Дифференциация спроса на полиграфическую продукцию
приводит к значительным колебаниям производственно-технических
параметров заказов — форматов, объемов, тиражей. <...> Ивана Федорова при изучении дисциплин: «Организация и управление производством» (специальность
150601.65 — Материаловедение и технология новых материалов),
«Экономика и организация производства» (специальность 261202.65 —
«Технология полиграфического производства»), «Организация и планирование производства» (специальности: 220301.65 — «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)»,
220201.65 — «Управление и информатика в технических системах»). <...> Сущность организации производства
Производство в широком смысле представляет собой деятельность людей, направленную на создание материальных и нематериальных благ1, необходимых для существования и развития общества. <...> Характерными особенностями организации как социальных систем является то, что в них
люди осуществляют совместную деятельность с определенной целью
15
или по заранее установленному плану. <...> В классификации организаций оно относится к группе хозяйственных
организаций, деятельность которых направлена на удовлетворение
потребностей общества во внешней для организации среде. <...> Технологические связи в производственной системе более высокого порядка определяют движение предметов труда по операциям и стадиям производства. <...> Временные параметры технологических связей (движение предметов труда по операциям и стадиям производства) определяются на
основе методов сочетания операций во времени, а пространственные —
существующими способами размещения оборудования. <...> Традиционными способами обеспечения технологических связей
являются попроцессные технологические карты; технологические
карты заказа; нормативные технологические карты, которые также
используются для обеспечения кооперационных связей. <...> Определение временных параметров кооперационных
28
связей <...>
Организация_полиграфического_производства.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Московский государственный университет печати
имени Ивана Федерова
Г.В. Миронова, А.К. Ершов, Г.И. Осипова,
Н.М. Сперанская, Е.А. Кондрусь, А.В. Шелыгов
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО
ПРОИЗВОДСТВА
2-е издание,
переработанное и дополненное
Учебное пособие по дисциплине
«Организация производства на предприятиях отрасли»
Рекомендовано УМО по образованию в области полиграфии
и книжного дела для студентов вузов, обучающихся по специальности
080502.65 — Экономика и управление на предприятии (по отраслям)
Москва
2011
Стр.1
УДК 658.5:655
ББК 65.304.9
О 75
Рецензенты:
М.Е. Исакова, зав. лабораторией нормирования труда и заработной платы
ОАО «НИЦ «Экономика», доктор экономических наук, профессор;
В.А. Богомолова, доктор экономических наук, профессор кафедры
«Управление бизнес-процессами в медиаиндустрии» МГУП имени Ивана Федорова
Авторы:
Г.В. Миронова, А.К. Ершов, Г.И. Осипова, Н.М. Сперанская,
Е.А. Кондрусь, А.В. Шелыгов
О 75 Организация полиграфического производства : учеб. пособие / Г.В. Миронова
[и др.]; Моск. гос. ун-т печати им. Ивана Федорова. — М. :
МГУП им. Ивана Федорова, 2011. — 344 с.
ISBN 978-5-8122-1159-2
Учебное пособие является дополнением к базовым учебникам по дисциплине
«Организация производства на предприятиях отрасли». В учебном пособии рассматриваются
методологические и теоретические основы организации производства с
учетом особенностей полиграфического производства; основные тенденции и закономерности
развития организации производства на полиграфических предприятиях
в современных условиях.
Учебное пособие предназначено для студентов полиграфических вузов.
Печатается в авторской редакции.
УДК 658.5:655
ББК 65.304.9
ISBN 978-5-8122-1159-2
Миронова Г.В., Ершов А.К.,
Осипова Г.И., Сперанская Н.М.,
Кондрусь Е.А., Шелыгов А.В., 2011
Московский государственный
университет печати
имени Ивана Федорова, 2011
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................9
Глава 1. Методологические основы организации производства......11
1.1. Сущность организации производства........................................11
1.2. Производство как объект организации. Системный подход...13
1.2.1. Сущность системного подхода ............................................14
1.2.2. Предприятие как система .....................................................15
1.2.3. Законы и принципы организации ........................................21
1.2.4. Производственная система предприятия ............................23
1.3. Предмет и содержание организации производства..................25
1.3.1. Характеристика связей в производственной системе........25
1.3.2. Содержание организации производства..............................28
1.4. Организация производства как область научного знания
и сфера практической ее деятельности.............................................30
1.4.1. Организация производства как область
научного знания...............................................................................30
1.4.2. Организация производства как сфера практической
деятельности ....................................................................................31
Контрольные вопросы........................................................................33
Глава 2. Производственный процесс и принципы эффективной
его организации .....................................................................................35
2.1. Производственный процесс, его состав и структура................35
2.2. Классификация производственных процессов .........................36
2.3. Принципы организации производственного процесса ............41
Контрольные вопросы........................................................................47
Глава 3. Организация производственного процесса во времени .....48
3.1. Длительность и структура производственного цикла
печатной продукции...........................................................................48
3.2. Виды движения предметов труда по операциям
производственного процесса.............................................................56
3
Стр.3
3.3. Проектирование длительности производственного
цикла печатной продукции................................................................65
3.5. Социально-экономические аспекты сокращения
длительности производственного цикла издательской
продукции............................................................................................71
Контрольные вопросы........................................................................73
Глава 4. Типы, формы и методы организации производства ...........75
4.1. Типы организации производства ...............................................75
4.2. Формы организации производства.............................................78
4.3. Методы организации производства ...........................................87
Контрольные вопросы........................................................................88
Глава 5. Организация производственного процесса
в пространстве........................................................................................90
5.1. Виды производственных структур и их характеристика.........90
5.2. Классификация цехов..................................................................95
5.3. Производственная структура цеха.............................................99
5.4. Направления совершенствования производственной
структуры полиграфического предприятия ..................................102
Контрольные вопросы......................................................................104
Глава 6. Поточные производственные системы ..............................106
6.1. Характеристика поточной формы
организации производства...............................................................106
6.2. Проектирование поточных линий и их эффективность........109
Контрольные вопросы......................................................................117
Глава 7. Организация подготовки производства
на полиграфическом предприятии.....................................................118
7.1. Сущность, объекты, этапы и задачи комплексной подготовки
производства .....................................................................................118
7.2. Подготовка производства инноваций производственнотехнического
характера на полиграфическом предприятии ........123
7.2.1. Исследовательский этап подготовки производства
новой техники и технологии ........................................................124
7.2.2. Подготовка производства на этапе внедрения
новой техники и технологии ........................................................125
4
Стр.4
7.2.3. Технико-экономическое обоснование эффективности
внедрения новой техники и технологии......................................130
7.3. Подготовка заказов к производству.........................................145
7.3.1. Издательский этап подготовки изданий к производству.145
7.3.2. Подготовка изданий к производству
на полиграфическом предприятии. Технологическая
и организационная стадии............................................................151
7.3.3. Планово-экономическая подготовка заказов
к производству на полиграфическом предприятии....................157
Контрольные вопросы......................................................................166
Глава 8. Оперативное управление производством.
Организация оперативно-производственной деятельности
полиграфического предприятия .........................................................168
8.1. Типы систем управления производством................................168
8.2. Система управления производством «Точно в срок» ............173
8.3. Система управления производством MRP..............................176
8.4. Интегрированные системы управления предприятием .........178
8.5. Задачи и содержание организации оперативнопроизводственной
деятельности полиграфического
предприятия ......................................................................................183
8.6. Календарно-плановые расчеты производства
на полиграфическом предприятии..................................................185
8.6.1. Календарно-плановые расчеты производства
на межцеховом уровне оперативно-календарного
планирования.................................................................................187
8.6.2. Календарно-плановые расчеты производства
на внутрицеховом уровне.............................................................197
8.6.3. Календарно-плановые расчеты производства
при выпуске периодических изданий..........................................203
8.6.4. Методические основы разработки оптимальных
планов-графиков на полиграфическом предприятии.................205
8.7. Диспетчирование производства ...............................................214
8.8. Информационные технологии в организации оперативного
управления на полиграфических предприятиях............................221
Контрольные вопросы......................................................................225
5
Стр.5
Глава 9. Организация обеспечения качества продукции................227
9.1. Сущность и значение управления качеством..........................227
9.2. Технический контроль в системе управления
качеством продукции .......................................................................230
9.3. Организация технического контроля.......................................237
9.4. Учет и анализ брака...................................................................241
Контрольные вопросы......................................................................244
Глава 10. Организация вспомогательного производства
и обслуживающих хозяйств на полиграфическом предприятии.....246
10.1. Содержание и задачи технического обслуживания
полиграфического производства.....................................................246
10.2. Логистический подход к организации обслуживания
производства на полиграфическом предприятии. .........................249
Контрольные вопросы......................................................................252
Глава 11. Организация материально-технического обеспечения
производства на полиграфическом предприятии .............................253
11.1. Состав материальных ресурсов полиграфических
предприятий. Цель и задачи материально-технического
обеспечения производства...............................................................253
11.2. Организация поставок материальных ресурсов
на полиграфическое предприятие...................................................264
11.3. Организация управления производственными запасами.....272
11.4. Организация материально-технического обеспечения
цехов и участков полиграфического предприятия........................276
Контрольные вопросы......................................................................279
Глава 12. Организация складского хозяйства
полиграфического предприятия .........................................................280
12.1. Сущность, задачи и структура складского хозяйства ..........280
12.2. Организация складских операций..........................................284
12.3. Расчеты складского хозяйства, показатели эффективности
и направления совершенствования организации
складского хозяйства........................................................................286
Контрольные вопросы......................................................................288
6
Стр.6
Глава 13. Организация производственного транспорта..................289
13.1. Значение и задачи организации транспортировки грузов ...289
13.2. Объекты транспортировки грузов..........................................290
13.3. Определение грузооборота.....................................................291
13.4. Средства транспортировки грузов .........................................293
13.5. Факторы и критерии выбора транспортных средств............296
13.6. Расчет количества транспортных средств и рабочих...........297
Контрольные вопросы......................................................................300
Глава 14. Организация ремонта и обслуживания оборудования
на полиграфическом предприятии.....................................................301
14.1. Сущность и задачи ремонта оборудования...........................301
14.2. Структура ремонтного хозяйства...........................................303
14.3. Системы ремонта оборудования. Нормативы,
регулирующие ремонтные работы и техническое обслуживание
оборудования на полиграфическом предприятии.........................305
14.4. Планирование и организация подготовки ремонта
и технического обслуживания оборудования................................313
14.5. Организация проведения ремонтных работ
на полиграфических предприятиях ................................................315
14.6. Основные направления совершенствования
ремонтных работ...............................................................................318
Контрольные вопросы......................................................................321
Глава 15. Организация энергетического хозяйства.........................322
15.1. Роль и задачи энергетического хозяйства
полиграфического производства.....................................................322
15.2. Планирование потребности предприятия
в энергии различных видов .............................................................323
15.3. Основные пути совершенствования работы
энергохозяйства и экономия энергоресурсов ................................324
Контрольные вопросы......................................................................325
Глава 16. Проектирование и совершенствование организации
производства на полиграфическом предприятии .............................326
16.1. Организационное проектирование на полиграфическом
предприятии......................................................................................326
7
Стр.7
16.2. Исследование и анализ состояния организации
производства на полиграфическом предприятии..........................329
16.3. Рационализация организации производства
на полиграфическом предприятии..................................................337
Контрольные вопросы......................................................................339
Библиографический список ................................................................341
8
Стр.8