821
Два отклика на кончину Иоанна Павла II
1. <...> В первую часть, «Темы», включены работы, посвященные
свободе, дружбе, воле, опыту, времени, традиции, символу,
гуманизму, мифу, игре, современности, праву, счастью, мужеству, надежде, ближнему и дальнему, смерти, злу, дару,
посредственности, пустоте, цельности. <...> Чаще
всего они ставятся не отвлеченно, а в связи с каким-то сочинением, каким-то автором: так, о мужестве речь идет в
связи с Паулем Тиллихом и Мерабом Мамардашвили, о
символе – в связи с Гете и Пастернаком, о мифе – в связи с
К. <...> Свобода как эсхатологическая реальность
............................................................................................
На лампе, во тьме зажженной,
На лампе, потухшей к утру
На всех домах приютивших
Я имя твое пишу
На яблоке разделенном
Между зеркалом и жильем
На пустой моей постели
Я имя твое пишу
На псе моем бедолаге
На приподнятых ушах
На лапе его неуклюжей
Я имя твое пишу
На трамплине порога
На знакомых вещах
На пламени благословенном
Я имя твое пишу
На всякой познанной плоти
На лице моих друзей
На каждом рукопожатье
Я имя твое пишу
На окне выходящем в чудо
На внимательных губах
За полосой молчанья
Я имя твое пишу
На укрытьях моих разбитых
На рухнувших маяках
На стенах тоски и скуки
Я имя твое пишу
. 15 . <...> Как я его понимаю, в этой страсти к свободе» // В.В.Бибихин. <...> В контраст
этому С.С.Аверинцев («Поэтика ранневизантийской
литературы») напомнил о фундаментальном положительном значении этих представлений в византийской мысли
(да и вообще в средневековой христианской – примеры
Аверинцева взяты из Фомы Аквинского! да и вообще говоря: в классической христианской мысли, которой может
. 21 . <...> В России и в режимные годы была своя история свободы, не только история страданий и зверств – свободы чаще
всего одиноких и гонимых людей. <...> С.С.Аверинцев,
указывая на нелепейшие ошибки в тексте, сказал, что тот,
кто берется за евангельский сюжет, должен все-таки хоть
что-то узнать об этом. <...> В.В.Бибихин как-то – в самом начале 90-х – сказал <...>
Избранные_работы._Том_4._Moralia.pdf
Ольга Седакова
....................................
СТИХИ
ПЕРЕВОДЫ
POETICA
MORALIA
Стр.2
Ольга Седакова
....................................
MORALIA
эссе . лекции . заметки
интервью
*
*
*
*
Университет Дмитрия Пожарского
Москва 2010
Стр.3
УДК 821.161.1.
ББК 84 (2 Рос=Рус)6-4 + 84 (2 Рос=Рус)6-5
Подготовлено к печати и издано
по решению Ученого совета
Университета Дмитрия Пожарского
ISBN ?????????????????????
© Седакова О.А., 2010
© Райхштейн А.А., оформление, 2010
© Русский Фонд Содействия
Образованию и Науке, 2010.
Стр.4
...........................................................................................
Содержание
От автора . 8
I. ТЕМЫ
Свобода как эсхатологическая реальность . 13
Разговор о свободе с А.И.Кырлежевым . 30
Европейская традиция дружбы . 65
Голос друга. Голос Европы . 82
М.М.Бахтин – другая версия . 88
*
Мужество и после него. Заметки переводчика . 99
Гермес. Невидимая сторона классики . 125
Героика эстетизма . 176
Письмо об игре и научном мировоззрении . 198
Творчество и вера.
*
Время и язык. Автор и читатель . 208
О времени. О традиции.
О писаном и неписаном праве . 221
Оправдание права . 247
Морализм искусства, или о зле посредственности . 254
Власть счастья . 271
*
«Лучший университет» . 284
Ноль, единица, миллион.
Моцарт, Сальери и случай Оболенского . 292
Мудрость надежды: Данте . 310
. 5 .
Стр.5
............................................................................................
*
Ольга Седакова . Moralia
Искусство как диалог с дальним . 323
Благословение творчеству и парнасский атеизм . 334
Вещество человечности.
Беседа с Патриком де Лобье . 346
После постмодернизма . 361
Посредственность как социальная опасность . 376
Обсуждение «Посредственности».
Вступительное слово . 417
«Нет худа без добра».
*
О некоторых особенностях отношения
к злу в русской традиции . 430
Нам нечего сказать? . 453
Цельность и свобода . 460
Пустота: кризис прямого продолжения.
Конец быстрых решений . 478
Дитрих Бонхеффер для нас . 493
Апология рационального.
*
Сергей Сергеевич Аверинцев . 519
Символ и сила.
Гетевская мысль в «Докторе Живаго» . 548
Вечная память. Литургическое богословие смерти . 656
*
The Light of Life . 677
II. ЛИЦА
Наши учителя. Михаил Викторович Панов.
К истории российской свободы . 709
Последняя встреча . 719
. 6 .
Стр.6
............................................................................................
Учитель музыки.
Содержание
Памяти Владимира Ивановича Хвостина . 727
О Венедикте Ерофееве
1. Москва – Петушки . 741
2. Пир любви
на «Шестьдесят пятом километре»
или Иерусалим без Афин . 747
«Вечные сны, как образчики крови».
О Ю.М.Лотмане и структурной школе
в контексте культуры 70-х годов . 757
Рассуждение о методе . 768
Два отклика на кончину
Сергея Сергеевича Аверинцева
1. Памяти С.С.Аверинцева . 795
2. Слово С.С.Аверинцева . 799
О Владимире Вениаминовиче Бибихине
1. Место человека. На смерть В.В.Бибихина . 812
2. «Всё настоящее редко» . 816
«Михаил Леонович Гаспаров» . 821
Два отклика на кончину Иоанна Павла II
1. TOTUS TUUS . 826
2. В День Милосердия . 830
О Владыке Антонии Митрополите Сурожском
1. Проповедь для взрослых . 836
2. Сила присутствия . 844
Солженицын для будущего . 852
Отец Александр Шмеман и поэзия . 857
Алфавитный указатель . 860
. 7 .
Стр.7
............................................................................................
Ольга Седакова . Moralia
От автора
Этот том, для которого мне трудно было найти название,
состоит из двух неравных по объему частей: первая часть называется
«Темы», вторая – «Лица».
В первую часть, «Темы», включены работы, посвященные
свободе, дружбе, воле, опыту, времени, традиции, символу,
гуманизму, мифу, игре, современности, праву, счастью, мужеству,
надежде, ближнему и дальнему, смерти, злу, дару,
посредственности, пустоте, цельности. Эти темы можно отнести
к моральным – в старинном смысле этого слова. Чаще
всего они ставятся не отвлеченно, а в связи с каким-то сочинением,
каким-то автором: так, о мужестве речь идет в
связи с Паулем Тиллихом и Мерабом Мамардашвили, о
символе – в связи с Гете и Пастернаком, о мифе – в связи с
К.Кереньи и Т.Манном.
Жанры этих размышлений очень разные: некоторые из
них по качеству обработки близки к исследованиям, другие
более эссеистичны; это и интервью, и лекции, и выступления
в разных аудиториях; есть даже страницы из дневника и
письма. Составляя такую разнородную смесь, я исходила
прежде всего из темы, которая в них поставлена. О свободе,
например, можно говорить и в лекции, и в интервью, и в
письме.
. 8 .
Стр.8
............................................................................................
От автора
Вторая часть, «Лица», посвящена людям, для которых
естественно было жить в пространстве этих тем, решать их в
собственной судьбе и творчестве. Встреча с каждым из них
была для меня даром и уроком. Из тех, о ком здесь идет речь,
только о. Александра Шмемана и А.И.Солженицына мне
не приходилось встречать лично. С многими нас связывали
долгие отношения.
Читателя заранее благодарю за терпение и труд, которых
неизбежно требует общение с такими текстами.
О.С.
Азаровка, 30 сентября 2009
. 9 .
Стр.9