Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Нравственный потенциал
религиозного воспитания
Под редакцией
профессора В.Г. Тимирясова
Казань
Познание
2012
УДК 37.01:2
ББК 74.200.5
Н 86
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Рецензенты:
доктор исторических наук, профессор К.И. Корепанов;
доктор философских наук, профессор А.Г. Сабиров;
доктор исторических наук, профессор Б.Г. Кадыров;
кандидат педагогических наук, доцент Р.Ф. Гатауллина
Руководитель авторского коллектива:
доктор экономики, профессор В.Г. Тимирясов
Авторский коллектив:
д-р филос. наук, доцент О.Д. Агапов (гл. <...> Традиции православного воспитания в современной России 92
Глава 3. <...> О
дной из серьезных проблем бытия российского общества сегодня выступает проблема выстраивания устойчивых этнокультурных и межконфессиональных отношений как важнейшей сферы гражданского общества. <...> Вместе с тем утверждать, что процесс
институализации этнокультурных и конфессиональных обществ в
гражданское (со)общество обрел ясные тренды, тоже нельзя. <...> Впереди формально идет обрядовая сторона, а не содержание, поверхностное имитирование, а не широкое и энергичное движение навстречу
вызовам современности. <...> Полагаем, что одна из причин подобного
состояния дел связана с тем, что человеческий ресурс/капитал этнокультурных обществ представляют люди старше 50 лет, т.е. он
Введение
состоит из тех, кто сам недавно нашел время для новой социальной/
антропологической практики. <...> И наша основная беда в том, что молодежь, а главное, люди среднего
возраста/среднего класса не видят в этнокультурной и конфессиональной идентичности предмета приложения собственных сил, предмета
личностной заботы, антропологической практики. <...> На наш взгляд, вопрос вопросов – становление культуры этнокультурных и межконфессиональных отношений – содержится не
в социальной, а в антропологической плоскости, в его личностном
освоении <...>
Нравственный_потенциал_религиозного_воспитания_монография.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Нравственный потенциал
религиозного воспитания
Под редакцией
профессора В.Г. Тимирясова
Казань
Познание
2012
Стр.1
УДК 37.01:2
ББК 74.200.5
Н 86
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Рецензенты:
доктор исторических наук, профессор К.И. Корепанов;
доктор философских наук, профессор А.Г. Сабиров;
доктор исторических наук, профессор Б.Г. Кадыров;
кандидат педагогических наук, доцент Р.Ф. Гатауллина
Руководитель авторского коллектива:
доктор экономики, профессор В.Г. Тимирясов
Авторский коллектив:
д-р филос. наук, доцент О.Д. Агапов (гл. 1, 2, 3);
д-р ист. наук, профессор А.В. Скоробогатов (гл. 2);
д-р филос. наук, доцент Е.Л. Яковлева (гл. 1);
канд. пед. наук, доцент А.И. Скоробогатова (гл. 2);
канд. филос. наук, доцент С.Ф. Туктамышева (гл. 1);
канд. филос. наук, доцент М.А. Зайченко (гл. 1);
канд. пед. наук, доцент Ф.А. Саглам (гл. 3);
канд. пед. наук, доцент Х.М. Низамова (гл. 3)
Н86 Нравственный потенциал религиозного воспитания / О.Д. Агапов,
А.В. Скоробогатов, Е.Л. Яковлева и др.; под ред. проф. В.Г. Тимирясова. –
Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права,
2012. – 148 с.
ISBN 978-5-8399-0398-2
В монографии рассматриваются проблемы традиционной и современной
системы духовно-нравственного воспитания и образования в православии и исламе.
Религия как социальный институт во все времена была и остается носителем
нравственных ценностей, оказывающих влияние на формирование мировоззрения
человека, способного мыслить, нести ответственность за свои поступки и
оценивать происходящее вокруг.
Предназначена для научных и педагогических работников, практикующих психологов
и религиозных деятелей, творческой интеллигенции, студентов и аспирантов,
а также всех интересующихся проблемами религиозно-нравственного воспитания.
Может быть использована для разработки контента и в качестве дополнительного
материала по дисциплине «Основы религиозных культур и светской этики».
УДК 37.01:2
ББК 74.200.5
ISBN 978-5-8399-0398-2
© Институт экономики, управления
и права (г. Казань), 2012
© Коллектив авторов, 2012
Стр.2
3
Оглавление
Предисловие ............................................................................................4
Введение ...................................................................................................6
Глава 1. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО
ВОСПИТАНИЯ ........................................................................................27
§ 1. Нравственные ценности как основа общества .........................27
§ 2. Воспитательный потенциал религии .........................................47
Глава 2. ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ: ТРАДИЦИИ
И СОВРЕМЕННОСТЬ .............................................................................65
§ 1. История православного воспитания в России ..........................65
§ 2. Теория православного воспитания ............................................71
§ 3. Традиции православного воспитания в современной России 92
Глава 3. ВОСПИТАНИЕ В ИСЛАМЕ: ТРАДИЦИИ
И СОВРЕМЕННОСТЬ .............................................................................112
§ 1. Теория мусульманского воспитания ...........................................112
§ 2. Мусульманское воспитание в современной России ..................123
Заключение ..............................................................................................137
Библиографический список .................................................................141
Стр.3
ПРеДиСлОвие
Предлагаемая монография написана коллективом Научно-исследовательского
института социальной философии Института экономики,
управления и права (г. Казань) на основе многолетнего опыта
осмысления авторами процессов, происходящих в современной России.
Среди авторов монографии – представители различных гуманитарных
наук, уделяющие в своей преподавательской деятельности
большое внимание различным аспектам религиозного воспитания.
Одной из актуальных задач, стоящих сегодня перед обществом,
является подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно
мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь
и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом
интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.
В современном обществе, когда все чаще отмечаются различные
проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости
на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности,
проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого
поколения становится все более актуальной.
Современные отечественные науки, такие как социальная философия
и педагогика, все чаще осознают потребность в реформировании
образования, переосмыслении атеистической методологии и
применяемых образовательных технологий, которые ориентированы
главным образом на формирование у школьников «суммы знаний» и
определенных навыков их постижения.
Религия в этом смысле представляет собой неотъемлемый
компонент человеческой истории на разных этапах ее развития. Она
играет большую роль в формировании мировоззрения большинства
людей. В эпоху возрождения в нашей стране религиозных институтов
люди стали чаще посещать различные церкви, мечети, синагоги.
Стр.4
5
Цель светского воспитания – привить человеку культуру поведения
в обществе, что имеет исключительно социальное значение.
В этом случае не требуется его посвящения в глубинные тайны
мироздания.
Но если ситуации вдруг становятся нестандартными, а это
неизбежно происходит, так как жизнь нельзя заключить в какие-то
стандартные схемы, человек теряет ориентир своего поведения.
Более того, разные социальные группы и слои могут требовать
от личности совершенно разных моделей поведения, а нередко
человек под давлением общества и жизненных обстоятельств отходит
от привитых ему в детстве и юности социальных стереотипов
или иногда даже полностью меняет их.
В этом отношении философско-религиозное воспитание имеет
неоспоримое преимущество. Оно имеет не только социальное, но и
космическое значение, выводит человека в более широкую систему
координат, ставит его в бесконечную цепь не только социальной, но
и космической эволюции, формирует у него глубокий мировоззренческий
и духовный стержень. Только тогда личность сможет противостоять
любому давлению обстоятельств и людей и стремиться в
идеале к воплощению в себе не светского, а сакрального начала.
Цель настоящей монографии – представить основные направления
духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего
поколения и показать опыт их реализации в православной и мусульманской
религиозной традиции, оказывая тем самым содействие
в оптимальной организации учебно-воспитательного процесса и определяя
пути и возможности обращения к опыту религиозного воспитания
в системе образования современных детей.
Ректор Института экономики, управления и права (г. Казань)
профессор В.Г. Тимирясов
Стр.5