix
Глава i. Переход индивидуализма xviii века в xix век · · · · 141
i. Дестю де Траси ·
ii. Дону ·
·
·
iii. Г-жа де Сталь
·
·
·
·
·
·
·
·
·
ii. Бенжамен Констан ·
·
ii. Ламартин ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 141
· 144
· 146
Глава ii. Доктринеры и либералы· · · · · · · · · · · · 148
i. Ройе Коллар ·
Глава iii. Демократическая школа · · · · · · · · · · · 168
i. Токвиль ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
iii. Метафизика демократической школы ·
iv. Постулаты ортодоксальной школы ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Глава iv. Ортодоксальные экономисты · · · · · · · · · · 185
i. Ж.-Б. Сэй и Росси ·
ii. Дюнуайе·
iii. Бастиа ·
Глава v. Либеральная школа и уклонение индивидуализма · · 204
i. Отрицательные взгляды либеральной школы ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
iii. Новая формула урезанного индивидуализма ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
ii. Преобладание экономических аргументов; дискредитирование
естественного права ·
·
·
· 148
· 154
· 168
· 175
· 182
· 185
· 187
· 2%0
· 2%8
· 204
· 107
· 210
7
Стр.5
Глава vi. Парадокс индивидуализма · · · · · · · · · · · 212
i. Фурье ·
ii. Прудон ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Глава vii. Выводы из третьей книги · · · · · · · · · · · 243
-.
-
Глава i. Политические и социальные тезисы Огюста Конта ·
i. Социальная физика ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
ii. Приложение социальной физики к политике ·
iii. Экономические взгляды Конта ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
iv. История мысли Конта и ее средство с предшествующими
направлениями ·
·
·
·
·
ii. Положительная наука о нравственности ·
iii. Выводы ·
·
·
·
·
·
·
Глава iii. Научный социализм ·
·
·
·
·
·
·
·
·
i. Утопический и научный социализм ·
ii. Основные тезисы коллективизма·
iii. Общество будущего ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 252
· 253
· 261
· 267
· 270
Глава ii. Современная социология · · · · · · · · · · · 277
i. Естественная история обществ ·
· 277
· 3%%
· 3%4
·
·
·
·
·
·
v. Историческое происхождение и логическая ценность
коллективистических тезисов ·
·
·
·
·
iv. Индивидуум и государство согласно научному социализму ·
·
·
·
·
·
· 3%5
· 3%5
· 3%7
· 305
· 310
· 315
Глава iv. Выводы из четвертой книги · · · · · · · · · · 322
.
-
Глава i. Смешение и несогласованность принципов · · · · · 33%
i. Пример, взятый из сочинений Лепле ·
·
8
·
·
·
ii. Примеры, взятые у школы историков: Тэн и Ренан ·
·
·
·
·
·
·
· 33%
· 333
· 212
· 227
Стр.6
iii. Пример, взятый у позитивизма: Литтре·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
iv. Примеры, взятые из современной социологии ·
v. Пример, взятый у научного социализма: Б. Малон ·
vi. Примеры, взятые у самого индивидуализма ·
vii. Выводы ·
Глава ii. Разложение индивидуализма и успехи
государственного социализма ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
i i. Каким образом способствуют этому экономисты ·
iv. Государственный социализм и его французский
предшественник — Дюпон Уайт ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
v. Государственный социализм — лишь возвращение
к просвещенному деспотизм ·
·
·
·
·
ii. Ренувье и требования логики ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
i. Каким образом либералы способствуют разложению
индивидуализма ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
iii. Каким образом способствует этому демократическая школа ·
·
·
·
·
· 338
· 342
· 345
· 35%
· 352
· 354
· 355
· 358
· 361
· 362
· 367
Глава iii. Сознание современного кризиса: Фулье и Ренувье · · 370
i. Эклектизм Фулье ·
· 370
· 381
-. -
-. - .
- ·
·
·
·
·
·
·
·
i. Чему учит нас история идеи государства ·
ii. Какие элементы решения дает нам эта история ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
iii. О том, что должен быть сделан свободный выбор между
гипотезами свободы и необходимости, для которого история
может дать предварительные указания, но которого не может
выполнить ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
vi. Характер указанного решения ·
·
·
·
iv. Расширение идеи справедливости ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
v. Очерк социально-политических применений такой идеи
справедливости ·
·
·
·
·
·
·
· 404
· 404
· 412
·
·
·
·
· 141
· 415
· 42%
· 422
Стр.7