ВЛАДИМИР ВАЛЬДЕНБЕРГ
ДРЕВНЕРУССКИЕ УЧЕНИЯ
О ПРЕДЕЛАХ
ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ
ОЧЕРКИ РУССКОЙ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ОТ ВЛАДИМИРА СВЯТОГО
ДО КОНЦА XVII ВЕКА
МОСКВА
И З Д А Т Е Л Ь С К И Й Д О М « Т Е Р Р И Т О Р И Я Б УД У Щ Е Г О »
2006
ББК 63.3
В 16
СОСТАВИТЕЛИ СЕРИИ: <...> Не было предметом особого исследования и то, какой представляется царская власть
в русской политической литературе — ограниченной или неограниченной, и исследователи останавливались на том и другом вопросе лишь
по связи с общей темой — историей царской власти вообще. <...> Об ограничении князя боярским советом Карамзин уже не говорит. <...> Из слов Карамзина
вытекает, что возникала независимость княжеской власти от народа
и от бояр — возникала неограниченность в смысле полноты и нераздельности власти. <...> Мысль его остается все время одна и та же
и может быть выражена очень коротко: неограниченность есть то же,
что самодержавие, и образовалась она постепенно из ограниченной
княжеской власти, главным образом под влиянием татарского ига. <...> На понятиях самодержавия и неограниченности
он останавливается мало. <...> указывает пути византийского влияния в России,
подчеркивает выдающуюся роль в этом отношении духовенства, особенно — высшего18, и затем рассматривает, как отразилось византийское влияние на складе русской жизни, на образованности, на монастырском строе, на положении духовенства, на отношении русских к
другим вероисповеданиям и, вообще, на религиозной мысли и, наконец, на политических отношениях. <...> Ввиду обстоятельности, с которой
автор рассматривает вопрос, можно быть уверенным, что в области
политических отношений он с исчерпывающей полнотой исследовал
все те стороны этих отношений, где сколько-нибудь отразилось византийское влияние. <...> На понятие неограниченности нет и намека в тех понятиях, которые, по исследованию <...> Итак, были нормы права, стоящие над властью московского государя; следовательно, к его власти никак нельзя
приложить понятие неограниченности <...>
ДРЕВНЕРУССКИЕ_УЧЕНИЯ_О_ПРЕДЕЛАХ_ЦАРСКОЙ_ВЛАСТИ.ОЧЕРКИ_РУССКОЙ_ПОЛИТИЧЕСКОЙ_ЛИТЕРАТТУРЫ_ОТ_ВЛАДИМИРА_СВЯТОГО_ДО_КОНЦА_ХVII_ВЕКА.pdf
ББК 63.3
В 16
СОСТАВИТЕЛИ СЕРИИ:
В. В. Анашвили,
А. Л. Погорельский
НАУЧНЫЙ СОВЕТ:
В. Л. Глазычев, Л. Г. Ионин,
А. Ф. Филиппов, Р. З. Хестанов
Печатается по изданию: Вальденберг В. Древнерусские учения
о пределах царской власти: Очерки русской политической
литературы от Владимира Святого до конца XVII века. Пг., 1916.
В 16
Вальденберг В. Е. Древнерусские учения о пределах царской власти:
Очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца
XVII века. — М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. (Серия
«Университетская библиотека Александра Погорельского»). — 368 с.
Владимир Евграфович Вальденберг (1871–1940) — историк, один из самых цитируемых
в мировой византинистике русских ученых. Родился в Москве, окончил юридический
факультет Петербургского университета, защитил диссертацию «Закон и право в
философии Гоббса», в дальнейшем занимался изучением проблемы сходства и различия
романо-германских и славянских политических понятий. «Древнерусские учения
о пределах царской власти» (1916) — одна из самых значительных работ В. Вальденберга,
явившаяся едва ли не первой в России монографией на эту тему. По словам
академика Н. К. Никольского, эта книга важна и для историков, и для исследователей
древнерусской литературы. В. Вальденберг объединил в своих трудах разносторонние
знания по византологии, русской истории, славяноведению и западно-европейским
доктринам с кропотливым пересмотром и критическим изучением рукописного
и печатного наследия древнерусской литературы. О В. Е. Вальденберге см. подробнее:
В. И. Земскова. В. Е. Вальденберг: биография и архив Рукописное наследие русских
византинистов в архивах Санкт-Петербурга / Под ред. чл.-корр. РАН И. П. Медведева.
СПб., 1999. С. 420–443.
isbn 5 – 91129 – 021 – 9
© Издательский дом
«Территория будущего», 2006
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Положение вопроса в литературе · · · · · · · · · · · · · · 7
Глава II. Общие источники политических идей
в Древней Руси · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 29
1. Св. Писание и отцы церкви · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 29
2. Византия · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 38
Глава III. Первые века · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 73
1. Древнейшая эпоха
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
3. Флорентийская уния и падение Царьграда
в их влиянии на учение о царской власти
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 73
2. Возникновение учений о пределах царской власти · · · · · · 112
· 141
Глава IV. Время Ивана III и Василия III · · · · · · · · · · · · · · 154
1. Писатели вне господствующих направлений · · · · · · · · · · 154
2. Подчинение церкви государству · · · · · · · · · · · · · · · · · 164
3. Свобода церкви · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 189
4. Гармония властей · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 204
5. Всемирно-историческое значение Руси · · · · · · · · · · · · · 218
Глава V. Время Ивана Грозного · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 224
1. Старые и новые идеи
2. Право совета
·
Глава VI. XVII век ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 224
· 244
3. Нераздельность царской власти · · · · · · · · · · · · · · · · · 262
·
· 290
1. Наследие Смутного времени · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 290
2. Подчинение государства церкви
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 302
3. Раскол · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 321
4. Славянофильство · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 333
Глава VII. Общие выводы · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 348
Стр.3